Внимание!


.

воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Проблема нравственного становления личности подростка

Автор статьи - Анна Анатольевна Гончарова,
учитель начальных классов МБОУ гимназии №69,
член Совета Ассоциации.
Всероссийский проект "Читать не вредно - вредно не читать", который стартовал 2 сентября 2013 года, завершается: за это время я прочитала 38 интереснейших, познавательных, увлекательных, заставляющих размышлять, а иногда и смеяться, книг...  И отзывом на последнюю прочитанную книгу Лии Симоновой "Круг" не могу не поделиться с вами, уважаемые читатели Блога.
Роман поднимает проблему нравственного становления личности подростка.
Автор подводит и героев, и читателя к пониманию важнейших духовных ценностей. Герои книги обычные старшеклассники, которые пытаются разобраться в самих себе, выяснить, где добро, а где зло.
Понять к чему им стремиться? Каждый из ребят решает какие-то вопросы, которые для него кажутся сложными, а окружающие его не понимают. Казалось бы, еще совсем недавно ваш сын или дочь были ласковыми и послушными, а теперь стали просто невыносимыми: грубят на каждом шагу, огрызаются, на замечания отвечают резкостью, а то и дверью хлопнут так, что стекла дрожат... Что с ними происходит? 
...Они повзрослели... 
В юношеском возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, познание себя. Подросток наслаждается своими переживаниями, открывает целый мир новых чувств. Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности - все эти проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются, вызывая изменения в поведении и недоумение и раздражение у родителей. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу...
"У нас переходный возраст. Формируются наши взгляды, характеры, вкусы, отношение к жизни, а мы то и дело сталкиваемся с грубостью, цинизмом, лицемерием и фальшью. Может, это хорошо? Закалимся?..." 
В центре романа старший класс образцово-показательной школы. У ребят складываются непростые отношения с родителями и учителями. Между собой им тоже трудно найти общий язык. Первая любовь и жестокое разочарование, ложь взрослых и переоценка ценностей… Подростки по-разному демонстрируют свою взрослость и запутываются. 
"Наверное, мы несчастливое поколение, потому что не доверяем друзьям, а тем более взрослым. Взрослые, превратив нас по подобию своему в консервные банки с удобной для них начинкой, забыли приложить к этим банкам ключи и сердятся, что не могут открыть. На кого сердятся?…" 
Образы учителей у Лии Симоновой тоже разные: и учитель сомневающийся, и учитель ретроградный, и учитель прогрессивный, и учитель не вмешивающийся... 
"Родители не всегда имеют силы и время для воспитания, а воспитание учителей сводится к нотациям и окрикам. Человека в ученике не видят." 
 * * * 
"Не боится, - с горечью подумала Надежда Прохоровна (директор школы). - Высказала все, что думает, и полным именем подписалась. Ничего они, теперешние, не боятся. А мы привыкли бояться…" 
 * * * 
"Мы упрекаем детей в жестокости, но мы столько лет возвышали жестокость в подвиг, если нам казалось, что она для пользы дела. Мы требуем от них сострадания, но разве мы не внушали всем, что жалость унижает, и не оправдывали беспощадность во имя великой цели?.. Прошлое мстит нам в наших детях."
* * * 
"Взрослые народ загадочный. Некоторые черствы, другие заносчивы, а иные назойливо добросердечны. А те, о которых Сент-Экзюпери сказал: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко и от этого, признаться, не стал думать о них лучше», - враги." 
 * * * 
"- Чем же, по-твоему, живут взрослые? 
 - Господи, да они и не живут вовсе. Делают вид, что живут. Видимость жизни. Будто работают. Будто веселятся. Будто стремятся к чему-то. А сами безрадостные... Показуха! Везде одна показуха!.." 
...Только один из учителей, вчерашний студент, молодой преподаватель истории и пытается понять ребят, найти общий язык. Остальные упорно "гнут свою линию", не пытаясь разобраться, что не так в отношениях с ребятами. Чем вызывают не только пренебрежение к себе, но и ненависть... 
В этой книге автор делает упор на "время перемен", которого якобы не замечает старшее поколение. 
Вы думали, что всё на свете знаете, 
Но перестройки время вдруг пришло. 
И вы теперь детей не понимаете, 
И думаете: "Что произошло?" 
Для вас мы слишком быстро повзрослели, 
Стоим всё время мы на грани, на краю... 
Всем классом по футболу фанатели,
Стараясь скрыть печаль и скорбь свою. 
Зачем с нами жестоко обращались, 
За дверью, как преступников держа? 
Нас унижая, вы все развлекались - 
Вы, кого зовём УЧИТЕЛЯ...
Нинель Макошина 
2006 г. 
Сейчас эти проблемы никуда не делись. Уважение и доверие к учителю - редкий гость и в современных школах. Тяжелая эта книга, жизненная – о юношеской беспощадности, о переходном времени – в формировании личностей каждого из юных героев, и в стране, в эпохе в целом. 
Юным душам очень нужен наставник, нужна твердая, верная, смелая, мудрая рука, которая поведет их вперед, покажет путь к дороге добра. Таким наставником может стать вовремя прочитанная достойная КНИГА, которая может научить, предостеречь, вовремя, остановить, уберечь... Я благодарна проекту - в этом году у меня были мудрые учителя.
Прочитать книгу здесь.

8 комментариев:

  1. Прекрасная рекомендация! Спасибо, обязательно прочту!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Елена Николаевна! Будет время - прочитайте обязательно... Слишком часто стали заканчиваться бедой "противоречия" между взрослыми и детьми в современном мире, а как помочь пережить переходный возраст подросткам для себя должен решить каждый учитель.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Анна Анатольевна! Читала пост и была твердо уверена, что книга Лии Симоновой "Круг" наших, десятых, годов...
    К сожалению, учитель до сих пор не всегда владеет знаниями психологии... Многие сетуют, что государство сокращает количество ставок учителей-психологов. По моему пониманию в каждом классе ЕСТЬ психолог - учитель, который входит в кабинет. Много вопросов поставила статья. Уверена, что дочитав книгу до конца, смогу найти ответы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Финал книги трагичный.... Ни учителя, ни родители не смогли повлиять на ситуацию, сложившуюся в классе. Размышляя, пришла только к одному - "учить может только мудрость"... Мне эту мудрость дают книги:))

      Удалить
  3. Какие страшные слова: "школа" - "трагедия"... Пусть нам хватит мудрости, знаний, опыта сделать так, чтобы слово "школа" имела синонимы "радость", "успех", "дом, в котором тебя понимают, ждут, принимают"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудно не согласиться, Наталья Александровна! Сложность заключается не только в том, что подростки острее воспринимают трудности, но и в том, что в силу своих ограниченных возможностей они зачастую не в силах с ними справиться. Взрослые должны быть рядом!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Я читала эту книгу... Безрадостное она на меня произвела впечатление... Поднимает тяжелые и иногда неприятные вопросы, которые прокручиваешь в голове снова и снова. "Как же скверно устроена жизнь, если силы и желание вмешаться возникают только тогда, когда уже надо расследовать и наказывать. И совсем редко для помощи и сочувствия?!" Такова, к сожалению, реальная жизнь. А мы должны это предусмотреть, предотвратить, исправить... Так ведь?

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый день, Эльвира Ульфатовна!
    " …Я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут. А я тут подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по–настоящему."
    Дж. Сэлинджер
    Размышляла над позицией учителя и лучше, чем автор "Над пропастью во ржи" и не скажешь. В помощь педагогам могу предложить еще одну книгу Валентины Казанской "Подросток. Трудности взросления", в которой автор разбирает конкретные примеры и случаи, отвечает на многие вопросы, возникающие как у специалистов, так и у родителей.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!