Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 4 мая 2014 г.

Оценка деятельности педагога. Кто? Как? Каким образом?


Автор статьи - 
Хомутова Наталья Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №61,
член Совета Ассоциации.

Ученые – исследователи утверждают (а с ними соглашается и широкая общественность), что без повышения качества преподавания невозможно добиться высокого качества результатов образования. В связи с этим система оценки деятельности педагога приобретает особую актуальность и значимость.

Говоря о системе оценивания, понимаем, что оценка может быть со стороны профессионального сообщества: педагогический коллектив, МО, коллеги, другие ОУ и проч.; может быть общественной (в общественной оценке различаются – родительская, общественных институтов), а может быть личной (самооценка).
Для большинства педагогов самыми востребованными являются следующие процедуры оценивания: в рамках ВШК (внутришкольного контроля), в рамках аттестации, в рамках распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Как видим, аспектов у этой важной темы много. Я приглашаю к разговору об оценке результативности профессиональной деятельности, её составляющей: доказательств высоких результатов внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
С одной стороны, работа с одаренными детьми, вовлечение их в проектную, исследовательскую деятельность, участие в предметных олимпиадах, конкурсах – это углубленные знания по предметам, интеллектуальный рост учащихся, возможность увидеть свои достижения и уровень, к которому стоит стремиться, и, как следствие, повышение качества образования.
Если посмотреть на этот вопрос с другой стороны, можно ответить поговоркой: «есть спрос – есть и предложение». Наберите в поисковике слова «конкурс, олимпиада, ученики» - и вашему вниманию предстанут сотни, нет, тысячи предложений с разной ценовой категорией. В погоне за количеством призовых мест и победителей теряется качество представляемых на конкурс работ. С трудом можно предположить, что качество образования участников не снижается.
Зимой 2014 года я предложила родителям младших школьников попробовать силы ребят в дистанционной олимпиаде. Получили вопросы олимпиады, школьный оргкомитет сразу выявил ошибки в заданиях. Отправляем письмо организаторам олимпиады, ждем разъяснений, предлагаем снять сомнительные вопросы с конкурса. Как вы догадались, ответа не получили. Подобных примеров могу привести несколько…
Еще одним критерием оценки педагогической деятельности является демонстрация уровня методической деятельности (в частности электронных публикаций методических материалов на профессиональных сайтах педагогической направленности).

Случалось ли вам, уважаемые коллеги, встречаться со своими же материалами, опубликованными под чужой фамилией? Или набирать в поисковой строке первый абзац понравившейся разработки, и убеждаться, что существует еще несколько работ-близнецов с разными авторами? В чем причина увеличившегося плагиата среди педагогов?

Кто, по вашему мнению, и каким образом должен контролировать качество большого количества дистанционных олимпиад, профессиональных сайтов педагогической направленности?

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Наталья Александровна!
    Вы абсолютно правы - назрела проблема непрофессиональных конкурсов! Муниципальным и краевым отделами образования они не рекомендуются, наоборот, предлагаются бесплатные, интересные городские, краевые, российские конкурсы, которые по-настоящему повышают качество образования. Но в них сложно участвовать без подготовки, работая по-старому. А это (труд, постоянная работа, подготовка) многим кажется весьма затратным и ненужным. Зачем, если есть возможность по-быстрому стать «дамкой»?

    Ведь то, что не запрещено, то разрешено. Так и появляются на свет победители и призеры вселенского уровня, чьи работы на самом деле не могли бы конкурировать даже с работами окружного уровня. Я знаю немало подобных конкурсов. Для себя называю их «всякими», им даже посвящена целая рубрика в моём блоге.
    Про их Организаторов и экспертов вообще молчу, зачастую не только не известен их уровень профессионализма, а даже откуда они и кто. Что делать – не участвовать! Знаешь о подобном конкурсе – поделись с коллегами!

    До сих пор вспоминаю ответ от организаторов одного из таких «конкурсов» на высказанное мною недовольство уровнем предлагаемых заданий: «Про задания: не думаю, что мнение одного человека должно нас волновать, задания составляет большая группа учителей, которые являются специалистами в этой области». Вот так бывает. Директору данного Всероссийского конкурса было 23 года.
    Но ведь есть и совсем другие конкурсы – качественные, нужные, на подготовку к участию в них может уйти не одна неделя, а о победе можно только мечтать. К сожалению, люди несведущие их могут приравнять со «всякими» конкурсами, обесценивая настоящие победы…

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Лилия Павловна, за мнение! Часто думаешь кто? по каким критериям (каким образом)? дает оценку твоей работе (подготовки ученика, методической разработки) - именно из этих кирпичиков складывается составляющая оценки педагога.
    Скажу больше, сами дети, принимая участие в очных турах или очно-заочных, понимают, где они выросли, а где остались на прежнем уровне. С удовольствием участвуем в конкурсах департамента образования города и края.
    В начальной школе мало очных конкурсов, поэтому учителя активно участвуют в дистанционных. "Слухами земля полнится" - стараемся принимать участие в олимпиадах с положительной историей. Главное, чтобы получение грамот не стало основной целью деятельности педагога. И тогда мы не будем видеть в педагогических блогах опубликованные заранее бланки очных работ...

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемые Наталья Александровна, Лилия Павловна!
    С грустью наблюдаю, что именно погоня за грамотами и различными атрибутами (наклейками, календариками и проч) является основной целью многих детей, участвующих в дистанционных олимпиадах. Всегда задаюсь вопросом:должен ли весь класс участвовать в этих олимпиадах? А ведь именно так и получается. И в общем-то учителям становится все равно, каков результат,если он ниже 3-4,главное-сертификат, ученики рады атрибуту-цель достигнута. Только в этом ли действительно цель?С другой стороны пассивность родителей, ни коим образом не подталкивающих своих чад к тому, что нужно быть инициативным, "пытаться и искать, найти и не сдаваться", вынуждает учителя подтолкнуть детей к активности и настоять на участии в дистанционной олимпиаде, заведомо зная, что не всегда ответы корректны, участие платное и т.д.Пожалуй выход в том, чтобы, действительно обмениваться "разведданными" о действительно КОНКУРСАХ и ОЛИМПИАДАХ. Возможно ли контролировать качество образовательных сайтов с публикациями педагогов? Вероятно можно. Другой вопрос, кто это будет делать? Вспомним недавнюю историю с учебниками по программе "Школа 2100", какой резонанс она получила. Ведь авторы не согласны с оценкой эксперта, да и учителя их поддерживают (может, мне просто не встретились те, которые "против" авторов программы?). Должны ли быть у экспертов образовательных сайтов какие-либо сертификаты, лицензии и т.п. и кто их в таком случае будет выдавать? Возможно ли исключить какие-либо образовательные сайты из списка "допустимых" к выдаче сертификатов за публикации?Может, стоит создать перечень образовательных сайтов, рекомендованных Минобрнауки РФ, по принципу рекомендованных учебников?

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, уважаемая Наталия Львовна! Знаю что, коллеги города работают над составлением списка ученических олимпиад. Верю, что Список увидит свет.
    Я "за", чтобы ребята всем классом принимали участие в интеллектуальных состязаниях. Часто в рамках класса или школы мы отвечаем на вопросы дистанционных олимпиад без отправления работ. Самым большим призом становится пошаговый анализ заданий - вот, где горят глаза детей! Особенно, если ответ можно получить разными способами. Помню из детства, когда приобретя новую книгу с занимательными задачами, несли её учителю, чтобы с сотоварищами, вместе, совершать новые открытия.

    О публикациях мысли разные. Почему бы не начать с комментариев в педагогические блоги (очень хочется сказать: в Блог Ассоциации)? Сколько профессиональных тем и решений трудных педагогических ситуаций открывается читателям, соавторам! Уверена, что Ваш взгляд будет интересен большому кругу учителей. Так и рождаются первые публикации, зачастую перерастающие в очень успешные статьи и на других профессиональных сайтах.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!