Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 2 июля 2014 г.

Почему-то не радует... (очередная реплика)

На прошлой неделе СМИ сообщили о намерении депутатов Госдумы, желающих защитить учителей от насмешек и оскорблений, ввести за это уголовное (!) наказание, приравняв тем самым педагогов к представителям власти. Эту новость в своих ресурсах разместили многие учителя-блогеры (блог "Учебник нашего времени" В.В.Саблиной).
Испытала противоречивые чувства от этого известия, а потом отмахнулась от него: это ведь всего лишь намерения...

Но вот уже появилась статистика отношения россиян к возможному нововведению. Итак, Исследовательский центр портала "Superjob" свидетельствует:
51% экономически активных россиян (то бишь работающих) были бы не против принятия такого закона. Правда, даже те, кто ответил "да", говорят о том, что с принятием этого закона совершенно беззащитными могут оказаться дети.
31% россиян негативно отреагировали на предложение преследовать тех, кто оскорбляет учителей.
Пятая часть опрошенных затрудняются с ответом.

А теперь приведу некоторые высказывания.
"У современных детей искажено понятие "право человека". И порой школьники провоцируют учителей насмешкой, игнорированием, хамским поведением на резкую реакцию, а потом бегут жаловаться родителям, в суды и т.п."
"Да, это нужно, чтобы поднять статус учителя, статус школы.Сейчас любой может комментировать действия педагога, особенно родители в присутствии детей, дети быстро понимают и начинают манипулировать..."
"Полностью согласна, потому что в последнее время наше законодательство построено таким образом, что учитель стал абсолютно бесправен по сравнению с учеником".
"Поддерживаю! В наше время нужно быть героем, чтобы войти в класс к ученикам и нормально провести занятие".
"Учителя (не все) имеют особенность устраивать травлю ученикам... а если ввести уголовную ответственность, то учителя не будут знать берегов в своих действиях. Этим правом от всей души будут наслаждаться "горе-учителя", которых в наших школах большое множество".
"А кто будет оценивать, объективен ли упрёк в некомпетентности? Если учитель по русскому языку говорит "ложит" - это чистой воды некомпетентность. И будет ли насмешкой поправить его или намекнуть, на то, что в её обязанности входит знать правила языка?"

 Ровно тринадцать лет, как я ежедневно не вхожу в учебную аудиторию и не имею своих учеников. Я вижу ребят лишь на открытых мероприятиях в посещаемых по роду службы школах. Я не могу положиться на свой прежний опыт в выстраивании отношений с ребятами (тем более они, эти отношения, "выстраивались" как-то сами, совершенно естественно...) Вот почему завершаю эту реплику обращением к Вам, читатель-педагог, читатель-родитель, читатель-ученик (студент).
 - Нуждаетесь ли Вы лично в таком законе?
А если быть до конца честной и откровенной, то с языка рвётся другой вопрос. Попытаюсь сформулировать:
- Есть ли такие учителя, в чей адрес в любом классе от любого ученика никогда не прозвучат оскорбительные, унижающие достоинство слова? и к нему не будет предпринята попытка высмеять и принизить?

Что скажете?


15 комментариев:

  1. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна! Первым новость сообщил мне муж. Он порадовался, т.к. в нашем государстве такой неприкосновенностью обладают полицейские. "Чем учителя хуже?" - спрашивал супруг. "Они же тоже при исполнении служебных обязанностей". А кто не при исполнении? Продавец в супермаркете или банковский служащий? Было бы справедливым ввести данный Закон для всех представителей легальных профессий.
    Мне, учителю начальных классов, действительно, с принятием нового Закона страшно за детей. Согласно возрасту дети не несут ответственность за свои действия. А вот то, что надо принимать законы об усилении родительской ответственности за детей (и не только в школе) - я "За".
    Учитель - профессия массовая. Подготовка в ВУЗах и СУЗах в последние годы оставляет желать лучшего (да и в наше время: вдумайтесь, в Краснодарское педагогическое училище набор абитуриентов проводится без каких-либо вступительных испытаний. Бывшие двоечники и учащиеся коррекционных классов могут сегодня и завтра прийти (и приходят!!!) в школу?! Были времена (середина 90-х), когда претендовало 6-8! человек на место!!!)).
    На мой взгляд, настоящий авторитет учителя укреплять законом нет необходимости. .

    ОтветитьУдалить
  2. Мне кажется, что это логическая цепочка: школа (читай учитель) предоставляет образовательные услуги (товар), после чего получает соответствующее отношение социума, семьи. Причём, нередко, предоставляя и качественные услуги, и не очень, и очень не качественные, в итоге складываются отношения всё равно далёкие от уважительного наставничества, товарищеского сотрудничества и солидарности (со старшими ребятами), такими массовыми, такими типичными в 60-70-е годы (увы, прошлого века).
    Меня, Наталья Александровна, "резануло" это - "приравняв педагогов к представителям власти"...
    Или педагогика сотрудничества и прочие "красивости" - химера..? или...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, я несколько раз среди коллег слышала выражение (и пожелания: вот бы) "приравняли к представителям власти". Предположу, что с помощью Закона подчеркивается стратегическая важность педагогического труда. Это дальние перспективы.
      К ним невозможно прийти без сотрудничества участников образовательного процесса, соуправления и самоуправления школьников, стремления к самореализации и самовыражению.

      Удалить
    2. Не хотелось бы выглядеть циничной, но о предоставлении учителю статуса государственного служащего, боюсь, говорят (мечтают), Наталья Александровна, движимые отнюдь не заботой об учительском престиже: манит "соцпакет", льготы и зарплаты....

      Удалить
  3. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна. Сегодня, случайно, услышала обсуждение намерений депутатов Госдумы, желающих защитить учителей от насмешек и оскорблений. Одни ратовали за это, другие колебались: кто же будет свидетелем всех "неприятностей". Третьи переживали о том, что придется следить за собой, чтобы не сказать, не сделать чего - то лишнего, не спровоцировать ученика на резкость.... А у меня не было в педагогической деятельности моментов, когда бы меня нужно было защищать от...ученика. Ну не было. Разные дети были, даже детдомовцев учила. Да, не слушались, не учились, но не унижали! МЕНЯ защищать не следует. Я работаю так, чтобы меня не обижали. Как? В нескольких словах: я считаю себя успешным педагогом, потому что я, с одной стороны, иду впереди ученика, а с другой – я всегда рядом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Мне очень понравилась, даже поразила идея, высказанная Натальей Александровной, процитирую: "Было бы справедливым ввести данный закон для всех представителей легальных (видимо, тотального общения - Т.В.) профессий". Коль скоро общая, поведенческая культура нашего общества низка, то пусть учителей, врачей, журналистов, продавцов, работников ЖКХ и всех прочих отраслей и служб, находящихся в эпицентре людских контактов, защищает закон. А то эта "приравненность"... И кого? Учителей!
      Благодарю за комментарий, Анна Борисовна, хотя допускаю мысль, что педагогов, занимающих позицию подобную Вашей, может оказаться меньшинство.
      В защите нуждается слабый.
      А как же тогда быть с особой учительской миссией, что сродни служению священника? А как же с А.С. Макаренко: "Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему"?
      Вероятно, те, для кого это лишь слова, остро порадуются готовящемуся проекту.
      (До Вашего комментария, Анна Борисовна, опасалась формулировать столь категорично, сомневалась: владею ли нынешней ситуацией в школе, имею ли моральное право на резкие суждения, исходя исключительно из своего прежнего опыта..?)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Не думаю, что данные поправки в Законе об образовании добавят уважения профессиии учителя... Я не считаю себя "самым незащищенным слоем государственных работников", да и престиж профессии педагога такими мерами не повысить:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Анна Анатольевна (ура-ура! Вы с нами, вернулись!). Достойным "охранная грамота" не нужна, а вот как ею распорядятся остальные..?! Можно понять опасения иных родителей.

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна, коллеги!
    С интересом прочитала пост, статью и все комментарии. Возникает вопрос:учителя правда хотят, чтобы их приравняли к представителям власти (хотя к зарплате этих представителей, думаю, все отнесутся положительно :)), к которым,надо сказать мало кто (очень осторожно обозначим количество) относится уважительно.Показательно то, что поведение и поступки этих самых представителей, оскорбление которых влечет наказание, чаще всего дают повод утвердиться в мысли, что неприкосновенность - это,в их случае,вседозволенность. На мой взгляд, нынешнее негативное отношение к учителям- плод "несения важной для страны и общества СЛУЖБЫ". Кто-то служит, а кто-то учительской профессией живет (как это ни пафосно прозвучит). Я вспоминаю рассказ одной моей очень опытной коллеги о том,как будучи молоденькой учительницей, после училища она работала в сельской школе. Однажды она отправилась побеседовать с родителями не очень прилежного ученика (а точнее,совсем даже не...). С каким уважением смотрели родители на учительницу и внимали ее словам! Было это потому, что статус учителя не нуждался в поднятии: учителя обеспечили его высокий уровень сами, отдаваясь своей профессии без остатка, заботясь о том, чтобы быть "лучом света" (Хотя,возможно, и не все). Вспоминаю себя в школе:были у нас учителя,над которыми посмеивались ученики, подшучивали. Но ведь были и педагоги, к которым на урок приходил, ощущая себя счастливчиком, слыша грамотную речь, безупречную дикцию, понимая невероятную образованность учителя.
    Введение данной поправки, мне кажется, еще больше противопоставит учителей обществу, которое и так видит тотальную коммерциализацию школы, ее обнищание в этическом и профессиональном плане? "Нас хотят загнать в рамки Стандарта, сделать всех одинаковыми!"-восклицают лауреаты конкурса "Учитель года Кубани" со сцены, поддерживаемые аплодисментами из зала, где сидят их коллеги. Да, было бы не плохо всем учителям достичь рамок (а точнее, хотя бы нижней границы) Стандарта, тогда бы и лучей стало больше, и тьма рассеялась, и общество убедилось, что учитель-это человек, абсолютно компетентный в своем деле, честный, открытый и далее по списку, которому не надо ни от кого защищаться, потому что и обидеть-то никто не хочет. Нельзя, конечно, отрицать, что число родителей, убежденных в делении мира на 2 части "я и все остальные" растет, но разве мало учителей, считающих точно так же?В отрывном календаре прочитала интересное изречение: "Умный ищет причину в себе, а глупый-в других". Было бы здорово, если бы и учителя, и родители, и ученики следовали этим словам.

    ОтветитьУдалить
  6. Отрицать нарастающий вал хамства, неуважительной бесцеремонности по отношению к школе, к учителю со стороны семей (других перечислять не буду, поскольку этим можно ограничиться, т.к. все представители СМИ и др. служб и ведомств есть родители или лица, косвенно причастные к школе) было бы нечестным. Здесь следует, Наталия Львовна, на мой взгляд, "разводить", где ответственность за это, приближающееся к тотальному, неуважение лежит на родителях, а в чём повинны учителя.
    Когда учителя-конкурсанты (!) великий плач устраивают из-за профессионального стандарта педагога - это постыдно. Державший его в руках (не говорю изучавший) не мог не понять, что сколько ни тянись, ни вставай на цыпочки - не увидишь ограничивающих горизонтов... таков этот стандарт. Их ещё и защищать? в их невежестве?! Да тут надо срывать все и всяческие маски, а не приторно-елейно восклицать "Ах, лучшие, ах, поднимем их авторитет!"
    Когда старшеклассник провоцирует учителя, снимая отвратительную сцену на видео, а родители на это одобрительно: "Мой не пропадёт!" , когда родитель безосновательно требует-обличает-угрожает... совсем не в дипломатических выражениях, тогда эта грязь не может испачкать многострадального педагога (хотя понятна его душевная боль и страдания).
    И в обоих случаях ожидаемый закон может помочь? Учитель, школа имеют другое предназначение - уж не судиться конечно.
    А как же тогда разорвать этот порочный круг?

    ОтветитьУдалить
  7. Татьяна Адольфовна,на мой взгляд, не может этот закон помочь, и не потому, что не всегда законы принимают люди, которые имеют знания по юриспруденции, истории (сколько сейчас артистов, спортсменов, актеров в числе принимающих законодательные акты,которые вряд ли владеют надлежащими знаниями), а потому, что никакая статья Кодекса не может воспитывать отношения между людьми. Разве для того,чтобы воспитывать в ребенке уважение к старшим,нужно пугать его уголовной ответственностью?Своим примером в семье родители показывают малышу "что такое хорошо, и что такое плохо". Разорвать порочный круг... "Порочный круг возникает, если (ответные) действия участников взаимно провоцируют их на новые «плохие» действия по отношению друг к другу". Может,стоит учителю призывать родителей и учеников остановиться, а к призывам добавить работу над собой, над повышением своего профессионализма не ради свидетельств, а ради повышения собственного статуса, ради того, чтобы воспитать из своих учеников родителей, которые не будут гнаться за упражнениями в судебных разбирательствах с учителями. Ведь пока учительство не будут представлять незаурядные личности, все попытки поднять престиж профессии будут бессильны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Незаурядные личности... разве не редкость? Разве может быть в отрасли, Наталия Львовна, тысячи, десятки и сотни тысяч выдающихся людей?
      Незаурядные в чём? как?
      Значит престиж НИКОГДА не будет высоким?

      Удалить
  8. Здравствуйте, уважаемые Татьяна Адольфовна, Наталья Львовна, читатели Блога!
    По моему мнению, каждый народ достоин тех представителей власти, которых он выбирает. Часто мы забываем, что общественное мнение, профессиональные объединения (Ассоциация) - это сила. Сила, которая может изменить многое. В Блоге часто поднимаются острые темы - тихо читаем и тихо уходим, чтобы продолжать жизнь в каждой отдельной школе, где также тихо расходимся по кабинетам и тихо обучаем детей. Эта пассивность и позволяет проводить законы, которые действуют не в интересах участников образовательного процесса, государства.

    О Стандарте. Материалов Блога хватило бы для того, чтобы учителя (конкурсанты и рядовые) имели бы четкое представление о необходимости перемен, сильных сторонах Стандарта. Профессиональное! общение на страницах ресурса, сокращая расстояния, позволяет идти в ногу со временем, качественно заниматься самообразованием. Что мы видим? Раз в пять лет (а сейчас в три года) учителя могут пройти курсы повышения квалификации. А что происходит в эти временные промежутки? Та самая тишина, которая не меньше неправильных законов влияет на качество образования.

    Одним из значений слова "служить" является "приносить пользу". Не для этого ли мы живем в профессии? "В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро," - говорил мудрец - Аристотель.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наталья Александровна, крепко Вы нас припечатали...:)
      Всё-таки я не склонна ставить знак равенства между "тишиной" и "пассивностью"... Разве "шумим, братец, шумим..." лучше? Нужен и какой-то период накоплений, осмысления. Внутренняя работа в человеке идёт для окружающих незаметно. Ну, а если не идёт никакой работы - значит, мы пока не слишком убедительны. И если учительство устраивает "тлеть - не гореть", то это их выбор, их право. А наше право - иметь на этот счёт своё мнение-отношение... Мне эта ситуация представляется таким образом.

      Удалить
  9. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Ваш комментарий побуждает искать (и не сдаваться))) более убедительные формы и методы.

    Часто материалы Блога перечитывают коллеги после обсуждения на МО, в частных беседах - конечно, такую тишину не имела в виду (и, порою, совсем не тихо это происходит). Убеждена, что самые острые вопросы надо решать сообща.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!