Внимание!


.

воскресенье, 15 июня 2014 г.

К вопросу об интеллектуальном развитии школьников (реплика)

Уважаемые члены Педсовета-читатели Блога!
Два обстоятельства побудили написать несколько строк, включившись в обдумывание-обсуждение темы Педсовета от Н.А. Хомутовой.
Во-первых, это приведённая точка зрения (в данном случае Л.А.Ясюковой) о примате интеллектуального развития, которая в школьном деле сводится к математике.
Во-вторых, решение МОН РФ о снижении предельного уровня при оценивании работ по русскому языку выпускников-2014 с 36 до 24 баллов.
(Формат реплики не предполагает комментария к этим двум позициям... к сожалению, но да не о них речь!)
Я хочу привести Вам, уважаемый читатель, темы сочинений для учащихся в России до 1917 года (!) Уверена, что самые прозорливые уже поняли, к чему это я...


Для младших школьников:
О том, что видела птичка в дальних землях.
История постройки дома и разведения при нём сада.
Великаны и пигмеи лесного царства.
Для старших гимназистов:
Слово как источник счастья.
Почему жизнь сравнивают с путешествием.
Родина и чужая сторона.
О скоротечности жизни.
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве.
О проявлении нравственного начала в истории.
На чём основывается духовная связь между предками и потомством.

Что скажете, читатель? На каком уровне должно быть развитие ребёнка (отнюдь не только интеллектуальное!), чтобы раскрыть эти темы? Как следовало преподавать и каким быть учителем, чтобы подготовить своих питомцев к сочинению на эти темы?

Научность, практико-ориентированный, исторический подходы, духовно-нравственная зрелость и знание-понимание-чувствование слова, философское образование... И всё это не как декларация, не как парадигма или требование ФГОС, а как реалия, причём присутствующая не у редкого учителя или сформулированная в профессиональном стандарте педагога, а как массовая практика каждого ребёнка, обучающегося в школе.

Я судорожно обдумывала в момент прочтения в "Комсомольской правде" перечня этих тем, о чём бы писала я, нынешняя, из 21 века в 60 лет (из которых не менее половины системно занималась образованием, на неё, мою образованность, работали десятки и десятки ученых разных стран и профилей!); несколько суток я глубоко и тягостно искала аргументы, сведения, имена и факты, мудрые мысли, письменные источники, на которые бы опиралась, раскрывая ту или иную тему, всё время при этом испытывая острое неудовлетворение и сознание собственной ограниченности... 

С благоговением отношусь к тем, кто тогда и так учительствовал.
Восхищаюсь теми, кто подбирал и так формулировал темы сочинений.
Глубоко уважаю и очень высоко ценю усилия тех, кто раскрывал темы в своих выпускных работах.
Сокрушаюсь коммерциализации повышения квалификации - ничем иным нередкие вредные и опасные измышления объяснить не могу и не хочу.
Я хочу научиться писать сочинения по темам из начала 20 века, но, боюсь, поздно, не по силам...
Я мечтаю о том, чтобы это было возможным в будущем для моего 6-летнего внука. Лишь бы учитель ему попался не отравленный псевдоинновационностью и невежеством..!

P.S. Кто из Вас, уважаемый читатель-участник Педсовета, и когда употреблял выражение "высокое достоинство человека"..? а кто знает соответствующих этому словосочетанию людей? При том, что это лишь фрагмент из заголовка сочинения наших юных предков, к  которым мы склонны относиться высокомерно-снисходительно, оторвавшись от компьютера, мельком коснувшись тех пор нынешней суетной мыслью о снижении порога упешности по родному языку вкупе с математикой...

10 комментариев:

  1. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна! Даже не предполагала, что Ваша небольшая?! реплика сможет моментально вывести из "отпускной" успокоенности.
    Не просто ответить на Ваши вопросы... Не одна ночь будет прожита с ними... Уверена, что всю оставшуюся жизнь буду искать на них ответы (Дай Бог, чтобы суметь найти!)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Во-первых, спасибо за публикацию такого материала. Во-вторых, соглашаюсь с Вашими рассуждениями. Поразмышляю подольше, возможно, сумею поделиться своими мыслями (катастрофически не хватает времени). Мне очень хочется опубликовать это в своём блоге, но я не знаю, как делается гостевой пост, не просто перепечатка.

      Удалить
  2. Уважаемая Валентина Васильевна, добрый вечер! Я несказанно рада Вашему комментарию самому по себе, тем более тому содержанию, что он несёт... Благодарю Вас за побуждение задержаться мыслью на затронутой теме: понимаю, сколь интенсивна в этот период Ваша деятельность. Верю, что Вашим размышлениям быть!
    Если не возражаете, то Лилия Павловна, наш гуру (и не только блогерный!), предложит Вам некоторые варианты разрешения тех затруднений, что у Вас возникли.
    Ещё раз благодарю Вас. Крепости духа и тела!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна! Некоторые мысли по поводу Вашей реплики. Первое -- темы сочинений превосходные. Я была бы счастлива, если бы такие оказались на экзамене по литературе в следующем году. Однако в школе всё нынче нацелено не на развитие творческих способностей, воображения, эмпатии и пр. у учащихся, а на примитивное натаскивание на решение тестовых задач. Проверяя в этом году изложения и сочинения 9-классников, сделала удручающий вывод: если сочинение не списано (а в нём-то всего-навсего 70 слов!), то корявое, с огромным количеством речевых (особенно их!) ошибок, с искажениями терминов. Встречаются такие работы, в которых ученики не понимают смысла употребляемых слов. Какое уж тут высокое достоинство человеческого слова... И поверьте, мы пытаемся донести слово до своих подопечных, но порой, кроме нас, этого никто не делает: ни семья, ни среда, ни общество, в конечном итоге...

      Удалить
  3. Здравствуйте, уважаемая Валентина Васильевна!
    Возможно, Вам будет лучше (удобнее, быстрее) сделать полную перепечатку текста, указав в начале статьи автора, название, а в конце статьи написать примерно такие слова:
    "Информация взята с Блога Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" (http://ug-krasnodar.blogspot.ru/2014/06/blog-post_15.html). Автор статьи - Ваховская Татьяна Адольфовна, начальник отдела Краснодарского научно-методического центра".
    А после этого могут быть Ваши слова - рассуждения, пояснения... и т.д.
    Это же не совсем Гостевой пост, как его привыкли видеть. А так всё будет корректно и правильно. Рада, если помогла Вам!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Лилия Павловна! Я последовала Вашему совету и опубликовала сообщение Татьяны Адольфовны в своём блоге.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна, спасибо огромное за ваше сообщение. Хочу поделиться своими мыслями по этому поводу, как учитель физической культуры. Мы все планку понижаем для наших детей, бережем их от всего и от Жизни в том числе. На уроках физкультуры уже нормативы принимать нельзя, ну это ладно выкрутимся... А по русскому языку и математике скоро вообще приедем к тому что "про слушал курс лекций-молодец!" Прочитав вашу статью, еще раз убедилась в том, что нет у нас никакого ПРОГРЕССА, один сплошной РЕГРЕСС!!! Только IPHONE выпускают с бешеной скоростью, да за бешеные деньги, и умы детские только играми заняты, а Душа человеческая все нищает... То что знал младший школьник начала 20 века, теперь далеко не каждый взрослый знает... Уводят нас сознательно от прописных истин, а мы, как бычки на привязи, идем... И в большинстве случаев, все что касается души, делается для "галочки"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Николаевна, уводят..!
      Но, Бог мой, как же легко, покорно-радостно мы "уводимся"...

      Удалить
  6. Я согласна с Вами, Татьяна Адольфовна, что многое, очень многое зависит от учителя. От его знаний, профессиональных умений, нравственных качеств, прежде всего добросердечия. И ещё, дай Бог, нашим внукам учителей, не зашоренных ничем, не дошедших до своего "выгорания". А то мы все как-то подустали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю Вас, Валентина Васильевна, за участие в разговоре, за честь "быть размещённой" в Вашем совершенно особенном блоге. Спасибо сердечное.
      Валентина Васильевна, понимаю, что речь идёт и об "оперативной" усталости, и о хронической. И первое и второе худо. Огорчает. Радует, что ты такой не один :)
      Десятки лет я была уверена, что с холодным сердцем невозможно учительствовать (как же "глаголом жечь..."?), а там, где горячо - там пережог, "выгорание". Но психологи упорно твердят, что подобное поведение непрофессионально. Однако за полгода дважды побывав в Лондоне и услышав отзывы слабо русскоговорящих учеников (элитных школ! но, конечно, без русского языка) об их английских преподавателях, о характере общения "учитель-ученик", поняла, что абсолютному большинству наших английских коллег (пишу так из осторожности, "маленьким язычком" про себя проговариваю НИКОМУ ) никакие выгорания не грозят...
      Валентина Васильевна, дерзну спросить: как Вы справляетесь с переутомлением? что помогает более всего? Подскажите! Дело в том, что читатели нашего Блога, как правило, прожили истекший учебный год (как минимум) в позиции взведённого курка. Их изнурённость запредельна...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!