Внимание!


.

вторник, 22 апреля 2014 г.

"Прямая связь" с Наставником: ОТВЕТЫ. Часть последняя: ответы на анонимные вопросы и не только...

Этой части могло бы и не быть, но... она всё-таки родилась.
Следуя некоей хронологии и потому, что самой очень хочется вновь прикоснуться памятью к тому особенному, что в нашем Блоге было названо "финалом финала" (мастер-классы "десятки"), особо отмечу: финалисты-2014 проявили самое ценное качество не только современного учителя, но цивилизованного, выстраивающего свою конструктивную деятельность и управляющего собственным успехом (!) специалиста (за такими "охотятся" рекрутеры крупных процветающих кампаний, к слову, по нескольку кадровых предложений уже получили наши самые успешные конкурсанты-2014). Вы можете предположительно или даже наверняка сформулировать это качество?

Способность в процессе работы извлекать уроки и получать опыт (свой и чужой), его тут же применять, обеспечивая при том резкое возрастание всех показателей, значимых в деятельности работника в данный момент и в перспективе. Вот так, не больше  и не меньше!
Прошло время, страсти поулеглись, но тогда рождённый на крыле мой отклик на то, что и как сделала десятка финалистов, остаётся в моём внутреннем прочтении неизменным:

"Мастер-классы и Пресс-конференция участников-2014 дали непревзойдённые образцы, которые, быть может, долгие годы не будут повторены... На мой взгляд, это был пик успешности нашей "десятки", я бы сказала, что это был конкурсный шедевр! (При том, что жанр "мастер-класс" остаётся самым сложным и зачастую не даётся в том числе претендентам на получение президентской премии в 200 тыс. рублей и звание "Лучший учитель" в ПНПО) 
Не опускаясь до дурной театральности, удивительно артистично, методически виртуозно и необыкновенно глубоко по содержанию работали финалисты. Они не выжимали слезу из публики, они не пытались её рассмешить, они не интриговали, потому что непрошеные слёзы сами наворачивались на глаза, зал взрывался безудержным смехом, и было ТАК потрясающе захватывающе-интересно, что бОльшая часть зала поднялась на ноги, а от вспышек фото-камер рябило в глазах! Это была работа подлинных Мастеров!"


Вот почему на  вопрос из письма, полученного мною от Анонима, о том, что я считаю удавшимся в конкурсе, без колебаний отвечаю: способность значительной части участников оперативно и критично реагировать на свои конкурсные выступления (финал это ярко показал). Поскольку в финал не прошли те, кто сильно заявив о себе в первый конкурсный день (они были прекрасны на старте), растеряли своё лидерство, когда пришли на конкурсный урок... Для кого-то это было досадным сбоем или попросту неспособностью тогда взять нужную высоту. Для других... ( Как сказано у того дерзко-непочтительного автора письма без подписи "...ваши хвалёные пеликаны на сцене театра стояли с похоронными лицами, а вы в вашем блоге всё уговариваете их сорадоваться! Смешно!") Лица были разные, конечно, мне запомнились радостные, даже одухотворённые. Видимо через пелену предательских слёз не всё разглядела. А может и не хотелось выискивать тех, для кого праздничная церемония была в тягость, кто ушёл из Конкурса и Блога в аут убеждёнными, что "не поняли, не оценили-засудили". Но и такого рода участники пополнили свой опыт: сели не в свои сани, этот конкурс - не для них.

 ...А я вновь и вновь ломаю голову: ну почему конструируя урок (конкурсный!), мы трепетно задания пишем на листочках разного цвета и довольно много времени уделяем в ходе урока, чтобы ученики разгадали этот замысел учителя, но вместе с тем ничего не делаем для того, чтобы из пространства строго означенной темы урока "выйти в жизнь" и поставить учеников перед вопросом: а как это бывает не в художественном произведении, а в жизни? что вам известно об этом? Увы..! красивости урока застят учительский взор...
А теперь другой вопрос: "что в конкурсе убило вас?" (похоже Аноним неплохо знает импульсивную, "запенивающуюся" Татьяну Адольфовну...:))
Да жива я, жива. И Конкурс -2014 был столь достойным, что так ставить вопрос нет оснований. А вот самым большим разочарованием (это даже не огорчение, а именно так - разочарование) стала реакция участников-2014 (всех? части?) на явный, совершенно очевидный неуспех финалистки, когда её уход (бегство?) со сцены сопроводили аплодисменты сотоварищи... (Фёдор Иванович искренно считает, что конкурсанта зал "захлопал", а я его (Ф.И,) не разубеждаю, пусть считает, что зал дал реакцию профессионально-грамотных зрителей. Для тех, кто не понял: есть такое в практике публичных выступлений, когда зал аплодисментами отвергает - "захлопывает" - выступающего).

Что вижу за этими "аплодисментами"? вижу насквозь лживую позицию "жалельщиков", которые убаюкивают растревоженное "Я" конкурсанта, понимающего, что он чего-то не учёл, не додумал, где-то незнание и интуиция его подвели... А хор аплодирующих: "Всё хорошо, прекрасная маркиза..!" (Кстати, последующее совершенно замечательное его, конкурсанта, выступление подтвердило мою правоту: этот финалист имеет немалый потенциал и прежний неуспех его здорово мобилизовал; так что те унизительные для его достоинства аплодисменты стали основанием для того, чтобы мне понять: а не случайно ведь "хлопальщики" сидят на скамейке запасных, у них пока психология слабых учителей. Поясню. Меня поражали американские школьники , принципиально не подсказывающие одноклассникам, в том числе своим лучшим друзьям. На вопрос-изумление "почему" они, не менее изумляясь, отвечали, что если подсказать, то значит очень навредить другу: он останется слабым и в будущем будет рассчитывать на подсказку, а не на себя и свои силы. После такого объяснения чувствуешь себя припозоренным...)

- Самое большое открытие в Конкурсе? 
Их два. Это Елена Николаевна Савельева и Сергей Александрович Тупчиев. В моём воображении есть два "вида" совершенно классных учителей, подлинных педагогов. Названные глубоко уважаемые конкурсанты полностью согласуются с моим внутренним представлением о незаурядном учителе. Они удивительно разные , но и похожие в главном: самим фактом своего существования они уже обучают и воспитывают -  столь мощный они несут заряд подлинности. Я могла бы назвать Коваленко И.В., Захарову Ю.В., но они прежние Пеликаны и если у меня и состоялось их "открытие", то повторное или, скажем, с неожиданной стороны...

-Охарактеризуйте в двух словах Победителя.
Наталия Львовна Степанова - умный учитель и порядочный человек (глубоко уверена, что большинство, если не все добродетели, могут быть охвачены одним понятием порядочность; что же касается умный, то это, скажем прямо, явление нечастое).

-О вас даже не вспомнили на закрытии. Это справедливо и тоже вам понравилось? В блоге были только охи и ахи.
"На закрытии" подводились итоги конкурсных испытаний, это была церемония чествования участников и победителей. Ни об одном организаторе и исполнителе плана подготовки и проведения Конкурса речь не шла. А их (нас) если не сотни, то десятки точно. Да, справедливо. Конкурс детально анализируется, ему даются оценки, но в другое время и в другом месте. Что касается Блога Ассоциации, то он ярко и наглядно-убедительно пересказывал-описывал-живописал происходившее на Конкурсе, делал это корректно и практически безоценочно. И потом нужно признать, что благодарственных обращений (ко мне) Блог содержит прямо-таки избыточное количество. Именно об этом один из Ваших вопросов...

-Вам не надоело, что все лебезят перед вами и стараются угодить? 
Я встречаю разное отношение к себе, но оно, как правило, выстраивается в рамках служебного товарищества. Какое-то время у нас с очередной волной, действительно, строятся отношения по типу "учитель-ученик", но я сама прямо говорю об этом ("Час ученичества... он в жизни каждой торжественно неотвратим"...) В Ассоциации мы по-настоящему коллективно принимаем решения и отнюдь не всегда в моей версии.
"Лебезят" ли, "угождают" ли - об этом знают только носители этих или иных действий... Я исхожу из того, что каждый вправе сам определять стиль своего поведения-общения, но надо быть готовым к тому. что другие выразят-проявят к нему соответствующее отношение. Вы, Аноним, это "благополучно" сделали.
А я теперь выскажу Вам, что думаю по этому поводу. Я не отвечаю  авторам без имени, и давно заявила об этом в Блоге. Не хватает мужества написать открыто? тогда "платите" за это тем, что Вас "не услышат-не заметят". На всё интернет-сообщество я огласила Ваши (иногда непочтительные) вопросы и во всеуслышание дала на них ответы. В этом и есть различие между нами.

Уважаемые коллеги, Волна-2014 и все прежние и будущие "волны"!
Эксперты в области образования отмечают одну важную, по их мнению, проблему: отсутствие в российской школе возможностей для карьерного роста учителя. Это так  и не так, ибо помимо вертикальной карьеры (учитель-завуч-директор-работник отдела образования...) существует горизонтальная, когда в рамках, например, должности учителя происходит освоение сопряжённых видов и способов деятельности: учитель-блогер, член правления профессионального сообщества учителей, эксперт профессиональных конкурсов и проч.
Это очень интересная, непростая, но очень продуктивная траектория движения учителя с высоким уровнем притязаний (не амбиций, а именно притязаний). Об этом мы поговорим в следующий раз (у меня в комментариях есть должок по родительским собраниям, помню-помню..!) Сейчас же уместно сказать, что "Учитель года"  для серьёзно отнесшегося к нему педагога даёт большие возможности, показывает пути движения "по горизонтали" и "по вертикали".

Позвольте завершить недавно прочитанным сюжетом: "Когда Конфуция спросили, существует ли одно слово, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь, он ответил: "Это слово СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ". Помните, что ваш собеседник может быть полностью не прав. Но он так не думает. Не осуждайте его. По-иному может поступить каждый глупец.Постарайтесь понять его.Только мудрые, терпимые, незаурядные люди пытаются это сделать." (Г.Форд)
Пусть эти слова будут духовным наставлением всем тем, кто читал этот материал.
           

13 комментариев:

  1. Добрый вечер, Уважаемая Татьяна Адольфовна! Вот уже который раз читаю о тех "злополучных аплодисментах" на конкурсе и честно говоря, краснею. Очень хорошо помню этот момент и обдумывала его не раз. Ошибка учителя очевидна.... Реакция коллег непредсказума. .. Попыталась проанализировать свои собственные ощущения и пришла к выводу... Это была реакция безумно уставшего, находящегося на грани нервного срыва... Нет не учителя... Просто женщины... И сейчас прошу вас о СНИСХОДИТЕЛЬНОСТИ ко мне и коллегам если можно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Николаевна! Как сказал отец школьника на Вашем родительском собрании:"Семь лет хожу на собрания, а ничего подобного не видел". Корабли появлялись один за другим, а родительское доверие росло и крепло с каждой секундой. К аплодисментам зала добавились овации родителей как выражение признательности за созданный мост к разрешению вечного вопроса отцов и детей.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Наталья Александровна. Спасибо за одобрение. Я пыталась создать образ проблемы и образ одного из способов ее решения. Рада слышать что мне кое- что из задуманного удалось воплотить в жизнь) и спасибо!

      Удалить
  2. Елена Николаевна, а я много раздумывала над ответом ... Конфуция. Всё дело в том, что моё субъективное понимание понятия СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ включает в него и некую человеческую отстранённость и высокомерие... или не права?
    Чтобы прекратить мучиться, я убедила себя в том, что это переводчики дали не самый точный вариант того, что тогда действительно ответил Мудрец (Вы же знаете, сколь многозначны иероглифы). Я решила, что запомню ответ Конфуция как ВЕЛИКОДУШИЕ (это ведь ещё и очень по-христиански).
    ...Мои дорогие коллеги, конечно же мне дано понять, что в той вашей злополучной реакции было прежде всего желание поддержать, укрепить товарища... Но вы должны признать и тот факт, что ваше благое намерение получило неудачное воплощение, ибо в аплодисментах был и вызов, и демонстрация.
    Конечно, это простительно. Главное - делать выводы, извлекать уроки, становясь сильнее, становясь великодушнее.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Татьяна Адольфовна, а может снисходительность-это умение снизойти с любой высоты и стать на место другого человека, чтобы понять его...? Но в любом случае мудрец будет снисходительно- великодушным, а глупец в той же ситуации снисходительно-высокомерным.. Выбор ведь всегда есть)))

      Удалить
    2. Ваши слова столь глубоки, Елена Николаевна, что с ними невозможно не согласиться. Замечу лишь, что иному нужно не "снизойти с любой высоты", как Вы пишите, а ПОДНЯТЬСЯ, чтобы "... стать на место другого человека"...

      Удалить
    3. Да... И еще не понятно что сложнее...

      Удалить
  3. Евтушенко Е.Л.24 апр. 2014 г., 0:03:00

    Здравствуйте Татьяна Адольфовна, коллеги! С большим интересом изучала все пять выпусков. Для меня это колодец знаний, необходимой для работы информации: приходи, бери, используй, применяй... И хочется сказать огромное спасибо тем, кто делится, кто открыт для других. Трудно переоценить то, что даёт всем конкурс: и участникам, и не участникам (наблюдателям)... А вот недооценить очень легко... потому что оценка требует осмысления, труда ума, головы и сердца, как мы знаем, это трудоёмкий процесс...
    В конкурс каждый приходит за "своим интересом" (помните детскую игру "инте-инте-интерес, выходи на букву....) И жалко тех, у кого эти буквы складываются в злые, ехидные слова.
    А впрочем, у каждого есть выбор: кому -то ближе "похоронные", а кому -то - слова благодарности... громкой и тихой, иногда даже не словесной, а мысленной... Может быть поэтому не звучит со сцены громкое "Спасибо!" Наставнику!? Потому что настоящее, искреннее "Спасибо!" звучит не в словах, а в делах тех, кто понял, принял науку Наставника и множит в делах своих, неся знания другим. Не в этом ли истинное предназначение Учителя!? ( Но это только моё мнение, может быть кому -то важно слышать слова, просто для меня понятнее дело, поэтому и не понимаю вопрос анонима о словах благодарности со сцены) В прошлом году, готовясь к последнему классному часу в своём 11 классе, встретила притчу, которая отражала мои чувства. Вы знаете, дети поняли её! И сейчас часто получаю от них СМС с словами "А я говорю..." Для меня они дороже всех остальных слов...
    О Наставнике.
    "Однажды двое оказались в незнакомой стране перед высокой горой. Им надо было через нее перейти, но они понимали, что им нужен проводник.
    Проводник пришёл, и перед тем, как начать путь, он сказал:
    - Прежде всего, мы должны договориться с вами о взаимном уважении: я уважаю вас и ваш путь, а вы уважаете меня и мой опыт.
    Я много лет вожу людей, но каждый раз мы взбираемся на разные горы. Я знаю, как ходить по горам, но именно эту я вижу впервые. Поэтому не теряйте бдительности и будьте так же внимательны, как и я.
    Я могу только идти рядом с вами, но ноги за вас я передвигать не могу. Если вы не захотите пойти по пути, предложенному мной - это ваш выбор.
    В горах холодно - поэтому я не стану затягивать ваш путь. Я с вами временно. Я покину вас, как только пойму, что дальше вы сможете идти сами к той цели, которую себе поставили.
    И последнее. Я никому не скажу, что покорял с вами эту гору.
    И они отправились в путь. Это было нелегко, было и отчаяние, и новая надежда. И незадолго до вершины проводник покинул путников.
    И они дошли, и увидели восход солнца. С другой стороны горы оказался цветущий сад…"
    Татьяна Адольфовна, А Я ГОВОРЮ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые Елена Леонидовна, Наталья Александровна!
      Как же я благодарна факту существования письма без имени и адреса! Сколько мыслей и чувств вызвали у вас остро поставленные вопросы! Даю вам честное благородное слово, что, напряжённо следя за вашими мыслями, я думала-сопереживала Учителю, Наставнику, никак не отождествляя их с собой. Как много поучительного, по-настоящему мудрого (до пророческого) прозвучало здесь в ходе размышлений о куске (кусочке?) жизни тех, кто прошёл через наш Конкурс!
      Как я прочитываю ситуацию? Мы делаем с вами большое и важное дело (по моим внутренним ощущениям и внешним реакциям окружающих), работаем честно, нередко даже вдохновенно. Мы к сожалению ошибаемся, но искренне осознаём свою неправоту и стремимся быть лучше, работать продуктивнее. Наше дело привлекает к нам людей такого склада, которые не могут, не хотят, ни за что не согласятся воспринимать школу как работу, куда надо приходить, чтобы худо-бедно зарабатывать себе на жизнь. Они "любят школу в себе, а не себя в школе".
      А Наше Товарищество есть - для всех и каждого - награда и испытание.
      Прошу, будем только о "неанонимном".
      "Я никому не скажу, что покоряла с вами эту гору".
      (но точно знаю, что у меня есть настоящие подруги).

      Удалить
    2. Уважаемая Татьяна Адольфовна, мне очень дороги Ваши слова. Кто хоть раз был причастен к Делу Ассоциации, уже не сможет оставаться вне общественной организации. Согласно Притче (Прит.15:12) только "Неучимые люди стремятся к автономности".

      Удалить
    3. О, это точно не про нас и нашу Ассоциацию! :)

      Удалить
  4. Елена Леонидовна, перечитала притчу много раз. Вместе перешла гору с Наставником в рассказе...
    В мудрой притче говорится обо всём, что каждый из нас проживал и продолжает проживать в Конкурсе, после, вне.
    Искренняя благодарность Наставнику, большей частью тихая, это то, что дает силы продолжать путь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, накапливайте силы, бережно их расходуйте (если такое вообще возможно!) : Вы (и Ваши товарищи и единомышленники) уже теперь Наставники для многих, а впереди предстоит ещё более трудная миссия - в полном объёме сменить нас, старшее поколение, которое не слишком отчётливо , но ежемгновенно уходит...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!