Внимание!


.

понедельник, 20 октября 2014 г.

Воспитание без насилия, или Фестиваль успешных родителей

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, 
вырастает человеком, 
более сознающим свое достоинство. 
(Н.Г.Чернышевский)
В нашем обществе принято говорить о правах. Но часто ли мы задумываемся о том, какие права имеет маленький ребенок, подросток? Заботятся ли родители, учителя, воспитатели в должной мере о соблюдении правовой и психологической безопасности ребенка? Не являются ли порой родители первыми нарушителями прав ребенка?

В математике есть такое правило: кратчайший путь измеряется по перпендикуляру (т.е. по прямой). Очевидно, что к наказанию чаще всего прибегают, когда не хватает времени на спокойное и последовательное воспитание, на то, чтобы терпеливо объяснить ребенку, почему так поступать нельзя. Конечно проще и быстрее шлепнуть или накричать. Но что чувствует при этом ребенок? Скорее всего боль, унижение, страх перед необъяснимостью вашего поведения с его точки зрения, желание причинить кому-то другому такую же боль. При телесном наказании у ребенка  исчезнут и зачаточные угрызения совести. Он замкнется в глухой обороне, посчитав, что мир слишком жесток к нему. И вместо устранения причин, приводящих к плохому поведению, ребенок только научиться увиливать от наказания.
Бывают случаи, когда ребенок действительно виноват. Если родители объясняют ему, почему такой ПОСТУПОК плох (а не "плохой мальчик", "плохая девочка") , и если у него хорошее отношение к родителям, то своему проступку он сам огорчится.
Но в противовес этому слышатся мнения: "И меня в детстве пороли. Ничего, вырос человеком!", "Я тоже стояла в углу на коленях, но от этого мое уважение к родителям не уменьшилось". Что я могу ответить на это? Есть народная мудрость: детей надо воспитывать, когда они лежат поперек лавки, а не вдоль. Может именно потому, что упущен этот возраст чада, приходится некоторым родителям (умышленно занижаю количество) "идти по кратчайшему пути" в деле воспитания? А может, родители просто не знают, как по-другому?

С целью популяризации идей и методов гуманно-личностной педагогики среди учителей и родителей для воспитания гармоничной личности ребенка в Краснодаре прошел Фестиваль успешных родителей.

Почетные гости фестиваля: доктор психологических наук, академик Российской академии образования, лауреат премии Правительства РФ, "Рыцарь гуманной педагогики", Шалва Александрович Амонашвили; Президент Международного центра гуманной педагогики, руководитель детского творческого центра "Басти Бубу", писатель Паата Шалвович Амонашвили...
Семейный психолог международного класса, мастер образовательного проекта "Психология третьего тысячелетия" Марина Таргакова, директор школы № 200 г. Москвы, а также кандидат педагогических наук, "Рыцарь гуманной педагогики" Шишова Марина Игоревна, и  педагоги и авторы более 80 книг для занятий по нравственному воспитанию и творческому развитию детей  Александра Лопатина и Мария Скребцова.
"Настроение гуманной педагогики - открытое сердце, которое предполагает духовную общность с ребенком, помощь в поисках связи с Богом, со своим внутренним миром, в поисках своего собственного Я", - такими были слова Ш.А.Амонашвили.

Любовь необходимо воспитывать любовью, честность-честностью, доброту-добротою. И делать это надо не с помощью "понукательной педагогики", а с помощью бесед "по душам", совместного чтения. "Слова - это кораблики мысли", - гласит восточная мудрость. Нам нужно наполнять их дарами доброты, любви, честности и справедливости, заботясь о том, чтобы не были эти кораблики захвачены пиратами (виртуальными героями, сомнительными сайтами Интернета, представителями субкультур и т.п.).

Прием  "Письма из комнаты в комнату"  поможет родителям открыть ребенку свое сердце, рассказать о своих переживаниях, мыслях, чаяниях, когда не удалось спокойно поговорить. А совместная деятельность может без насилия оторвать ребенка от агрессивной информационной среды.

Так ли часто мы просим детей помочь нам? Стоит только произнести: "Помоги мне, пожалуйста", как ребенок тут же откликнется на Вашу просьбу. Если мамино слово не действует, тогда на помощь маленькому ребенку придет иносказание, игрушка. Общение с вымышленными персонажами делает процесс воспитания незаметным и интересным, а значит, будет результат.
С каким интересом смотрели представление кукольного спектакля не только дети, но и взрослые! Еще бы! Ведь разговор шел о том, в чем настоящая сила дружбы!

"Гуманная педагогика - это поиск Птицы Счастья! Она заставляет педагога обнаруживать огромную часть УЧЕНИЧЕСТВА в себе и совсем немного учителя," - так начала свое выступление Шишова Марина Игоревна. 
Для совершенствования качеств учителя и родителей нужны дети - "точилки" (гиперактивные, с трудным характером). Кстати, сама Марина Игоревна рассказала об опыте воспитания такого ребенка - собственного сына. Необходимо вглядеться, чем живет ребенок и на сколько это совпадает с нашими качествами. Хотим воспитать хорошие качества в ребенке - необходимо самим совершенствоваться.

С родителями никто не говорит о воспитании детей, думая, что у них должны быть готовые знания. Но взращивать осознанное родительство необходимо с малых лет, учить, что семья и гуманное воспитание в ней - главная ценность.

"Весь мир - наука взаимоотношений". Трудно не согласиться с этим высказыванием. А значит  в деле воспитания нельзя "идти по кратчайшему пути". Воспитывая ребенка, мы должны заботиться о том,чтобы в своих поступках и отношениях с людьми у него были
определенные ориентиры, которые он вынесет из отношений с любящим взрослым. 

Ибо "ЛЮБОВЬ НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЁТ!"
 
     

6 комментариев:

  1. "Как любить ребёнка, нам прекрасно поведал Януш Корчак", - писала в своей книге Валерия Гивиевна Ниорадзе" - "Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут, не раз следуя увлажненным взором за борьбой ангела с сатаною, где светлый ангел побеждает".
    По мнению Валерии Гивиевны, пробудить у детей интерес к учению и предмету, можно через погружение учителя в мир детства, зарождение педагогической любви к каждому.Тогда выстраивается иной характер отношений, т.к. учитель постигает суть ребёнка, его устремленность в будущее, его страсть к развитию, взрослению, свободе.
    Постижение сути природы в ребенке открывает учителю волшебную дверь в осознание своего предназначения помочь ребенку понять самого себя, а через себя - весь мир, Вселенную.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте,уважаемая Наталья Александровна!
    Имя Валерии Гивиевны звучало много раз на этом фестивале. Мне кажется, она незримо присутствовала в зале.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Наталия Львовна! Спасибо за возможность окунуться в атмосферу "Фестиваля успешных родителей"! Ш. А. Амонашвили писал: "Истинное воспитaние Ребёнкa - в воспитaнии сaмих себя", для меня это главное руководство в воспитании. Для коллег публикую ссылку на книгу Ш.А. Амонашвили, которую сейчас читаю - "Баллада о воспитании". В книге такой мощный, пронизывающий ее дух любви к Ребенку, внимания к нему, искренней заботы, соучастия, устремленности к высшей цели воспитания благородного человека, что читать ее можно сколько угодно раз, пласт за пластом открывая для себя все новые подтексты и, вдохновляясь, становиться еще лучше как родитель или воспитатель.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Наталия Степановна! Спасибо за возможность виртуально поприсутствовать на таком празднике, как Фестиваль успешных родителей. "Взращивать осознанное родительство..." Абсолютно согласна! И еще слова о том, что если хотим воспитать хорошие качества в ребенке - надо самим совершенствоваться. Это ведь касается и родителей, и тем более - учителей.
    Уже не раз поднимался на страницах нашего Блога вопрос о том, что воспитывает ребенка пример и образец родителей, а не морали и наказания.
    Спасибо, Анна Анатольевна, за напоминание одной из чудесных книг о том, как надо любить ребенка!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте,уважаемая Анна Анатольевна!
    Атмосфера фестиваля была необычайно умиротворяющая. Меня поразило, что многие родители пришли с совсем крошечными детишками, и те слушали выступающих. А в каком мастер-классе Ш.А.Амонашвили мне посчастливилось поучаствовать! Мы разгадывали тайну славянской письменности. Не знаю, сколько шёл "урок", но эмоции от открывшейся тайны захватили меня, как ребенка!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер,уважаемая Эльвира Ульфатовна!
    На фестивале прозвучало много мудрых мыслей, были раскрыты лишь некоторые секреты общения с детьми. Они, на первый взгляд, такие простые, но они действительно без насилия позволяют взрослым общаться с детьми на языке добра!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!