Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

четверг, 30 октября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Что такое Стандарт

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю вам продолжить чтение книги «Как помочь учителю в освоении ФГОС»…

 Прежде всего будем правильно понимать термин «Стандарт» и откажемся от его традиционного, привычного понимания.
 Из-за этого привычного понимания и можно услышать фразу: «Как же можно стандартизировать живых детей и учителей?»

Стандарт в официальном документе – это «…общественный договор – новый тип договорных взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений … подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

 Будучи стабильным в течение определенного периода времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению".
Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы.

Получается, что стандарт – это не перечень измеряемых единиц, затверженных учеником ЗУН, а конвенциональное, т.е определяемая договором норма, фиксирующая степень достижения экспертно оцениваемых результатов образования. И мы видим, что впервые в отечественной практике управления школой вводится не строго точный, а рамочный принцип регулирования деятельности и отношений учеников и учителей.
Рамочный принцип означает: примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка, чего прежнее толкование слова «стандарт» не допускало.

 Стандарт предполагает, что на каждой ступени образования учитель получает фиксированные  предметные, метапредметные и личностные результаты у каждого ученика в вилке от необходимого минимума до возможного оптимума.

 Практически это означает, что по итогам педагогического консилиума с учеником и родителями согласовывается экспертно определенные максимально возможные (оптимальные) результаты (в отметках, в качественных уровнях), которых ученик и учитель могут достичь к концу отчетного периода (четверти, полугодия, года). Но вот эти экспертно определенные максимально возможные результаты учитель определяет сам (вместе с коллегами), исходя из своих профессиональных знаний и опыта.
И те необходимые достаточные средства для достижения всех трех групп результатов (предметных, метапредметных и личностных) учитель тоже изыскивает в собственной психолого-педагогической мастерской.

Такая свобода и ответственность дана тому, кто не боится быть профессиональным педагогом.

Разве после понимания этого можно говорить о Стандарте как жестких рамках?

Продолжение следует...

Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС 

4 комментария:

  1. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна31 окт. 2014 г., 21:31:00

    Добрый вечер, коллеги. Сегодня в 25 гимназии в рамках школы молодого педагога, состоялась встреча вашего покорного слуги с молодыми учителями математики. Конец четверти, уборка классов и территорий не всем желающим позволила посетить наше занятие. При знакомстве выяснила, что самый маленький стаж-2 месяца, самый большой -6 лет работы в школе. В основном молодые девушки и парни ведут 5,6,7 классы. О чем было первое занятие? В первую очередь об организации и проведении урока, его продуктивности и о маленьких секретах от Натальи Юрьевны. На занятие захватила книгу «Как помочь учителю в освоении ФГОС» ... Процитировав некоторые определения и тезисы из книги, присутствующие поняли, что дочитывать и кропотливо изучать книгу надо дома, на работе и неторопливо вдумчиво пропускать через себя. Я порекомендовала еще несколько книг М.М. Поташника ( заказать можно через интернет, почтой).Думаю, узнав про наш блог, скоро появятся еще несколько читателей , ведь здесь они найдут ответы и на другие интересующие их вопросы. А проблем у молодежи многоооо. ( Да и у опытных немало))) Вот например, спрашивают, как в 5 классе не проговаривая о целях урока, заставить детей самих выйти на эти цели? И это спрашивает "девочка" работающая 2 месяца.... А кто сказал Вам что нельзя ребятам проговаривать о целях? Завуч, и т.д.Вот такой парадокс. Думаю, для начала юному коллеге надо разобраться с чего начинать. По рекомендации М.М. Поташника, я отсканировала схему результатов образования ( суть трех сторон целостного педагогического результата) и попросила поместить ее под стекло рабочего стола в школе и дома, в конспект, чтобы "через зрительный канал восприятия постигали эту важную группировку результатов образования". В конце нашей встречи никто не хотел уходить. Я услышала отзыв в свой адрес: "Теперь мне хочется по другому проводить уроки и думаю что получится...", "А можно к вам в гости на урок приходить?". Двери моего кабинета открыты для Вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Марк Максимович в своей книге приводит перечень из 17 затруднений учителей при освоении ФГОС, и одно из них, очень немаловажное - это "Затруднение учителей в самодиагностике профессиональных проблем, связанных с освоением ФГОС". Мне кажется, что с этого и надо начинать. Повезло Вашим молодым коллегам в том, что у них есть Наталья Юрьевна! Главное, чтобы было желание во всем разобраться... Схема результатов образования (стр. 40-41) - шпаргалка современного учителя. Вызубренный отчужденный текст или лишенный смысла затверженный навык не есть результаты образования по ФГОС!
      Обучение должно быть личностно значимым для ребенка, и после прочтения книги "Как помочь учителю в освоении ФГОС" мне, например, стал близок и понятен один из главных постулатов ФГОС - личностно-ориентированное обучение. Не секрет, что о нем учителя много говорят, но вот конкретно что это за "зверь", затрудняются ответить. Прочитав книгу, я поняла, как далека я была в своих поисках, а это и есть моя диагностика. Смысл чтения этой книги - понять, куда двигаться...

      Удалить
  2. Здравствуйте, уважаемые читатели Блога!
    Эльвира Ульфатовна, спасибо Вам за то, что поделились пониманием термина "Стандарт"! Уверена, что без определения стратегического слова выстроить правильный вектор профессионального развития невозможно.
    Наталья Юрьевна, отрадно слышать, что в городе продуктивно работает школа Молодого учителя, что лекторами являются особые Учителя! Как важно, чтобы профессиональная деятельность молодых людей начиналась с Учёбы у Мастера, изучения азов практической науки, заряда влюбленности в Школу и самообразование! Спасибо Вам за добрые новости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Новые стандарты создают условия для преобразования учительства из так называемых "специалистов" в "профессионалов", и правильное понимание терминов и определений - первый шаг на пути к этому.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!