Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Развитие контрольно - оценочной самостоятельности младших школьников


Акцент в содержании современного образования перемещается с предметных знаний, умений и навыков учащихся как основной цели на развитие самостоятельности учебных действий.

В этой связи представляет интерес направление развития научной мысли, имеющее отношение к формированию у учащихся оценочной самостоятельности. Оценочная самостоятельность является «краеугольным камнем» здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.

Коллективом учителей начальных классов МБОУ гимназии № 25 г. Краснодара в рамках работы муниципальной инновационной площадки на базе школы в течение трёх лет (2011-2014 учебные годы) при организационно-финансовом и методическом руководстве директора гимназии С.Н. Краевой и зам. директора по научно-методической работе Е.А. Мурая проводилось исследование по теме «Развитие контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы гимназии № 25 как условие успешного формирования универсальных учебных действий младших школьников».

 С 2011 по 2013 учебный год руководителем проекта была заслуженный учитель РФ А.М. Сабурова. Научно-методическое руководство осуществлялось кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры общей и социальной педагогики КубГУ В.В. Кулешовым.

В результате были разработаны практические материалы для реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников - тетрадь достижений учащихся по всем учебным дисциплинам начальной школы, карточки для рефлексии и алгоритм работы с ними, алгоритмы пошагового контроля, листы самоконтроля с учётом гендерных различий: «цветок» самоконтроля для девочек, «домик» самоконтроля для мальчиков; разработана анкета, выявляющая полноту терминологических представлений младших школьников в области контрольно - оценочной самостоятельности.

Под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Способность к оценке обеспечивает возможности самодостаточности, самоконтроля, уверенности в себе, своих способностях, этим определяются самостоятельность и многие другие интеллектуальные и личностные качества ребёнка.

Не менее четверти всего времени, отводимого на образовательную деятельность, должно посвящаться рефлексивной деятельности, благодаря которой только возможно осознать и сформулировать личностные образовательные результаты учеников.

Рефлексия (от лат. «отражение») - умение размышлять, заниматься самонаблюдением; самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
 1) физическую (успел — не успел);
 2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал — что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Рефлексия не должна быть только вербальной:
 младшие школьники, могут «рисовать свой день»,
средние - подбирать цвета для закрашивания таблиц с различными элементами выполненной деятельности,
старшие строить графики изменения параметров своей деятельности на протяжении урока.

Приведем лишь некоторые примеры диагностических материалов, комплекса форм и методов для развития контрольно-оценочной деятельности учащихся младших классов.

Карточка для рефлексии к урокам окружающего мира
(Центр системно-деятельностной педагогики "Школа 2000...» АПК и ППРО. Научный руководитель -Л.Г. Петерсон)

Тема: «Планета на листе бумаги»
«Окружающий мир». 3 класс. Авторы А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (УМК «Перспектива")

Я знаю, чем отличается план от карты.
Я знаю, какие особенности надо знать, чтобы читать карту.
Я умею читать карту.
Я знаю, что такое материк (континент).
Я знаю, что такое часть света.
Я знаю, какие материки есть на Земле.
Я знаю, какие части света на Земле.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).
Я сегодня был в учебной деятельности.
Я доволен своей работой на уроке.



Ниже приведен пример алгоритма пошагового контроля для урока математики:
Тема: «Час, минута. Перевод величин времени» «Математика» (2 класс).
Авторы учебника: И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина. Составитель О.А. Медведева. (для выполнения задания № 256)

Сравни задачи.

1. Младшая сестра повесила на елку 18 игрушек, а старшая на 13 игрушек больше. Сколько игрушек повесила старшая сестра?

2. Младшая сестра повесила на елку 18 игрушек, а старшая на 13 игрушек больше. Сколько всего игрушек повесили на елку обе сестры?

1.Прочитайте условия задач.
2.О чём говорится в каждой задаче?
3.Что показывает каждое число?
4.Что скажете? (Условия одинаковые)
5.Прочитай вопросы задач.
6. Что скажете? (Вопросы разные, значит и решения будут разные)
7. Составьте план решения двух задач: что найдем сначала, что потом.
8.Запишите решения задач, ответы.
9. Проверьте задачи по образцу
10. Оцените по критериям: правильность (П), аккуратность (А), красота (К)


Методические рекомендации по реализации предложенного комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся, обеспечивающего формирование универсальных учебных действий младших школьников:

1. Теоретическая готовность педагогов и учащихся к развитию контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников:
 1) для учителей - посредством самообразования, изучения материалов ФГОС в области оценивания достижений учащихся, материалов, представленных по теме инновационного проекта;
 2) для учащихся - освоение терминологического аппарата посредством методов анкетирования и эвристической беседы.

2. Поэтапность реализации комплекса форм и методов развития контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:
1) составление перечня формируемых универсальных учебных действий учащихся;
2) диагностика исходного уровня сформированности личностных, предметных и метапредметных УУД;
3) применение критериального и эталонного методов;
 4) применение алгоритмического и рефлексивного методов;
5) применение метода экспертных оценок, игрового метода, метода тестового взаимоконтроля, методов анкетирования, эвристической беседы (использование в рамках перечисленных методов соответствующих им приёмов, средств развития контрольно оценочной самостоятельности учащихся при вариативном применении различных форм конрольно-оценочной самостоятельности: по количеству участников, месту проведения, способу проведения времени проведения). ’

3. Соблюдение условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся:
 1) отказ от отметки как инструмента учительского одобрения или неодобрения действий ученика;
 2) искреннее признание педагогом полномочий учащихся в оценивании;
3) совместная разработка оценочных критериев работы;
 4 )режим сотрудничества при корректировке самооценки ребенка;
5) признание педагогом права учащегося на ошибку.

Благодарим за предоставленные материалы коллектив учителей начальных классов МБОУ гимназии № 25 г. Краснодара, заместителя директора по учебно-методической работе Почётного работника общего образования Российской Федерации Медведеву Ольгу Анатольевну.

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Контрольно-оценочная самостоятельность - это элемент формирующего оценивания, которое непрерывно и должно работать на результат. Обычно ребенок, сдав работу, не хочет к ней возвращаться, ведь отметка уже поставлена, а возможность взаимооценивания и самооценивания позволяет детям понять, что именно не получилось, почему, скорректировать свою стратегию обучения, а учителю - грамотно выстраивать урок, опираясь на потребности детей. Интересные инструменты приведены, учитывающие возрастные особенности детей. Спасибо!
    Я часто использую на уроках критериальное самооценивание и взаимооценивание, например, при подготовке отзывов на прочитанное произведение (внеклассное чтение) дети должны назвать:
    1. Автора, название;
    2. Сюжет;
    3. Свое личное отношение;
    4. Уложиться в две минуты (мы же малыши, и еще редко пишем, чаще говорим)
    Дети сами добавили критерий - выразительность и эмоциональность.
    Такие критерии очень помогают им адекватно оценить себя и видеть, где и что надо поправить.

    А когда Вы используете критериальное оценивание, уважаемые читатели? Поделитесь опытом!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, уважаемая Эльвира Ульфатовна!
    В своей работе использую шкалу оценивания по критериям "правильность" и "аккуратность" при проверке работ по русскому языку и математике. Для меня это актуально в 1-2 классах, когда не ставятся отметки. Сначала детям и родителям на собрании объясняю, для чего мы будем оценивать работы, по каким критериям, рассматриваем примеры. Затем рассказываю о том, что свою работу после выполнения оценивают дети сами, а затем при проверке задания свою оценку дает учитель. Можно привлечь к этой работе и родителей. В этом случае используется разная цветовая гамма: на одной и той же шкале появляются крестики - отметки (например, синий - ребенок, красный-родитель, зеленый - учитель). Кстати, рассматривая, как оценил свою работу ребенок, можно выявить заниженную или завышенную самооценку, а иногда и просто равнодушие к такой работе. В этом случае беседуем вновь с детьми о том, зачем мы выполняем оценивание и обсуждаем правильность обозначенной оценки на примерах работ (естественно, без указания фамилий детей). В 3-4 классах, когда уже вводится отметка, оставляю оценивание по критерию "аккуратность" в работах по математике, а в русском - "каллиграфия".

    ОтветитьУдалить
  3. Наталия Львовна, Эльвира Ульфатовна!
    Меня всегда поражала способность младших школьников, даже первоклассников (!), удивительно точно определить ценность ответа или работы, сделанной ими самими или их товарищами. Как здорово, что под эту интуитивно-эмпирическую деятельность ребят, современный учитель разворачивает продуманную системную работу...
    ...и что сформирует это "формирующее оценивание"? что учителю видится-прогнозируется в итоге?

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Думаю, что формирующее оценивание поможет учителю развить в ребенке качества и умения, необходимые в современном мире - коммуникативность, способность к сотрудничеству, творческий подход, информационную грамотность, инициативность и самостоятельность и т.д. От учителя это требует (повторяю Ваши слова) серьезной, продуманной и системной работы... Сейчас есть возможность учиться благодаря Интернету, мне, например, очень помог курс "Элементы" Intel "Методы оценивания в классе XXI века". Именно этот курс подтолкнул меня понять, как можно использовать формирующее оценивание в классе. Не могу сказать, что удовлетворена своими процессами организации такого оценивания, но мы ведь в начале пути...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна.
    Наряду с качествами, которые указала Эльвира Ульфатовна, формирующее оценивание позволяет ребенку, на мой взгляд, учиться контролировать учебный труд, анализировать и сопоставлять собственную оценку с оценкой учителя, оценивать не с точки зрения "понравилось-не понравилось", а глубоко вникать в процесс.

    ОтветитьУдалить
  6. ...все названное вами, коллеги, эффективно работает на развитие критического мышления школьника (того самого, о котором сегодня все говорят, но - увы! - разговорами всё и ограничивается)...

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!