Внимание!


.

понедельник, 7 июля 2014 г.

"Волне-2015" посвящается, или Вы уже приступили к подготовке к конкурсу "Учитель года-2015"?

Уважаемые читатели Блога!
Знаю наверняка, что среди вас есть будущие участники краснодарского конкурса (кто-то один - краевого и, Бог даст, Всероссийского), есть представители Оргкомитета, потенциальные эксперты, члены многочисленных составов жюри и Счётной комиссии, есть будущие наставники, консультанты, соучастники конкурсных испытаний, "переживальщики"... Самая многочисленная армия - конечно же членов Ассоциации "Учитель года города Краснодара". Нас, вовлечённых в конкурсное движение "Учитель года", гораздо большее число, чем может показаться на первый взгляд. Пусть достоянием всех станет эта информация.


25-летие профессионального конкурса "Учителя года", отмечаемое в этом году, побудило организаторов Всероссийского финала пересмотреть концептуальные подходы к содержательному наполнению Конкурса и его критериев. Само по себе это важно и нужно. Но отрадно вдвойне в связи с тем, какие перемены приходят отныне в самый популярный и престижный конкурс российского учительства. Они, новые подходы и критерии, закладывают иной вектор развития не только региональных и муниципальных этапов "УГ", но и всего учительского дела (во всяком случае в отношении урока - точно).

...Немного истории. 2004 год. В актовом зале ККИДППО собрались причастные к организации и проведению регионального и муниципальных этапов "УГ" (тогда ещё не была утрачена массовая практика проведения на местах муниципальных конкурсов "УГ"). В Краснодар приехали Пахомова Е.М. и Дуганова Л.П., учёные, специалисты Академии повышения квалификации работников образования, разработчики и организаторы "УГ России" с пропагандистско-просветительской миссией популяризации набиравшего обороты "Учителя года". Они глубоко и ёмко формулировали цели, говорили о назначении Конкурса, анализировали затруднения учителей-участников, приезжавших на финал в Москву. (Записи той встречи храню и ежегодно заглядываю в них, выверяя собственный курс, которым следую, готовясь к учёбе краснодарских участников Конкурса). Тогда, 10 лет назад, мы с Фёдором Ивановичем (Ваховский, директор КНМЦ -авт.Т.В.) соло и дуэтом заговорили о необходимости проведения полного урока как главного конкурсного задания, ибо 30 минут, отведённые на учебное занятие во Всероссийском конкурсе, эхом повторились в краевом (в Краснодаре всегда в конкурсе проводился 40-минутный урок).  Приводили аргументы и доказательства ошибочности такого решения. Аудитория нас не слышала. "Что вы! - восклицала свежеиспечённая победительница краевого конкурса, - "30 минут - это так замечательно!"
После общего разговора к нам подошли московские коллеги и уточнили, что продолжительность урока - остаётся дискуссионным моментом, но пока возобладала идея 30- минутного занятия.
Мы не унимались все последующие годы, используя любую возможность предложить проведение полного конкурсного урока. Упрямились? Нет. Не могли и не хотели допускать расхождение слова (научного) и дела (сермяжной практики).
С каждым годом всё отчётливее становились уязвимые места Его Величества Урока... Назову лишь некоторые:
    урок - это замкнутая (завершённая) система, цельный кусочек жизни, проживаемой учениками и учителем, его (урок) должна пронизывать единая драматургия;
   самыми "западающими" сделались отсекаемые (из-за нехватки времени) российским и региональными конкурсами этапы урока: оргмомент, проверка домашнего задания, закрепление и - что опаснее всего - подведение итогов урока, осмысление нового (рефлексия), домашнее задание (как грустное правило, ему не оставалось места в рамках урока, он вытеснился на перемену - какой уж там инструктаж по подготовке заданного на дом!);
   утрачивалась культура анализа (самоанализа) и оценки урока как основного и главного вида деятельности педагога;
   уж не стану говорить о моде на "красивости", сколь надуманные столь и порою нелепые, с претензией на глубокомыслие...

Но  вернёмся в день сегодняшний.
Ты уже понял, прозорливый читатель, что Оргкомитет-2014 закрепил 45-минутный конкурсный урок. Трудные споры о критериях конкурсного урока тоже завершились. Назову их: КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ИННОВАЦИОННОСТЬ, КРЕАТИВНОСТЬ, РЕФЛЕКСИВНОСТЬ.
Урок является едва ли не единственным конкурсным испытанием "Учителя года России" для большинства конкурсантов, где бы они могли показать свой профессионализм, - утверждает И.Димова, первый заместитель гл. редактора "Учительской газеты".

"Что же из этого следует? Следует жить, шить сарафаны...", то есть готовиться к новым  правилам на предстоящих муниципальном и краевом конкурсах, следует готовить 45-минутный урок, руководствуясь означенными критериями.
 А НЕ конкурсантам работать на конкурсном уровне и по его правилам.

4 комментария:

  1. Спасибо, уважаемая Татьяна Адольфовна, за отличную новость! Радостно, что и на всероссийском Конкурсе прислушались к краснодарским 40-45 минутам!!!
    Да здравствует Его Величество урок на финальных и муниципальных испытаниях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрим, Наталья Александровна, как эта новация повлияет на результаты. Кому-то станет легче провести ПОЛНЫЙ конкурсный урок, кому-то... В любом случае простора для деятельности (и рифов!) станет больше. Потребуется иной уровень профессионализма, идей, наработок. Но и реальной пользы от такого конкурсного задания станет кратно больше!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна!
    Разрешите уточнить - я правильно поняла, что теперь и урок на конкурсе "Учитель года города Краснодара-2015" будет равен 45 минутам, а не 40, как было раньше?

    ОтветитьУдалить
  3. В проект Положения-2015 однозначно введём 45 минут. Можно предположить, Лилия Павловна, что Оргкомитет возьмёт за ориентир и норму Всероссийского финала, и требование ФГОС (первый класс второго полугодия, а далее может быть и 40). Что касается краевого конкурса "УГ Кубани", то он много жестче привязан к "УГ России" - ведь его победителю в последующем выступать на Всероссийском финале..!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!