Внимание!


.

четверг, 10 июля 2014 г.

...Отдыхайте, пожалуйста, качественно! (подсказки, полученные от учёных)

Уважаемый читатель!
Вы пробегаете глазами эти строки - значит дела Ваши не так плохи...
О чём это я? (Уже делилась тем, что настала пора переработки огромных объёмов специальной литературы и иных источников по педагогике.Делаю короткую остановку, чтобы подытожить изученное за декаду. Тороплюсь некоторыми выводами поделиться с Вами, поскольку это в самом деле важно само по себе и кроме того очень актуально в текущий период Ваших отпусков).

Цитата: " не радуют... не привлекают ни книги, ни театр, ни экскурсии и походы, ни детские концерты и смешные шалости, не кажется чудом и откровением природа и не влекут и не хочет распознать удивительные свойства человеческих проявлений, нет и не может быть способности к постоянной системной работе по профессиональному самосовершенствованию... снижаются пороги профессиональной памяти, возникает необходимость и желание перебрасывать ответственность... постоянно обвиняя детей в несостоятельности..." Это про Вас?
Тогда ещё цитата, теперь уже с Вашим диагнозом: "...накапливающиеся в течение длительного времени усталости не позволяют ОБЕСПЕЧИТЬ РАСШИРЕННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ СИЛ (ИЛИ РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ И ГЛАВНЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ), что в значительной мере определяет сужение культурного поля учителя, сокращение позитивных потребностных импульсов, нарастание ощущения бессмысленности существования." Это, конечно, плохо.
Но ведь "плохо" нарастает и с другой стороны: всё большее число детей, закончив школу, не заходят в неё, в средних классах (а у кого-то и раньше) многие учителя вызывают у детей и родителей подозрение в профессиональной несостоятельности и даже профнепригодности...

Мы склонны ругать в кулуарах всяческое начальство (поделом, наверное), и под аккомпанемент этой критики обычно добавляем, что смысла нет и в нашей работе, потому что везде и всё плохо... Но думать и говорить , вероятно, надо не только о внешних обстоятельствах, оказывающих разрушительное воздействие на работу и саму жизнь педагогов. Во многом наши профессиональные ошибки, стрессы, конфликты, просчёты возникают вследствие той жизни, что задана учителю непосредственно в школе.
Итак, позиция аналитиков российского образования.
Первой причиной срывов и ошибок следует признать накопление усталостей, вызванное в том числе  и административным терроризмом (словосочетание сильное, но употребляется без кавычек, скажем, в Научно-методическом журнале Заместителя Директора школы по Воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе №4, 2014 С.85)

Вторая  - в недостаточной психолого-педагогической, научно-предметной и методической готовности педагога.
Третья - как следствие первых - в физических перегрузках, оказывающих дестабилизирующее и порою разрушительное воздействие на психическое состояние, устойчивость нервной системы педагога, приводя его к неадекватному состоянию и поступкам, ибо не происходит ПРОСТОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СИЛ.

...здесь (в узком смысле - в Блоге, в широком - в описываемом положении вещей) не место укоризне и упрёкам. Подняла этот разговор во благо...педагогов? детей?  - всех участников образовательного процесса (а значит, и родителей, и администрации школ, и ...). Но как всегда взоры устремляем к ...учителю. Вот почему
в заключение третья цитата: "...может быть, нужно серьёзно поработать со своей жизненной позицией и договориться с собой, что школа - это мир детства, и в этом мире должно быть чисто, светло и красиво, что здесь не может быть места для грубости, хамства, нетерпимости, ремесленнического безразличия, что учитель может быть средним предметником, но человеком, личностью ОН ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИМ".
Как жаль, что это принадлежит не мне, а сформулировано В.М.Лизинским в статье "О профессиональной готовности педагогов".

P.S. Запредельные перегрузки... Вот от чего нужно и законом, и рублём защищать педагога... или не права?

1 комментарий:

  1. Добрый вечер, уважаемые Татьяна Адольфовна, читатели Блога!
    Очень стараюсь отдыхать качественно (не всегда получается). Хотела написать, что защищена от запредельных нагрузок рублем, но задумалась: откуда появилось столько не переделанных за полугодие (беру за точку отсчета зимние каникулы) домашних дел/ школьных?
    Всегда перед глазами пример Наставника, педагогов, которые так умело планируют время, что успевают гораздо больше моего. Склоняюсь к мысли, что не школьные нагрузки виноваты.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!