Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

суббота, 25 октября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Обсудим начало пути

ФГОС… Это слово прочно вошло в лексику учителей.
Реакция на это слово у всех нас неоднозначна.
Причем немалую часть учителей это слово просто передергивает. К сожалению, сама слышала «в кулуарах»…
Иногда слышала другое: «Говорят, ФГОС – это что-то новое, но на самом деле я всегда так работала, разве мы не организуем работу в парах, коллективно-творческие дела и т.д….».
Учителя, которые их произносят, опытные, с немалым запасом творческих сил, ответственные и любящие свои работу и учеников.
С книгами Марка Максимовича Поташника знакома давно, уже столько раз читала-перечитывала «Требования к современному уроку», причем каждый раз нахожу там что-то особенное, словно увиденное в первый раз. Но вот мне повезло – я, как и остальные члены Совета, стала счастливой обладательницей личного экземпляра «Как помочь учителю в освоении ФГОС». Краткий обзор уже делала Анна Анатольевна Гончарова на страницах нашего Блога.

Что я выделила для себя? Вот эту фразу, на которую обратила внимание и Анна Анатольевна «не надо обольщаться, будто нам уже все во ФГОС понятно, и мы уже умеем ими пользоваться в работе; а потому начать (или продолжить) работу с собой по развитию интеллекта, эрудиции, расширению кругозора и подъему уровня общей культуры личности, и обращать самое пристальное внимание на суть своей профессии - на педагогику."

Как мне показалось, вся книга в большей степени направлена на просвещение учителей не о ФГОС, да простят меня авторы. Знать и разбираться в вопросах Федерального образовательного стандарта должно и нужно, но образование учителя, его знание педагогики и своего предмета, эрудиция, интеллект, кругозор, его Личность – вот что самое главное в школе.

Пример, который сами авторы приводят в качестве доказательств, это фрагмент из исследования директора Красноярского краевого института усовершенствования учителей Ю. Е. Васильева. Из педагогов каждого предмета были сформированы по две учебные группы. Одной давали полный объем по традиционной программе, где основное время было отведено на частнометодическую и дидактическую подготовку. Все время повышения квалификации другой группы было отведено на развитие интеллекта, на расширение культурного кругозора – встречи с психологами-специалистами, выставки, театры, концерты симфонического оркестра, – и все это с последующим обсуждением (рефлексия – прим. авт.), организованным искусствоведами.

После двухмесячных курсов методисты института посетили уроки учителей из обеих групп, оценивая их по специальной шкале показателей профмастества. Результаты были ошеломляющими: те, квалификацию которых повышали по традиционной программе, показали незначительные улучшения по сравнению со своими же показателями «на входе», но те учителя, которые работали по программе развития интеллекта и расширению культурного кругозора, продемонстрировали раскованность, артистизм, и, что особенно ценно, творчество и методическую изобретательность…

«С тем багажом, которым владеет массовый российский учитель, новые стандарты освоить невозможно, так как они требуют другого уровня интеллекта, эрудиции, общей культуры», - пишут авторы.

А как давно Вы держали в руках книгу? Классическую литературу, а не методические пособия. Когда Вы в последний раз читали стихи? Давно ли Вы были в театре или на выставке?

В ответ можно немало услышать сетований на то, что нет времени, нет сил или нет возможности посещать театры, концерты, читать книги…

Разумеется, развитие своего интеллекта, расширение кругозора, - дело, прежде всего, самого педагога. Нахождение времени для названной работы зависит от внутренней потребности педагога стать другим. «Желанье – это множество возможностей, а нежеланье – множество причин», - известная и банальная истина.

В книге приводятся конкретные рекомендации по ликвидации проблемы «малообразованности» учителя:
получение (очно, заочно, дистантно) любого второго высшего образования (психологического, юридического, медицинского и др.) и/или подготовка кандидатской диссертации по общей педагогике (не методике преподавания), психологии, культурологи;
самообразование, саморазвитие по аксиологии (теории ценностей), философии, истории педагогики, культурологии, психологии;
стажировка у высокоразвитого учителя, завуча, директора какой-то школы России (это должна быть оплачиваемая работа для тех, у кого стажируется педагог);
посещение драматических, музыкальных (оперы и балета) театров, филармонических концертов, музеев, выставок (использование любых возможностей);
нахождение всего названного в предыдущем пункте в сети Интернет; работа в библиотеках (вузах, областных научных, детских);
использование любых возможностей для расширения круга общения (лично, по телефону, через Skype, e-mail, рукописные послания и др.) с коллегами, учеными, вузовскими преподавателями, бывшими учениками, обязательно с детьми (которых учишь), священнослужителями и др. – всеми, кто подходит под общее определение «интересные люди»;
чтение русской и зарубежной классической литературы.

Итак, первое, что предлагают сделать авторы, чтобы учителю освоить ФГОС – это не хвататься за поиск готовых практических ответов, алгоритмов действий, методик и технологий, а начать с себя…

Продолжение следует…
Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС 

13 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Читая книгу Марка Максимовича Поташника, понимаешь, насколько необходимо введение профессионального стандарта. В преддверии начала учебного года состоялся круглый стол по теме «Человеческий капитал школы. Стратегия развития учительского потенциала» с директорами краснодарских школ, заместителями директоров, родительской общественностью, продвинутыми учителями (в Блоге Ассоциации материал можно прочитать в рубрике "Навстречу новому учебному году") - с 2015 года нам, российским учителям предстоит работать по новым стандартам. Ликвидация "малообразованности" учителя начинается!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Начало положено, и это очень хорошо! Конечно, повышение культурного уровня - дело рук самого педагога, и если сам человек не будет считать это нужным делом, никакие организованные мероприятия не помогут. КПД выйдет жалким. Марк Максимович говорит, что "ФГОС гонит учителей в библиотеки, музеи, концертные залы, театры, картинные галереи, отрывает учителей от бытовой обыденщины, от вечного бессмысленного круговращения мелких житейских дрязг и проблем. И тем самым будет возвращать им здоровье и молодость, защищая от беды профессионального выгорания". Это надо понять и принять.

      Удалить
    2. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна27 окт. 2014 г., 20:53:00

      Здравствуйте, коллеги! В продолжении разговора об учителях хочу добавить стихи М.М.Поташника, который рекомендовал повесить в каждой школьной учительской: «Считали, все дело в средствах, когда же дошли до средств, прибавилось повсеместно мошенничества и зверств. Меняли шило на мыло и собственность на права. А необходимо было себя поменять сперва»....Я думаю, что современный российский учитель должен быть креативным. Кто такой креативный учитель? Во-первых, он развивается сам, не останавливается на достигнутом, видит вокруг себя и решает открытые задачи, умеет доказывать свое мнение ученикам аргументами, а не силовыми приемами, использует в своей работе открытые вопросы, открытые задачи; подготовить ребенка к миру открытий, помочь ему научиться видеть мир как мир возможностей, справляться с трудностями и никогда не опускать своих рук. Хочу порекомендовать всем учителям познакомиться с трудами Анатолия Гина. Он несколько лет назад был противником внедрения новых стандартов в старшую школу. А сейчас проводит семинары, где знакомит с приемами педагогической техники и "открытыми задачами"...для успешного внедрения ФГОСов.....

      Удалить
  2. Здравствуйте, коллеги! Начало положено... Каждый определил для себя затруднения при освоении ФГОС второго поколенияения благодаря первому разделу пособия, - все причины очень существенны.
    Давайте обсудим новый подход к пониманию термина "СТАНДАРТ", ведь не поняв сути толкования все попытки реализации будут обречены.
    Коллеги, что вы вкладываете в понятие "стандарты" и как реализовать новое право и обязанность учителя быть СВОБОДНЫМ в рамках стандарта? Поделитесь своими мыслями, изучив второй раздел пособия "Как помочь учителю в освоении ФГОС:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! В обыденной речи слово "стандарт"- это синоним мерила, эталона, измеряемой и требующей подгонки под образец жесткой инструкции или приказа. Из-за привычного понимания и рождаются фразы: "Как же можно живых детей и учителей подгонять под какой-то стандарт?" ФГОС вводит другое понятие стандарта - конвенциональная, т.е. определяемая договором норма , фиксирующая степень достижения экспертно-оцениваемых результатов.
      Новые стандарты по ФГОС исходят из представления, что каждый ребенок обладает своими (высокими, или средними, или низкими) учебными возможностями-способностями.

      Удалить
  3. Очень интересно читать и отзыв на книгу, и ваши комментарии, хотя я не учитель. Надеюсь, что ФГОС послужит тому, что учителя чаще будут поддерживать связь с нами, библиотекарями. Пока эти связи во многом формальны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Елена!
      Всегда с благоговением отношусь к библиотекарям..! Найдите обсуждаемую нами книгу, предложите Вашим самым-самым учителям - и Вы увидите, какое профессиональное потрясение они испытают, сколь осмысленной станет их деятельность, а может быть, и жизнь.

      Удалить
  4. Ваховская Татьяна Адольфовна27 окт. 2014 г., 17:43:00

    Позвольте, коллеги, начать с последней фразы второго раздела коллективно изучаемой нами книги, её авторы написали: "И.-Ф.Гёте:"Нет ничего страшнее деятельного невежества"."
    ...самое расхожее демагогическое измышление, которое мне довелось слышать за десятилетия работы, обычно сводилось к "сетованию" НЕпрофессионала на то, что-де кто-то или что-то связывает руки, лишает кислорода, возможности творить и проч. По сути это всегда был удобный способ за этаким флёром "огорчённости" от якобы сложившейся ситуации и при том, "приправив"некоторой ироничностью своё отношение к "НЕсвободе", в которой оказался страдающий учитель (творец-художник!), скрыть свою неосведомлённость, поверхностность в знании и понимании предмета разговора и более того, перейти затем в трусливое "наступление" на гонения и гонителей... Мелко. Недостойно. Не по-учительски.
    Я впервые встретила у М.М.Поташника и М.В.Левита (гл.2) толкование понятий "специалист" и "профессионал" - и водораздел здесь проходит, по мнению авторов книги, через понятие "СТАНДАРТ", если речь идёт о стандартах второго поколения (ФГОСах)! Обратитесь к с.24..!
    Теперь становятся понятными по меньшей мере две вещи:
    1. почему так часто говорят "высокий профессионализм", "подлинный профессионал" (вроде бывает первый низким, а второй - ложным, кажущимся)... это мы "блукаем" (как говорят на Кубани) между близкими, но разными понятиями;
    2. гениальное высказывание: "Нет ничего страшнее великой мысли в малой голове"... Проблема несвободы трагично проходит через всю историю человечества, но не в нашем случае-примере: во все времена и эпохи были самодостаточные, на диво свободные люди, жившие и творившие в условиях диктатуры.
    На с.25 помещена сравнительная таблица толкования термина "стандарт" в традиционном толковании и в новом в ФГОС: изучаем - становится понятным, что нет и быть не может противопоставления "стандарт" и "свобода творчества". А появившийся профессиональный стандарт педагога и вовсе раздвигает рамки и уводит их за горизонт, давая неограниченные возможности в преобразовании учительства из так называемых "специалистов" в "професссионалы".
    ...спасибо, Эльвира Ульфатовна, за сообщение.

    ОтветитьУдалить
  5. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна27 окт. 2014 г., 22:05:00

    Татьяна Адольфовна, Эльвира Ульфатовна! Честно говоря, именно эта сравнительная таблица мне помогла четче и легче понять термин "стандарт" в толковании в ФГОС. Ведь действительно, нигде толком не объясняются термины и понятия, приведенные в ФГОС. Авторы книги понятно и доступно объясняют рамочный принцип: регулирования деятельности и отношений учителей и учеников :примерный, ориентировочный, предполагающий вариации в зависимости от возможностей конкретного ребенка! А ведь мне некоторые коллеги говорят, что я должна на 32 ученика раздвоиться!? Легче же по однотипному конспекту провести урок , чем продумать для каждого индивидуальную траекторию развития....Ситуация и прогресс будет ставить этих учителей перед выбором - работать по-новому или уходить в другие структуры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Юрьевна, так славно было послушать Вас, ибо Ваше мнение всегда неповторимо и при том характерно, чётко очерчено, схватывает самую суть...
      ...вот и Вы срываете маски демагогии: а то в зависимости от ситуации иной учитель то ратует за личностно ориентированный подход, то "не может разорваться на 32 ученика", затем вновь выступает как поборник дифференцированного обучения... И всё это происходит по одной причине: невежество (когда-то вынужденное, когда-то привычно-бездеятельное).
      Теперь есть толковая книга, бери и изучай!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна и Наталья Юрьевна!
      Методички, так любимые многими, видимо, уйдут в прошлое, ведь можно взять чей-то опыт за основу, но повторить его не удастся, не пропустив через себя, а это уже будет совсем другая мысль. Поэтому, мне кажется, учителя будут обмениваться идеями и развивать их в зависимости от подготовленности детей и своего мастерства.

      Удалить
    3. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна29 окт. 2014 г., 11:24:00

      Доброе утро, Эльвира Ульфатовна, коллеги! По обмену опытом много говорим. Но, живое общение лучше помогает понять и увидеть, что хотел учитель на своем уроке донести и т.д. А посещать уроки - роскошь в наше время ( нехватка времени). Поэтому у меня есть мечта-с помощью интернета заходить на уроки "прогрессивных" учителей в онлайне. В недалеком будущем, начиная с московских школ ( например, лицея Ямбурга) по своему профилю посетить урок геометрии. А там и не за горами подтянуться другие города, школы . Все это реально!)))) Нет времени посмотреть в режиме реального времени - смотрим запись. Мы уже здесь столкнулись с идеями записи уроков по технологии "перевернутый класс". Думаю за этим будущее....

      Удалить
  6. Спасибо Татьяне Адольфовне, которая подсказала нам идею повышения квалификации всего коллектива одновременно, чтобы все слушали, слышали, анализировали одно и то же: от учителя до директора.
    В прошлом учебном году мы решились на такие коллективные курсы по ФГОС, и в течение 3-х месяцев в нашу школу приходили преподаватели из "Центра современного образования" во главе с Еленой Николаевной Ерёменко. Это было такое погружение в тему! Причём курсы - потрясающие, принцип - деятельностный. Мы не были просто слушателями, но участниками, так курсы были срежиссированы.
    Спасибо Татьяне Адольфовне, что рассказала нам о книге "Как помочь учителю в освоении ФГОС". Вчера получили посылку на школу: в ней экземпляры для наших преподавателей. Будем вместе читать, вместе думать, чтобы вместе работать. С уважением, Наталья Владимировна Шарко

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!