Внимание!


.

воскресенье, 31 августа 2014 г.

За круглым столом


Редакция Блога Ассоциации продолжает репортажи, посвященные августовским мероприятиям, подготовленным Ассоциацией участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" и департаментом образования МО город Краснодар.


27 августа 2014 года краснодарские директора школ, заместители директоров, родительская общественность, продвинутые учителя были приглашены за круглый стол. Среди присутствующих значительная часть краснодарских Пеликанов.

«И вновь август. И вновь предваряющая учебный год встреча», - этими словами Татьяна Адольфовна Ваховская, начальник методического отдела КНМЦ, ведущая круглого стола, открыла августовское мероприятие. Отпускное настроение плавно сменилось рабочим настроем.
 
«Новых успехов, достижений, радости труда, здоровья», - пожелания учителям, вступающим в 2014/2015 учебный год Федора Ивановича Ваховского, директора КНМЦ.
В начале встречи Татьяна Адольфовна задала вопрос, вызвавший легкую растерянность у участников: «Какой по счету учебный год Вы начинаете?». Сидящие рядом Пеликаны слегка не дотянули до совершеннолетия. А Вы?

Тема круглого стола «Человеческий капитал школы. Стратегия развития учительского потенциала» - тема новая. От того жарче, эмоциональнее были отклики в зале. 
Только в 21 веке заговорили о человеческом капитале образовательных учреждений: знаниях, навыках, мотивации к деятельности, ценностях, которые несет учитель, энергию (список неполный).  В  2014 году в рамках «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций" в России  утвердилось понятие «человеческий капитал школы» .  Круглый стол стал территорией общения профессионалов, желающих разобраться в причинах появления данной Программы, целях, содержании.

Текст Комплексной программы:


К разговору о подпрограмме 1: «Внедрение профессионального стандарта «Педагог»» - присоединились Краева Светлана Николаевна, директор гимназии № 25, и Степанова Наталия Львовна, учитель начальных классов 25 гимназии – самые успешные педагоги 2014 года города Краснодара (репортажи от 30.01.2014 ,  от 04.04.2014). О том, что такое профессиональный стандарт и как он будет работать на повышение квалификации пед.работников, вместе с залом размышляли участники круглого стола.  

«С 2015 года учителям российских и краснодарских школ предстоит работать по новым профессиональным стандартам, разрабатывавшимся два последних года по поручению Президента РФ Владимира Путина. Стандарт деятельности педагога - учителя школы, классного руководителя, педагога дополнительного образования, а также воспитателя - должен заменить действующие «квалификационные характеристики» и повысить качество государственного образования и уровень подготовки выпускников. Он требует от педагога обязательного знания иностранного языка, навыков работы в социальных сетях, умения преподавать детям мигрантов и детям с ограниченными возможностями здоровья», «Краснодарские известия» от 08.08.2014.

Педагоги задаются вопросом: «Профессиональный стандарт: граница для деятельности или полет для творчества»? Соглашусь с Наталией Львовной Степановой, участником дискуссии, что "Стандарт – это недостижимый идеал учителя. Стандарт, словно маяк, своеобразный ориентир, указывающий путь профессионального развития".

Слова, о том, что профессиональный стандарт настолько высоко ставит планку, что для совершенствования педагога всей учительской жизни не хватит, чтобы ее достигнуть, приведенные Т.А. Ваховской из статьи И. Д. Фрумина «Учитель, которого никогда не будет», подтвердили мою уверенность, с одной стороны, и побудили прочитать оригинал, с другой стороны.

Татьяна Адольфовна Ваховская, модератор мероприятия, сформулировала важнейшую компетенцию учителя как способность овладевать новыми актуальными компетенциями.

Подпрограмма 2: «Модернизация педагогического образования», по мнению большинства учителей, – это ФГОС и аттестация. И если изменения, вызванные с введением ФГОС начального и общего образования все более очевидны, то новое положение о аттестации педагогических работников только изучается.


Взаимодействие с Высшей школой образовательных организаций еще в мечтах.

Подпрограмма 3: «Переход к эффективному контракту».

«Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в соответствии с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда».

Эффективный контракт – дополнительное соглашение, которое не противоречит статье 57 Трудового кодекса.

По мнению директора школы, Краевой Светланы Николаевны, самым сложным стало прописать в эффективном контракте те самые составляющие достижения педагогического коллектива и соответствующее вознаграждение.

Очень неожиданно круглый стол превратился в кабинет директора, принимающего на работу нового педагога. Работодатель и работник обсудили необходимые пункты эффективного контракта. Эта ситуация оказалась вполне реальной, т.к. несколькими днями ранее Наталия Львовна Степанова, учитель, подписала эффективный контракт со Светланой Николаевной Краевой, директором 25 гимназии.

На мой взгляд, эффективный контракт был бы наиболее результативнее, если бы главной линией документа стала индивидуальная траектория (новое услышанное словосочетание: «дорожный маршрут») развития педагога, учитывая индивидуальные особенности учителя. Убеждена, что именно этот пункт стал бы основным отличием эффективного контракта от трудового договора.

Подпрограмма 4: «Повышение престижа профессии». 
Одним из основным мероприятием данной программы являются профессиональные конкурсы. Попробуем разобраться, что есть профессиональный конкурс?

Уверена, это повышение профессионализма: изменение в учителе сути, образа, т.е. приближение к требованиям Стандарта педагога. Участие в конкурсах побуждает к самообразованию, мощной рефлексии педагогического опыта. Как известно, «мастерство родится не из опыта, а из рефлексии».

С другой стороны, и профессиональный конкурс должен быть таким, чтобы не демонстрация себя, не педагогическое дефиле стало целью испытаний. Если восхождение на олимп ставится во главу угла, сам конкурс несет в себе обратный эффект.

После завершения конкурса, возникает ощущение, что чего-то не хватает вошедшей в прежнее русло жизни. И если этот период не заполняется новым содержанием, идет угасание полученного в конкурсе. Значит, необходима работа в межконкурсный период. Что ждет педагога после конкурса?

После конкурса есть Ассоциация участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара"!!!

Ассоциация продолжает профессиональное взаимодействие, но другими способами. К тому же, новое положение об аттестации предусматривает, что высшую категорию можно иметь, работая в педагогических ассоциациях. В подтверждение моих слов, это и есть непрерывное образование. 

Важным звеном в деятельности Ассоциации является Блог - продолжение образования для многих педагогов города, края, страны, зарубежья, и для тех, кто в конкурс пока еще не пришел, возможно, и не придет.

Больше всего откликов получило обсуждение престижа профессии учителя. Почему? Как мне видится, престиж складывается из многих составляющих, хотя, на первый взгляд, речь идет о доверии к учителю, об отношении к учителю. Разговор чаще сводится к двум позициям: доверие к учителю со стороны администрации, коллег, семей, общества и вознаграждения учителя (моральное и материальное).

А по большому счету, престиж учительской профессии – это, прежде всего, качество его деятельности, которое проявляется в успешности и судьбах его учеников, с одной стороны, и престижа ОУ, в котором работает учитель, с другой стороны.

Но вовсе не означает, что доверие государства, семей, уважительное отношение со стороны общества, будет залогом повышение качества образования. Приведу пример, в Финляндии – одной из лидирующих европейских систем образования, из 10 лучших! выпускников семеро хотят стать преподавателями, в США – двое. Статистика российских газет: один из 30. И я, как практический учитель, подтверждаю, что ставку надо делать на лучших – они наше будущее.

О необходимости развивать систему образования и повышать престиж профессии учителя говорят постоянно. Как видим, этот вопрос как никогда наиболее актуален в современных реалиях нашего общества.

Татьяна Адольфовна Ваховская, ведущая круглого стола, познакомила с одной из самых обсуждаемых в СМИ новостью о намерении депутатов Госдумы, желающих защитить учителей от насмешек и оскорблений, ввести за это уголовное (!) наказание, приравняв тем самым педагогов к представителям власти. Читатели Блога Ассоциации одними из первых высказали свое мнение по данной теме.   Интересно было услышать позицию всех участников круглого стола. Радует, что Ваши мнения, уважаемые читатели, и присутствующих в зале совпадают.

Сказать, что круглый стол завершился раннее указанной датой, допустить неточность. До сих пор в учительских коллективах идут обсуждения услышанного, конструктивные диалоги/полилоги,  рождаются ответы на поставленные вопросы. Предлагаю перенести дискуссии на страницы Блога. 


4 комментария:

  1. Добрый день, коллеги!
    Спасибо, Наталья Александровна, за возможность принять участие в дискуссии о профессиональном стандарте педагога. На первом педсовете нашей гимназии также обсуждался вопрос о профессиональной особенности современного педагога. Я считаю, что главная задача преподавателя — это заинтересовать ученика. Учитель не обязан быть виртуозом, доктором наук, успешным учёном — он должен быть грамотным психологом и уметь заинтересовать, проконсультировать ученика. Человек учится сам, важно лишь не отбить у него мотивации, а наоборот направить, заинтересовать.
    От школьных коллег добавлю: для реализации "Профессионального стандарта педагога" надо, чтобы учителя работали на одну ставку, за которую учитель должен получать достойную зарплату и тогда у педагога будет время и средства на качественный мониторинг, и на освоение ИКТ и информационного пространства, на самообразование и карьерный рост.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Анна Анатольевна!
    Сюжет с круглого стола: Татьяна Адольфовна Ваховская поделилась рассказом о высшей школе Америки, готовящей преподавателей. Все годы обучения слушатели (студенты) изучают почти исключительно методику преподавания, виды предстоящей деятельности и лишь самые общие основы будущего преподаваемого предмета, а на курсах повышения квалификации - погружаются в самые сложные содержания самого предмета (что меня очень-очень удивило). В России все наоборот.
    На мой взгляд, данный рассказ очень созвучен с Вашим, Анна Анатольевна, высказыванием и открывает новые просторы для поиска, идей. Спасибо за мнение!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Наталья Александровна, за подробное освещение "Круглого стола". Слова "Профессиональный стандарт педагога" сейчас на слуху у всех учителей. Ситуация напоминает введение ФГОС. Кто-то до сих пор называет их нехорошими словами (слышала не так давно), кто-то уже во всю работает, используя все преимущества. Думаю, что участники правы: "Это идеал, к которому надо стремиться". Я бы выучила иностранный язык, если бы было больше времени, например. Значит, опять пришли к тому же - количество часов, которые ведет учитель, и соответствующая зарплата

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые коллеги! Очень скоро (после нашей встречи 9.09) вы будете располагать источником...(здесь вас ожидает сюрприз), так вот он очень сильно поколеблет ваши убеждения в том, ЧТО нужно учителю (достойная зарплата за ставку), чтобы двигаться, приближаясь к стандарту...
    Так что к этой теме непременно ещё вернёмся..!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!