Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

суббота, 5 апреля 2014 г.

Суперфинал: пресс-конференция

Авторы статьи - Якимцева Оксана Евгеньевна,
учитель математики гимназии № 18,
член Совета Ассоциации;
Хомутова Наталья Александровна, 
учитель начальных классов СОШ №61, 
заместитель председателя Совета Ассоциации.
Финал Конкурса "Учитель года города Краснодара", несмотря на двухдневный марафон конкурсных испытаний, слишком быстро подошел к своему завершению. По положению 2014 года ждать заветного результата пришлось недолго: всего несколько минут отделяло финалистов от судьбоносного решения жюри. Этот долгожданный час настал. Татьяна Адольфовна Ваховская, Ответственный секретарь Оргкомитета конкурса "Учитель года города Краснодара", Наставник Краснодарских Пеликанов, представила кубанской столице пятёрку самых успешных участников 2014 года, с этой поры запечатленных в истории образования города как суперфиналисты Конкурса, или Малые Пеликаны.
Вот имена звёздной "пятёрки":

- Савельева Елена Николаевна, учитель физкультуры СОШ № 14
- Степанова Наталия Львовна, учитель начальных классов СОШ № 100
- Коваленко Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов гимназии № 92
- Чирухина Наталья Николаевна, учитель технологии СОШ № 95
- Захарова Юлия Владимировна, учитель английского языка гимназии № 23.

От всей учительской души поздравляем коллег и с замиранием сердца ждем заключительных испытаний, которые подарят Краснодару Победителя-2014.
В Конкурсе-2014 много новшеств, но неизменным является то, что последними Конкурсными испытаниями становятся Пресс-конференция и Нобелевская лекция.
"В декабре 2013 года в Российской Федерации на заседании палаты по развитию образования было подготовлено специальное информационное сообщение-доклад о состоянии образования в нашей стране. Вопросы Пресс-конференции (а их будет 7) в значительной степени продиктованы темами и направлениями, поднятыми в докладе (объемный, исчерпывающе полные материалы по этому докладу можно прочитать в журнале "Управление школой", февраль, 2014 г). Ожидания российской общественности от системы образования очень высоки и имеют тенденцию к дальнейшему росту. Вместе с тем, 72% россиян не устраивает уровень, качество нынешней системы образования в стране. В 2013 году самой частой характеристикой своего образования было слово "ухудшение". Его дали 38% респондентов. Самая серьезная проблема (порядок определен по степени остроты): рост дополнительных денежных затрат на обучение (только 24% считают, что сдать ЕГЭ на нужные баллы может подготовить только школа); отсутствие у учеников интереса к учебе; низкая дисциплина, распущенность учеников. Это как тенденция. Тенденция 2007 - 2014-х годов, потому что доклад так и называется "Образование в России в 2007 -2014". Проблема 11-13 годов № 1 - это "недостаточный профессиональный уровень учителя, падение авторитета у учеников, рост конфликтности с педагогом, утрата общего языка". Озвученные Татьяной Адольфовной тенденции ошеломили присутствующих. Вопросы Пресс-конференции (в это свято верим) помогут обозначить пути разрешения сложившейся ситуации в образовании Российской Федерации.

1 вопрос:

Ирина Александровна Коваленко: "Как прописано в Федеральном Законе "Об образовании", учитель является ключевой фигурой в образовании. Статистика показывает, что 1/3 учителей готовится к занятиям следующего дня только 30 минут, вторая треть тратит на это около 2-2,5 часов и каждый пятый учитель не готовится к урокам вообще (от автора: ?!). 90% учителей не читает методическую литературу (от автора: а все через одного мним себя замечательными методистами!), литературу по психологии. Поэтому главному, чему нужно научить учителя - учиться самому".
Елена Николаевна Савельева предложила закладывать в детях (будущих учителях) стремление учиться на протяжении всей жизни.
Наталья Николаевна Чирухина уверена, что для того, чтобы оценить себя как учителя и дать себе оценку плохую или хорошую, необходимо критически себя воспринимать.
Юлия Владимировна Захарова обратилась к профессиональному стандарту педагога, закрепляющий за учителем образ сверхчеловека.
По твердому убеждению Наталии Львовны Степановой "нужно учить учителей не ждать благодарности за свою работу (ни от детей, ни от учеников, ни от коллег) потому, что профессия должна быть в сердце. Как только учитель начинает ждать благодарности за свою работу, он умирает как учитель". 

2 вопрос:

Наталья Николаевна Чирухина подчеркивает, что "воспитание, действительно, очень трудный процесс, вид деятельности, который закладывает фундамент будущего, и от того, на сколько в обществе поставлена работа, направленная на воспитание, зависит и результат. Воспитывать должна обстановка, люди, которые окружают детей"
"Воспитанию по силам не прикладывать силу", - таковы взгляды Наталии Львовны Степановой. "Самое важное почувствовать, что необходимо ребенку. Главное в воспитании, чтобы дети могли обходиться без нас".
"Воспитанию по силам всё!" - верит Юлия Владимировна Захарова. "Часто говорят, как сделать личность успешной, но не говорят, какой ценой. Через гуманитарные науки необходимо прививать ценности".
"Воспитанию по силам развивать и обучать", - глубокое убеждение Елены Николаевны Савельевой. "Это первостепенный процесс, на котором строится вся система образования. Воспитывать, не уставая. Воспитывать всегда, везде, повсюду: "вода камень -точит".
"Воспитывай рядом, воспитывай каждую минуту", - девиз Коваленко Ирины Вячеславовны. "Образование включает в себя как процесс воспитания, так и процесс обучения.  Мы обучаем, воспитывая. В том и состоит искусство педагога, чтобы делать это незаметно. Развиваясь, становясь лучше, становясь личностью, которая сможет отвечать изменениям нашего современного общества. ребенок не должен замечать насилия со стороны учителя и навязчивого воспитания".

3 вопрос:

"Учитель должен делать свое дело. Он должен и обязан приложить все усилия к тому, чтобы, если вышли на первый план домашние проблемы, сделать так, чтобы ребенку было комфортно в школе. Если ребенок терпит домашние проблемы, значит сделать так, чтобы ребенку было хорошо в школе, чтобы в школе не было насилия ни в чем: ни в учебной деятельности, ни в познавательной деятельности, ни в творческой. Это то, что по силам современному учителю" - учительский комментарий Натальи Львовны Степановой. 
"Воспитывать родителей в своих учениках мы начинаем сейчас. Самим родителям говорю, что ваши дети самые лучшие. Они вам необходимы такими, как они есть, для того, чтобы вы стали лучше, они стали лучше, сумели прожить свою жизнь. Если своей жизнью, жизнью учителя, доказывать, что ничего невозможного нет, это рано или поздно даст плоды", - иногда и с помощью приемов борьбы дзюдо доказывает мастер спорта Елена Николаевна Савельева.
"Новый Закон "Об образовании" определил именно приоритет семьи в воспитании ребенка. Учителю важно быть рядом с родителями. Не делать родительские собрания просто так, для проформы с подведением итогов, а готовиться к ним серьезно. Если у ребенка проблемы в семье - учителю стать для него не второй семьей, а первой", - конструктивное предложение Юлии Владимировны Захаровой.
"Родители являются правоправными участниками процесса образования," - предлагает не забывать об этом Ирина Вячеславовна Коваленко. "Учитель, являясь главной фигурой в этом процессе, должен не отстраняться, а работать над тем, чтобы укрепить родительский институт. Сейчас поколение родителей привело своих детей в школы, которое в свое время были упущены и лишены всяких идеалов. Это большая проблема. Поколение, у которого личные проблемы, материальное благополучие стоят на первом месте, у которого зачастую забывается про детей. Только от нас, учителей, зависит, насколько тесно мы будем в контакте, будем знать все проблемы каждого ребенка, и, конечно, будем заниматься образованием родителей. Тем более сейчас школа это позволяет и наша вторая половина дня этому способствует: совместные выезды с детьми, мероприятия и просто беседы, лектории".
По мнению Натальи Николаевны Чирухиной "модернизация Российского образования открывает перед нами большие возможности, но всегда они используются. Сколько бы мы не говорили о взаимодействии родителей и учителей, совершенно невозможно решить озвученную проблему без приведения в соответствие количества детей и количества педагогов-психологов в школе. На самом деле родители и учителя остаются один на один с этой проблемой. Учителя интуитивно решают проблемы (от автора: сколько времени самообразования порою затрачиваешь на изучение психологической литературы, ведь учитель, прежде всего, хороший психолог), а педагог-психолог один на 1,5 тысячи учащихся и 2,5 тысячи родителей, конечно, не может оказать существенную помощь. Более того, сложно выявить случаи и адресно помочь семье".

4 вопрос:
Елена Николаевна Савельева согласилась с высказыванием. "Если учитель знает цель, которая перед ним стоит, он обязательно найдет способ, как этой цели достичь".
"На смену знаниевой парадигме образования приходит развивающая (от автора: ох, как не хватает записей Ваших лекций, Татьяна Адольфовна!), согласно которой мы должны научить детей применять знания на практике, подготовить их к взрослой жизни. Если учитель не может помочь ребенку применить, сделать, значит, он ничего не умеет," - ответ Юлии Владимировны Захаровой.
Ирина Вячеславовна Коваленко рассмотрела вопрос с двух сторон. С точки зрения подхода к учителю, "есть адаптивная модель учительства, когда учитель считает, что он знает всё, и приспосабливается к требованиям администрации, делает вид, что он хорошо знаком с новыми требованиями в образовании, применяет какие-то новые технологии, не понимая их глубины. Это полузнание, не полное знание, и уверенность, что он действительно знает всё, пострашнее, чем признание, того, что ты не готов к учительской деятельности". С точки зрения детей, "введение Федерального государственного образовательного стандарта говорит о том, что обучение должно быть практико-ориентированное. Мало научить ребенка, надо создать такие условия, чтобы он мог применять эти знания на практике. Причем, применяя их не только на практике не только в решении задач, в том числе повышенной сложности, которые мы предлагаем, а применяя по аналогии в жизни, постоянно совершенствуя свои навыки".
Наталья Николаевна Чирухина отказалась бы применять древнюю японскую пословицу на учителях. "Знать обязаны, а не уметь не должны," - поясняет Наталья Николаевна (от автора: проговариваю маленьким язычком. К двум словам "знать" и "уметь" учитель предложил добавить ещё и "хотеть").  "Что касается детей, успешность их как выпускников, будущих профессионалов, в какой бы отрасли они не оказались, во многом определяется умением применять знания.Чтобы не стоял вопрос на производстве или престижной компании: "забудьте всему, чему вас учили в школе"". 
Ответ на данный вопрос Наталия Львовна Степанова рассматривает с позиции требований к уроку XXI века. "Известно, что любой урок рассматриваем с точки зрения деятельностного метода. Проводя свой урок на Конкурсе, я, к своему огромному удовольствию, услышала от детей самую главную мысль: "главное орудие труда у любого человека - это руки". Пока человеческие руки не сотворят что-либо, знания не смогут превратиться в продукт. Деятельностный метод выходит на первый план. Пока ребенок сам, по своему волеизъявлению, по своему выбору не сделает что-то, знаний у него не прибавится".

5 вопрос:

"Информация удваивается каждые 72 часа", - приводит статистические данные Юлия Владимировна Захарова. "Трудно успеть за всеми новыми технологиями, за всем, что сейчас происходит. Обнищание души происходит потому, что забываем о нравственности. Следуя за другими приоритетами, не можем остановиться на минуту и подумать: зачем, почему, как? Самое главное - не растерять ценности".
По мнению Наталии Львовны Степановой, противостоять можно только одним способом: понять, что ребенок - это не сосуд, который необходимо наполнить знаниями. "В первую очередь, когда сейчас первостепенное значение приобрела парадигма личностного развития, нам нужно обратить внимание не только на обогащение знаниями ребенка, но и на то, чтобы развить его творческие способности". По глубокому убеждению Натальи Львовны, только в творчество наиболее эффективным путем развивает личность ребенка.
Заданный вопрос оказался самой любимой темой Елены Николаевны Савельевой. "Урок - кусочек жизни для меня и моих учеников. Каждый раз я ставлю для себя воспитательные, образовательные, развивающие задачи (от автора: конспекты! конспекты?)". Во главу всего Елена Николаевна ставит общечеловеческие ценности: "жизнь человеческая - абсолютная ценность", "умение прощать - это тоже самое, что умение любить", "уважать старших", "уважать себя".
"Русская душа всегда отличалась ценностями, о которых много говорим сегодня," - считает Наталья Николаевна Чирухина. "В период глобализации, в который мы сейчас живем, мы окунулись в эту информацию и дети окунулись в эту информацию. И с этим, пожалуй, ничего не сделаешь. Противостоять этому можно, научив детей критически оценивать информацию, которая вокруг них, ситуацию, в которой они могут оказаться".
Ирина Вячеславовна Коваленко: "Не зря в Федеральном Законе "Об образовании" приоритетным развитием государства является образование. Поэтому на нас, учителей, основная надежда. Мы не должны отставать в том потоке информации, который захватывает наших детей. Но в то же время мы не должны забывать про ориентиры, про ценности, которые должны нести в своей работе. Кроме того, это личность ребенка, межличностные отношения, и те универсальные учебные действия, включая коммуникативные, личностные, которые мы должны развивать. И, конечно, те вопросы, которые были забыты какое-то время: воспитание патриотизма, воспитание любви к своей малой Родине, к своей семье, и к самому себе, как носителю русского языка".

6 вопрос:

"Жванецкий в своем выступлении сказал, что школу любят только те дети, которым дома плохо. Значит, если ребенок не хочет идти в школу - ему хорошо" - сделала вывод Наталья Николаевна Чирухина. "Наша с Вами задача сделать так, чтобы в школу они шли с удовольствием, а домой возвращались с радостью. Безусловно, я сейчас говорю о мотивации. Если дома так хорошо, что не хочется идти в школу, значит, надо ходить в школу, чтобы порадовать домашних. если вернуться лет на 50 назад, то, когда ребенок приходил с "двойкой", то вопрос о наличии "двойки" в дневнике обращался к ученику: "Почему "два"?". Теперь представьте эту же самую ситуацию. Как вы думаете, к кому будут повернуты вопросы? ... Проблема с мотивацией начинается отсюда. Дома не разводятся понятия любви и ответственности, а в школе многие просто боятся конфликтов, и проблема у них обостряется. Вопросы мотивации и в школе, и дома должны стоять на первом месте".
Коваленко Ирина Вячеславовна процитировала еще одно высказывание психолога А.Н. Леонтьева:  "Скуку" и "страх" - эти два чувства испытывает ребенок, приходя в школу". " Кроме того, - продолжила Ирина Вячеславовна, "подростковый возраст тот самый, нелюбимый возраст учителями, когда полностью отсутствует какая-либо мотивация и ведущая деятельность. Это обусловлено индивидуальными особенностями ребенка, психическими и физическими, он растет и развивается гормонально. Заслуга учителя, если его дети с радостью приходят в школу. Значит там их ждут  интересные проекты, детская организация, где каждый очень нужен, где их ждет совсем иной подход к отметке и оценке обучения, где каждый будет понят и принят, потому что учитель, в первую очередь еще и психолог".
Юлия Владимировна Захарова не согласна с мнением большинства учителей, что подростковый возраст - сложный. Педагог считает, что "подростковый возраст является уникальным, т.к. в этот период мобилизуются все внутренние ресурсы, когда он готов на такие вещи, на которые не будет готов больше никогда в жизни: манера одеваться - желание выделиться, чувство солидарности с товарищами, когда готов рисковать... Если в школе могут заинтересовать его, принять ребенка таким, как он есть, посмотреть не с точки зрения "трудного" подростка, а уникальной личности  - он захочет учиться и будет делать все для этого, а мы, учителя, будем помогать".
"Ничего нельзя изменить в школе, минуя голову учителя" - обратилась к известному высказыванию Наталия Львовна Степанова. "Я поймала себя на мысли, что Конкурс не был случаен в моей жизни. Встреча с Савельевой Еленой Николаевной на воспитательном мероприятии не была случайна. Как это, по-другому? - Елена Николаевна ответила своим мероприятием. Вчера я увидела, что учитель и ученик должны стоять на одной ступени. Когда мы это осознаем, тогда и будет другая школа. Тогда и ученики поймут, что учитель - не какой-то супер-идеал, а  это достижимо, когда ученики поймут, что учитель - это человек, такой же, как и они, стоящий на одной ступени"
Для Елены Николаевны Савельевой не бывает трудных возрастов детей. Учитель "поставила для себя цель в педагогической практике: никогда не относиться к детям, как неравным себе". "Начиная с 1 класса и заканчивая одиннадцатым, я всегда разговариваю с ними, как со взрослыми, но только на понятном им языке. Подростковый возраст - огромное поле: дети становятся взрослыми, открываются по-новому. На первый план выходят их интересы". В строю Елена Николаевна предлагает детям становиться не по росту, а как душе угодно. Детей нужно учить незаметно. Ребята не должна подозревать, что их воспитывают".

7 вопрос
Седьмой вопрос Пресс-конференции задал директор департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар Иосиф Мусаевич Гамзаев: «Чем отличаются современный учитель и учитель ХХ века? Ответьте, пожалуйста, одним предложением».
Савельева Елена Николаевна: « У учителя ХХI века больше свободы для творчества».
Степанова Наталия Львовна: «Учитель ХХI века дает ребенку право выбора».
Коваленко Ирина Вячеславовна: "В современном мире современный учитель имеет право быть признанным, его профессия становится более престижной, появляется возможность, уча других, учиться самому. Наша профессия в 21 веке имеет бОльшую ценность, чем она имела в 20 веке".
Чирухина Наталья Николаевна: «Современный учитель не боится современных технологий».
Захарова Юлия Владимировна: "Учитель не должен быть авторитарным, а быть лидером среди равных".

Вопросы Пресс-конференции исчерпаны. Уверена, что каждый в ходе конкурсного испытания проговаривал свои ответы на острые вопросы и внутренне аплодировал "звездной пятерке"!

Но... но остался ещё один вопрос, который Татьяна Адольфовна Ваховская, модератор и ведущая, подготовила для суперфиналистов. Татьяна Адольфовна, возможно ли нам всем узнать этот вопрос, быть может, написать свои ответы в комментариях...?

В написании статьи использованы видео файлы Л.П. Казанцевой, что существенно помогло не исказить смысл ответов участников.

15 комментариев:

  1. Спасибо большое, Наталья Александровна и Оксана Евгеньевна! С момента появления Блога ТАК, как сделали вы выпуск о пресс-конференции как конкурсном испытании суперфинала, об этом испытании ещё не писали..! :) Здорово!
    Конечно же я приведу седьмой конкурсный вопрос, но прежде хочу сделать уточнения (поскольку ваш репортаж могут и будут читать посетители Блога, не присутствовавшие "вживую" в зале пресс-конференции и не проходившие Неделю тренингов и методических консультаций перед Конкурсом).
    Волнение суперфиналистов чуть исказило некоторые приведённые ими данные. Давайте уточним: каждые 72 часа удваивается информация, циркулирующая в Интернете;
    Страх и скука - эти две эмоции царствуют на учебных занятиях в школе, по мнению академика В.С. Лазарева, директора Института инноваций в образовании РАО.

    Ну, а теперь обещанный седьмой вопрос , который остался за рамками пресс-конференции:

    "На днях вернулась из Москвы. Была поражена появившейся в столице удивительной социальной рекламой. На огромных белых щитах крупным летящим почерком было написано: "Храбрость - это... ответьте на этот вопрос и объясните детям" (потом я встречала такие рекламные щиты со словами "счастье", "любовь", "честь"). Восхитилась москвичами. Знаете, откуда это пошло? В одной из школ (как впоследствии оказалось не только Москвы) педагогами и учениками была создана стена "Сто вопросов взрослому...", где на огромной площади, завешанной бумагой, в фойе, любой школьник мог написать вопрос, стоявший перед ним, мучивший его...
    Один из таких вопросов со школьной стены я адресую вам, уважаемые суперфиналисты: ЗАЧЕМ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ?"

    (Вот такой седьмой вопрос. Попытайтесь ответить на него с учётом, что чтение-звучание ответа не желательно, чтобы длилось более 1 минуты)
    Ждём ответов здесь, в комментариях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чирухина Наталья5 апр. 2014 г., 13:41:00

      Добрый день, Татьяна Адольфовна, позвольте мне ответить на Ваш вопрос. Чтобы оставаться ПОРЯДОЧНЫМ, и просто продолжу словами Л.Н.Толстого, к ним мне нечего добавить, да и думаю не надо.
      "Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость".



      Удалить
    2. Ваш ответ принят, Наталья Николаевна, спасибо, далее отвечает... ... ...

      Удалить
    3. Юлия Захарова5 апр. 2014 г., 17:36:00

      Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Думаю, что быть честным нужно для того, чтобы жить в ладу со своей совестью.

      Удалить
    4. ...а совесть есть голос Души...
      Благодарю Вас, Юлия Владимировна, следующий ... ... ...

      Удалить
  2. Уважаемая Татьяна Адольфовна!Сегодня брат позвонил из Москвы и спросил, почему до сих пор нет ответа на вопрос. Наш блог стал интересен не только педагогам:)
    Честным нужно быть для того, чтобы быть способным открыть свое сердце и душу для любви (ведь именно ее дети поставили на высшую ступень ценностей)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особая благодарность Вашему брату, Наталия Львовна! Ваш ответ принят! (Многое бы отдала, чтобы послушать вариант и его, Вашего брата, ответа. Почему нет?)
      Позвольте обратиться к Вам с просьбой-уточнением: "открыть своё сердце" - это как? это что? Каждый понимает Ваш ответ, но каждый в него вкладывает СВОЁ понимание (Вы в третьем уже конкурсном задании говорите или упоминаете об этом самом открытом сердце, если можно, поясните чуть подробнее, что ВЫ вкладываете в эти слова?)

      Кто говорит следующий? ... ... ...

      Удалить
  3. "Все тайное рано или поздно становится явным" , истина из еще одной мною любимой книги детства... А главный ответ на этот вопрос был дан мною в Нобелевской лекции: Быть моральный выгодно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Елена Николаевна.

      Далее говорит ... ... ...

      Удалить
  4. Правда — точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
    О. Бальзак
    Быть честным-быть здоровым, здоровым душой и телом. Ничто так не убивает человека, как собственная ложь.
    Уважаемая Татьяна Адольфовна, хочу признаться ЧЕСТНО: села за стол на пресс-конференцию -и вспомнила одного общего знакомого , который говорил про поле и корову... Когда назвала Леонтьева, по Вашим поднятым бровям поняла, что ... мимо.... Но уже несло...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваш ответ на седьмой (восьмой!) вопрос пресс-конференции принят, Ирина Вячеславовна ( как и пояснения про "Остапа понесло..." Но, дорогая моя, "Платон мне друг, но истина дороже..." Просто невозможно в Блоге приводить неточные данные. Простите, была вынуждена подкорректировать).

      ...И я далее предоставляю слово - ... ... ...

      Удалить
  5. Шинкаренко Елена Вячеславовна6 апр. 2014 г., 12:13:00

    Здравствуйте, Татьяна Адольфовна, разрешите ответить и мне.
    Честным нужно быть, чтобы иметь чистую душу. Для меня честность и чистота - синонимы. Невозможно быть грязным во благо, но почему-то бытует мнение о возможности лгать во благо?!
    Хочется верить, что в нашем мире, быть честным станет таким же обычным, как быть чистым, и чистота души станет превыше всех благ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как рада слышать Вас, Елена Вячеславовна, ждала Вашего отклика, как ожидаю вступления в разговор всех участников-2014. И не только...
      Прочла Ваш ответ и надолго задумалась...
      Как быть, если на чашу весов поставлены ЧИСТОТА ТВОЕЙ ДУШИ и, скажем, ЖИЗНЬ другого человека?(я не о ситуации, когда твои свидетельские показания могут завершиться смертным приговором, а если солжёшь, то сохранят жизнь преступнику. Я о других жизненных раскладах...)
      Вспоминаю, когда я прибегала ко "лжи во спасение". Я обманывала свою маму (тогда уже бабушку), когда мне бывало очень больно или когда повзрослевший сын нарушал обещание вернуться вовремя, а моя мама звонила и спрашивала , вернулся ли он (я в ответ лгала, поскольку уже в свои 40 лет моя мама перенесла инфаркт, и если что-то могло бы прервать её жизнь, так это неспособность совладать с запредельным волнением).
      Но, Елена Вячеславовна, Вы правы в том, что та моя ложь резко подхлёстывала меня, и на сына по его возвращении я обрушивала бОльшее, чем заслуживал его проступок, всем в семье становилось плохо... Впрочем, это не самый "яркий" и убедительный пример (Некоторое время у маленькой девочки я поддерживала веру, что её мама вернётся за нею, ибо точно знала, была уверена, что нужно хотя бы немного времени, пару лет, чтобы она смогла окрепнуть от обрушившегося на неё горя, устоять, когда бы пришло понимание, что мамы нет, что за нею никто не придёт...)
      Я знаю пример, когда Он, Учитель, не стал лгать, а шагнул вместе с детьми в смерть.
      Я мучаюсь всю свою жизнь сомнениями, смогла ли бы так, как Януш Корчак..?
      "...чистота души превыше всех благ", - пишите Вы. Я склонна Вам ответить: на мой взгляд, это так и ... не так.

      Удалить
  6. Уважаемая Татьяна Адольфовна."Открыть свое сердце" значит для меня доверять другим людям и быть человеком,которому можно доверять, это умение забыть обиды и умение жалеть.Знаете,в детстве играли в игру,когда нужно повернуться спиной к товарищу и упасть.Так вот однажды мой друг в шутку руки убрал,и я шлепнулась со всего размаху на землю.Никогда больше так не играла.В жизни много было ситуаций, когда "убирали руки", но это не изменило мою позицию о доверии.
    Я вчера поинтересовалась у детей и семьи,зачем быть честным. Аня:"Чтобы с тобой дружили". Андрей:"Чтобы тебе доверяли". Муж:"Чтобы не было проблем с законом" (профессия,знаете ли). Брат:"Чтобы не мучила совесть и не пришлось вспоминать, кому и что соврал".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ответ, Наталия Львовна. Теперь я точно знаю, что "открыть своё сердце" - это очень... по-христиански...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!