Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

четверг, 3 апреля 2014 г.

Воспитательное мероприятие-экспромт, или Учитель - всегда воспитатель

Автор статьи - Шемякина Эльвира Ульфатовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №83,
член Совета Ассоциации.
В 2014 году впервые финал конкурса «Учитель года города Краснодара» длился два дня. Уже были позади уроки и самоанализы, 13 конкурсантов перешли в ряды пассивных участников, став зрителями действа, а 10 финалистов, успешно прошедших предыдущие туры, продолжили бороться за звание «Учитель года города Краснодара-2014».
С этого момента начинается особенный этап – теперь участники должны показать себя как Педагоги – профессионалы, Практики и Психологи.
 На большой сцене, перед Большим жюри, перед своими сотоварищами по Конкурсу, перед Ассоциацией участников «Учитель года города Краснодара», перед чужими группами поддержки и просто зрителями.
Шесть тем воспитательных мероприятий получили конкурсанты несколько месяцев назад, но только одну из них надо будет раскрыть. Темы этих мероприятий глубоки и неоднозначны, они предполагают прочтение под разным углом зрения, и что именно увидят в них конкурсанты и как сумеют передать свои мысли – очень точно показывает как Педагога, как Психолога и Практика.

Всего 15 минут или целых 15 минут длится первое задание IV тура – воспитательное мероприятие-экспромт, и эти 15 минут – показатель колоссальной работы конкурсанта за все предшествующие месяцы.

Но по традиции начался день с выступления председателей номинационных жюри, и первой вышла на сцену председатель жюри в номинации «Традиции и новаторство в педагогике» Гайдук Татьяна Алексеевна, директор лицея №48.
Ее слова были о том, что сочетание традиции и новаторства – это социально-культурный феномен отечественной педагогики, что традиции должны соблюдаться, а инновации носить творческий характер. Немало добрых слов сказала Татьяна Алексеевна в адрес конкурсантов своей номинации и пожелала всем творческого взлета в профессиональной деятельности.

Ботвиновская Алла Григорьевна, директор гимназии №87, председатель жюри в номинации «Учитель – исследователь», говорила о том, что не смотря на нескончаемый ворох бумаг и сложность работы учителя, яркие и талантливые педагоги есть, и ей приятно было видеть их в номинации «Учитель-исследователь».

Краева Светлана Николаевна, директор гимназии №25, председатель номинации «Свобода и демократические ценности», отметила, что хоть номинация и была самой малочисленной, но она была очень профессиональной.
Отстаивать традиционные учительские ценности, будучи свободным и демократичным, очень сложно, но конкурсантам удалось показать это в своих методических лабораториях и уроках.

Пока участники каждой номинации дарили букеты председателям своего жюри, из зала тихо вывели Шинкаренко Елену Вячеславовну. «Началось», - подумала я. Мне было отлично известно, куда ее повели – в «тайную комнату», где в эту самую минуту ей, самой первой из конкурсантов, становится известна тема воспитательного мероприятия – экспромта.
Прозвучали напутственные слова Татьяны Адольфовны, и 9 финалистов вывели из зала, а на экране появились темы…

И тут появились они – нарядные, серьезные, торжественные второклассники 101 школы. Пока Елена Вячеславовна шла к ребятам, Татьяна Адольфовна продемонстрировала нам, как должен вести себя учитель-конкурсант, когда до начала урока еще есть время, а детей уже привели.
Уверенна, что во II туре многие участники попали в такое же положение: томящиеся дети, выжидательное жюри, скучающие гости на уроке и 2-3 минуты до звонка. Как неловко они тянутся, если учитель молчит… А Татьяна Адольфовна заговорила с детьми. Просто задала им несколько вопросов. Удобно ли? Как они обычно встречают учителя? Как здороваются? И мы все увидели, что дети чуть расслабились. Настоящий Учитель воспитывает своим поведением и образцом каждую минуту…

Но появилась Елена Вячеславовна Шинкаренко, учитель начальных классов 48-ого лицея, и действо началось.

Что такое сила воли? Как ее воспитать? Зачем нужна сила воли? Как оценить ее у себя? Вопросы, которые задавала Елена Вячеславовна, побуждали малышей высказываться, думать... Утренняя зарядка, лень, нежелание справляться с трудностями – вот о чем говорили учитель и дети. Малыши были выше всяких похвал. Они рассуждали и помогали, строили предположения и доказывали. Слушать их было одно удовольствие.

 Степанова Наталия Львовна, учитель начальных классов 100-ой школы,  помогла детям понять, что только открытое сердце способно почувствовать добро.
Третьеклассники выбирали главные качества, которые хотели бы видеть у себя и других - это оказались честность и любовь. Ребята пришли к выводу, что только человек с открытым сердцем может уравнять на невидимых весах слова «хочу» и «должен», и что не всегда «хочу» понравится окружающим, а человек должен заботиться и любить своих близких. Хочется отметить удивительную манеру общения с малышами Наталии Львовны, ведь всё, начиная от обращения «Друзья мои!» и заканчивая аплодисментами учителя за самые удачные ответы – было так просто и естественно. Жюри – не было, зрителей – не было, были только эти дети, с которыми говорили, как с равными.

Коваленко Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов 92-ой гимназии,  начала разговор с третьеклассниками словами из сказки Г. Х. Андерсена про злого тролля и его кривое зеркало.


А потом она превратилась в фею, которая могла бы выполнить многие желания детей. Так постепенно Ирина Вячеславовна подвела детей к понятиям «хочу» и «надо», и ребята выясняли, что мешает им выполнять свои обязанности, что произойдет, если каждый будет делать только то, что хочет, что такое сила воли, и каких волевых людей дети знают. Оказывается, самым волевым человеком ребята считают своих мам, ведь они столько всего должны успевать дома, не отдыхая, как хочется. Ирина Вячеславовна рассказала детям о слепом музыканте, о безруком гитаристе, о Паралимпийской сборной России.
А в конце мероприятия ребята взялись за руки и исполнили веселый танец.

Плашинова Анна Андреевна, учитель английского языка гимназии №72
выбрала для внеклассного мероприятия параллель 5-ых классов, поэтому ее тема звучала так: «Что такое благоразумие?».
Ребята говорили о том, что означает это слово, что значит вести себя благоразумно, к чему может привести неблагоразумие взрослых, и как оно может сказаться на жизни других людей.

 Тупчиев Сергей Александрович, учитель математики гимназии №36 вел разговор с пятиклассниками, которые поражали весь зал своими полными, рассудительными ответами.

Дети находили плюсы и минусы конфликтов и говорили о том, как можно их избежать.

Кондрашева Светлана Сергеевна, учитель биологии гимназии №82,  предложила пятиклассникам тест для того, чтобы определить, насколько каждый из них благоразумен.
Светлана Сергеевна задавала ребятам неоднозначные вопросы, требующие подумать над тем, какого человека мы можем назвать благоразумным.

Кисличко Виктория Михайловна, учитель английского языка школы №85,  проводила внеклассное мероприятие с детьми-шестиклассниками.
Ребята узнали, кто заботиться об их безопасности, люди каких профессий стоят на страже порядка и здоровья граждан, но самое главное – человек сам должен понимать, где может подстерегать опасность и быть благоразумным, стараясь ее избежать.

Савельева Елена Николаевна, учитель физической культуры школы №14, начала свою беседу с чтения стихотворения Алексея Толстого «Благоразумие», но при этом не говоря его название.
Дети попытались угадать, о чем пойдет речь, и им это удалось.
Если кто меня обидит,
Не спущу я, как же можно!
Из себя как раз я выйду,
Осторожно, осторожно!
Без ума могу любить я,
Но любить, конечно, с толком,
Я готов и правду резать,
Тихомолком, тихомолком!
Используя слова стихотворения, ребята пытались объяснить, какого человека мы называем благоразумным и есть ли это хорошо? И как в разных ситуациях будет поступать благоразумный человек ? Бросаться в воду, чтобы спасти тонущего, не умея плавать или бежать за помощью? Знать о пользе здорового образа жизни и при этом иметь вредные привычки? Благоразумный – значит думающий о благе не только своем, но и других. Тут Елена Николаевна попросила детей стать на среднюю ступеньку лестницы и сказала, что возвыситься над другими можно двумя способами: унизив другого и опустив его ниже, либо же преодолевая себя, свои недостатки, стать выше другого, подняться на одну ступеньку вверх.


Чирухина Наталья Николаевна, учитель технологии школы №95, разобрала с детьми-шестиклассниками, что означает слово «благоразумие», используя толковые словари.

Дети подбирали синонимы и антонимы к этому слову, определяли преимущества благоразумного человека, а потом подбирали окончание фраз «Благоразумие уберегает от …», «Благоразумие позволяет избегать …».

Захарова Юлия Владимировна, учитель английского языка гимназии №23, выбрала для внеклассного мероприятия 9 класс, и тема их беседы была «Прощать – значит любить».
Что значит «прощать», и почему подчас это так трудно? Что значит «любить»? Меняются ли со временем эти понятия? Дети обсуждали то, что готовы простить, и что может перевесить их обиды… Беседу сопровождал прекрасный визуальный ряд, что помогло создать у детей особое настроение – покоя и созидания.

Вот такие разные были конкурсанты – финалисты… Грамотные, умные, чуткие, внимательные к детям и слову… Хочу выразить искреннюю благодарность за их труд и творческий поиск! Современный учитель – это прежде всего воспитатель, в этом мы сегодня убедились. Спасибо!

5 комментариев:

  1. Уважаемая Эльвира Ульфатовна, сердечно благодарю за ...(задумалась: пост? сообщение? репортаж? - всё так и не так, поскольку это нечто бОльшее)
    возможность вновь пережить..., вернуться и углубиться в мысли, вспыхивавшие в ходе конкурсных испытаний, но быстро гаснувшие, поскольку было ежесекундно до десятка переменных величин, которые отслеживала, держала в поле зрения; спасибо за возможность посмотреть Вашими глазами на конкурсное действо, в название которого Вы включали слово "практик"... Позвольте чуть задержаться на этом.
    1.Педагогика и психология, действительно, имеют как теоретическую, так и практическую (прикладную) составляющие.
    2. Название четвёртого тура - "Учитель-профессионал - Педагог и Психолог" несёт в себе такую идею: если мы имеем дело с учителем - подлинно профессионалом, то он обязательно является и педагогом, и психологом.
    Вы, Эльвира Ульфатовна, от себя добавили слово "практик", вероятно желая подчеркнуть, что этот тур предполагает практическую деятельность конкурсантов. Но оказалось, что Ваша оговорка была не случайной: если чего-то и не хватало иным финалистам, так это знания теории (в педагогике и психологии), они вразмашку "плавали вольным стилем", иные барахтались (начни бы жюри задавать вопросы, то точно бы пошли ко дну).
    Далее хочу оправдаться: даю Вам честное благородное слово, что никому ничего не "преподносила": я обратилась к второклассникам, поскольку учитель запаздывал, а ребятам было слегка боязно - я это "кожей" чувствовала - и потому попыталась скрасить их ожидание (мне и в голову не пришло, что кому-то что-то в этот момент следует или можно продемонстрировать:))
    Далее. Хотите честно? Я не верю в "колоссальную работу конкурсантов" по подготовке воспитательного мероприятия... Мне они показались сшитыми на живую нитку, эклектичными, где-то с нагромождением "приёмов" (и потому недодуманных), за которыми места реальному ребёнку не осталось; а где-то учитель нашёл один-единственный сюжет, уцепившись за который, решил, что "вытащит" всё мероприятие. Конечно же эти утверждения не распространяются на всю десятку...
    Понимаю, что говорю (пишу) общо, истина всегда конкретна, и мне нужно или переходить на конкретные примеры, или завершить свой комментарий...
    Ещё раз выражаю свою признательность Вам, Эльвира Ульфатовна, за замечательное сообщение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Действительно, оговорилась я... Случайно, конечно, но ведь действительно, мысль, что не хватает некоторым конкурсантам теории была.
      А что касается того приема, который Вы неосознанно ... опять пишу продемонстрировали, потому что не могу подобрать другого слова. Я хотела обратить внимание прошлых и будущих конкурсантов на то, что детей ДО урока надо занять чем-то, отвлечь совсем чуть, помочь расслабиться. Они ведь тоже нервничают... В просмотренных мною уроках во 2-ой конкурсный день не все участники так делали, иногда мы (жюри, гости, дети и учитель) тягостно ждали, когда же прозвенит звонок.

      Удалить
    2. Эльвира Ульфатовна, я Вас хорошо, а главное правильно, поняла. И не в претензии... просто смутилась, что вроде только что и делаю, как "поучаю", и "демонстрирую" (хотя, наверное, близко к истине!). В конкретно той ситуации всё произошло ... непроизвольно...
      Вы правильно затронули вопрос о "пустотах" на переменах (а ведь в ходе недельной учёбы и об этом упоминалось... Не услышали, не восприняли...)

      Удалить
  2. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Удивлялась Вашему идеальному слуху (не всех ребят было слышно) - Вы очень точно передали увиденное. Знаете, случилось удивительное: там, где учитель нашел подход к ребенку при реализации замысла воспитательного мероприятия, мы, зрители, слышали учеников без слов. Особенно мне были близки воспитательные мероприятия в младших классах. Тема сложная - дети чудесные! Спасибо за Уроки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Вы точно подметили особенность увиденного - иногда и ребенка не слишком слышно, но при этом все понятно. Происходило это тогда, когда учитель и дети ВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛИ.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!