Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 30 июня 2014 г.

СлабО? Нет, скорее сложно и трудно...

...Пожалуй ни один сюжет-итог не рождался так долго и противоречиво. Перебрала много вариантов изложения. Не факт, что этот - лучший. Просто пора "закрывать" реплику.
...Взятая с "Учителя года Кубани" ситуация и предложение дать свой вариант ответа были читателям сколь понятны, столь и затруднительны: комментариев поступило мизерное количество.

      Как было ТАМ и ТОГДА?
Ответ дали не все конкурсанты-участники "круглого стола". Он свёлся к нескольким позициям (передаю суть своими словами): есть родители, игнорирующие свои обязанности воспитателей, есть - чрезмерно опекающие своих детей. Чтобы всё было хорошо и правильно в воспитании, без расхождения слова и дела, папам и мамам надо книжки по педагогике читать.
     ЧТО было в ответах в Блоге?
Все комментаторы единодушно признавали, что
- это очень сложная и трудная задача;
- нельзя допускать двойные стандарты, следует быть честными с детьми, выстраивая доверительные отношения;
- надо очень любить детей и заботиться о них.
Дальше шли не просто расхождения, но взаимоисключающие утверждения:
...родителям не надо ничего объяснять;
...оставить детей в покое, жить в любви, мире, взращивать свою душу;
...нет, надо сеять на любую почву и в любую душу;
...не имитировать следование ценностям, а а нести их и молиться;
...иметь педагогические знания;
...начинать надо с себя, а не с педагогики...
 На какого рода ответ рассчитывало жюри (и я, продублировавшая его в Блоге)?
По форме (структуре, логике, объёму, типу аргументации) отвечающим следовало дать ответ на вопрос КАК...  (а это всегда сложнее найти и сделать, чем ЧТО) -
КАК действовать учителю, побуждая родителей быть успешными воспитателями..?
Конечно при ответе там, на "круглом столе", и здесь, в Блоге, было вполне уместно кратко поделиться тем, что Вам известно по теме или пришло на память, но во главу угла  следовало ставить всё же рассказ о том, КАК учителю необходимо выстраивать общение-взаимодействие с родителями, воздействие на них.

ЧТО принципиально важное было упущено, на мой взгляд?
* Педагогика не может всего (об этом надо чаще вспоминать и... говорить). Расшифровка генома человека показала, что на 80% дети своими способностями, наклонностями, характером повторяют своих родителей (на долю учителей остаётся 20% при условии полного владения ими медико-психолого-педагогической картины); исход тем более проблематичен, когда речь идёт о воздействии на взрослых людей (родителей).
*Педагогика как наука и практика сориентирована на воздействие "извне", со стороны чужого человека, а потому родители должны фокусироваться на СЕМЕЙНОЙ педагогике, на народной педагогике...они действуют "изнутри".
ВЫВОД: практически всегда "перевешивает" семья. Исключения бывают, но как ...исключения.

Какие КАК являются решающими здесь? Какие аспекты архиважны?
# СИСТЕМНОСТЬ И СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Если"приступы" педагогической активности бессильны в отношении детей, то они тем более тщетны по отношению к взрослым.
ВЫВОД: из встречи во встречу, из разговора в разговор, из собрания в собрание - все 11 лет!- следует неуклонно работать с родителями, ибо подлинное воспитание никогда не перестаёт и не достигает насыщения (оно может и должно менять направленность, характер и формы, но не прекращаться).
Почему?! Так бессильно воспитание?! Дело в ином: меняется мир, меняемся мы сами, а главное, взрослеют наши дети. И наше влияние не только на них, но и на их родителей должно поспевать за переменами, происходящими с подрастающим поколением, и согласовываться с вызовами нового времени. Мудрецы говорят, что остаются неизменными только высшая мудрость и низшая глупость... (К слову, почти никто из говоривших/писавших не упомянул о том, применительно к детям какого возраста, собственным или чужим, относились его размышления...)
# КАК предпочтительнее - СЛОВОМ или ДЕЛОМ (примером)?
Большинство - за дело. Однако, на Востоке говорят: "Плеть сечёт до кости, а слово проходит сквозь кости"... Опять же: "крошка-сын к отцу пришёл, и спросила кроха..." Заметьте, коллеги, словесное воспитание в нашем сознании прочно связано с "внушать", "ругать", "упрекать", "забалтывать"... Вспоминается Д.Карнеги: наилучший, наивернейший способ убить любовь - начать упрекать. (В нашем Блоге некогда приводилась статистика продолжительности общения  российских родителей и детей - минут в сутки - при том, что преимущественно это время отводилось на  говорение-упрёки!)
Однако, можно и "глаголом жечь сердца людей".
Что касается воспитания на добрых примерах, то кто же против? но с ними, примерами, ощущается всё большая напряжёнка... или не права?
ВЫВОД: воспитывает не "правильное" (как и разрушает не дурное). Определяющим в успешности является иное: ВОСПИТЫВАЕТ ИСКРЕННОСТЬ СЛОВА, ПОБУЖДЕНИЯ, ДЕЛА, ОБСТАНОВКИ (как со знаком "плюс", так и "минус"), а не пышность слова или масштаб примера.
# КАК ДЕЙСТВОВАТЬ?
С Доверием, Уважением и Любовью. Если по силам - то с Верой и Долготерпением.
(А оно у Вас есть, коль скоро Вы дочитали это сообщение до конца).

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Ждала окончания сюжета о реплике... Спасибо Вам! Перечитала несколько раз. Системность, систематичность, искренность, доверие, уважение и любовь. Это трудно... Прочитала Ваши слова больше как мама, а не как учитель, хотя адресовано это учителям, но от этого восприятие острее... Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте! Эльвира Ульфатовна, рада Вашей поддержке и пониманию: простые истины нам даются труднее всего... Взрослым людям зачастую непривычна мысль о том, что подлинную силу воспитания имеет только настоящее, неподдельное (искренное), а лицемерное или даже просто формально-бездушное, но правильное по сути, несёт точно такой же "воспитательный" заряд лицемерного, формально-бездушного, т.е. антивоспитание.
    ...я порадовалась примату мамы в Вас (уверена, что мама-учитель куда предпочтительнее учителя-мамы... Причём наличие/отсутствие собственных детей здесь - как ни странно - никакой роли не играет. Кому-то, быть может, это покажется чушью или тарабарщиной...) Думаю, что такие мысли - результат и моей долгой учительской жизни, и только что прочитанной научной статьи о проблеме "учительские дети".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ах, сколько раз в жизни мне приходилось слышать упрекающее "своих родишь, посмотрим как воспитывать будешь"... А я расстраивалась... Думала... Неужели я на самом деле не могу быть полноценный педагогом, пока не имею своих детей.

      Удалить
  3. Добрый вечер, уважаемые Татьяна Адольфовна, коллеги!
    Татьяна Адольфовна, многие учителя с нетерпением ждали Вашего выхода сюжета-итога.
    Считается, что ответ на этот вопрос знают все учителя (по крайней мере, в практике каждого учителя были родители учеников, которые высказывали что-то примерное вслух, приходили за помощью, веря в знания, посещают родительские собрания (потеряв веру, находят причины избегать положенных собраний).
    Поспевать за временем, за знаниями учителю очень сложно. Для многих именно убеждение в своей правоте, опыте, отрицании самих перемен - фактор, который играет отрицательную роль.
    Спасибо, Татьяна Адольфовна, за состоявшийся разговор! Он сделал меня сильнее.

    ОтветитьУдалить
  4. Конечно, Наталья Александровна, было бы нелепо отрицать профессиональную компетентность (или хотя бы некий опыт) учителей, но всё чаще она подменяется некоей социально-бытовой опытностью сомнительного качества... Пробным камнем профессионализма учителя становится его способность (или неумение) грамотно выстроить взаимоотношения с семьями учеников, найти в родителях союзников, а не вечных оппонентов (тем более - не заклятых врагов). Доработаться до такого доверия-понимания-взаимодействия крайне непросто, но возможно. (Опять-таки помним, что педагогика не может всего) В реальной же жизни всё развивается, как правило, по сценарию бесприкословной правоты либо одной, либо другой стороны...

    ОтветитьУдалить
  5. Уважаемые коллеги! "Перерабатываю" центнеры нучно-педагогической и методической литературы. В голове стоят "маячки" - темы наших обсуждений. Что хотелось бы отметить на данный момент? То, сколь различается тональность учительских высказываний и того, что исходит от учёных. Понимаю, что авторы статей, окажись они лицо к лицу с родителями, наверняка бы смягчили ... многое, если не всё. А может быть и нет... Однако!
    Передо мной "Памятка или советы родителям" В.М. Лизинского, канд. пед. наук, профессора, гл.авного редактора журнала "Классный руководитель". г.Москва. Процитирую:
    "1. Что делать, если семья - это мираж, это фантом.

    НИЧТО НЕ поможет, и ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ будет ПРОИГРАНО, а СУДЬБА ДЕТЕЙ может быть весьма ПЕЧАЛЬНА, если НЕТ СЕМЬИ, НЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ДОСТОЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЕСЛИ НЕ С КОГО В СЕМЬЕ БРАТЬ ПРИМЕР, ЕСЛИ ЭГОИЗМ И БЕЗРАЗЛИЧИЕ ПЕРЕХОДЯТ ВМЕСТЕ С ОБРАЗОМ ЖИЗНИ СЕМЬИ В ПЛОТЬ И КРОВЬ ПОДРАСТАЮЩИХ ДЕТЕЙ." (Размер шрифта определял автор, не я.)
    Помните, я упоминала о СЕМЕЙНОЙ педагогике? Вот эта самая Памятка и есть квинтэссенция семейной педагогики. Буду в последующем стремиться приводить как можно больше идей-цитат от Лизинского с тем, чтобы Вы цитировали их при встречах с родителями (от собственного имени сможет да и вправе говорить трудные вещи не каждый, а вот привести высказывание педагогического авторитета - почему нет?!)
    Как дань сегодняшнему празднику - Дню семьи, любви и верности, приведу ещё одно высказывание автора:
    "5. А зачем жить вместе, когда порознь спокойнее?

    НЕ БЫВАЕТ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ там, где с первого брачного дня или ещё на уровне старших поколений не сформировано заботливое и доброе, ответственное и преданное отношение в семье друг к другу и нормальная способность пожертвовать своим временем, силами, мыслями, добром ради помощи ближним."
    И в заключение добавлю оптимистичных нот:
    "11. Школа у нас очень плохая, поэтому мы доверяем ей воспитывать наших детей.

    Нет большей глупости и недальновидности, чем рассчитывать на то, что вашего ребёнка воспитают чужие дяди и тёти (в основном усталые учительницы), бросив собственных детей. Речь идёт о том, что ТОЛЬКО СОВМЕСТНО С ХОРОШИМИ ПЕДАГОГАМИ в хорошей школе можно добиться настоящего воспитательного успеха."

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!