Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 12 ноября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новые ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования к уроку

Хотите знать, каким должен быть настоящий «фгосовский» урок?

 Уверенна, что вы не раз задавали себе этот вопрос.
Что включает это понятие? Как построить такой урок правильно?

Давайте вместе попробуем разобраться…

Авторы книги четко и понятно указали три его главных признака:

1. Урок должен быть направлен (что выражается в содержании, формах, методах, средствах) на получение предметных, метапредметных и личностных результатов;
2. Урок должен быть проведен на основе деятельностного подхода, то есть и учитель, и ученик являются субъектами образовательного процесса; этот подход характеризуется наличием мотива, цели, всех составляющих элементов процесса, результатов, их оценки, рефлексии;

3. Авторитарный стиль обучения по требованию ФГОС должен быть исключен, и учитель общается с детьми только в демократическом стиле, а потому педагогика принуждения, давления, отчужденный способ преподавания должны быть заменены на педагогику сотрудничества.

Марк Максимович Поташник в своей книге «Требования к современному уроку» уже писал о полном перечне характеристик современного урока. К сожалению, эти требования учителя охотно декларируют, но не выполняют в силу того, что они сложны по сути, а учителя профессионально не подготовлены к их выполнению (!).

Каковы же требования нового Стандарта к уроку, которые учителя знают, декларируют, но не выполняют:

1. Знание главного объекта/субъекта своей работы – ученика и использование этого знания при планировании и проведении урока.

2. Оказание помощи детям в раскрытии для себя личностного смысла любого изучаемого на уроке материала.
В книге приведены выдержки из удивительной статьи Александра Яковлевича Хинчина «О воспитательном эффекте уроков математики». Обязательно, обязательно прочитать ее всем учителям-предметникам!
Хочу особо обратить внимание на предупреждение авторов книги при поиске личностного смысла своих уроков – нельзя сводить постижение личностного смысла учебного материала только к практическому применению той или иной идеи, формулы, знания! К сожалению, многие сводят серьезную идею поиска личностного смысла только к простым, утилитарным, потребительским и тому подобным материальным факторам, в то время как нравственные, этические и другие духовные (а они более ценные) факторы упускаются.

3. Продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований содержания учебного материала.
Здесь рассматривается 10 пунктов «нельзя», которые учителю категорически запрещено делать на уроке и в любом педагогическом общении. Прочитав эти 10 «нельзя», я подумала, что проблема даже не в том, что некоторые учителя не знают об этих правилах, а в том, что не видят себя со стороны. Может, примитивно, но запись урока на камеру (обычную, сейчас можно ведь и фотоаппарат использовать, и телефон) очень бы помогла многим.
Искать ценностное основание уроков не всегда легко, но как же удивительны бывают такие находки, например, на уроке математики в 5-ом классе при изучении темы «Симметрия», где дети впервые осмысливали симметрию как математическое явление, имеющее отображение и в природе, и в обществе, учитель добился того, чтобы ученики вспомнили «золотое правило нравственности»: «Не делай другому того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе».

Учитель должен быть знаком с педагогической аксиологией, если хочет называться профессионалом, и авторы книги приводят ее некоторые простые истины прежде всего для того, чтобы уже здесь и сейчас помочь учителю в построении «фгосовского» урока. И опять же, для развития в себе желания работать с ценностями надо читать серьезную литературу, причем педагогическую и философскую, и обязательно – родную русскую классику.

А теперь ответим на вопрос «практиков» - в какой части структуры «фгосовского» урока возможна (а значит необходима) работа с ценностями? За ценностную нагрузку отвечает, прежде всего, «имя урока». «Имя» или обязательный эпиграф, призваны раскрывать в предметном содержании урока его ценностную основу.

4. Обязательное включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных на уроке знаний в не зазубренной по образцу, в незнакомой, действительно новой ситуации.
Исследование экспертов ЮНЕСКО еще в начале 2000-х г.г. показало: российские школьники не справляются с заданиями именно на применение знаний в незнакомой ситуации.
Но ведь такими умениями должен обладать и сам учитель? А мы… обладаем?

Авторы книги приводят несколько примеров, которые натолкнут ищущего педагога на мысль, как исправить ситуацию.

5. Стремление добиваться действенного воспитательного и развивающего влияния личности самого учителя на учащихся.
Обратимся к классике: «Велик тот учитель, который исполняет делом то, чему учит» (Марк Катон).
А теперь о средствах: «школа – это театр для детей», поэтому профессия учителя сродни профессии артиста.
Особо отметим, для скептиков, здесь имеется в виду высокое и тонкое мастерство исполнения чего-либо, виртуозность.

И в конце, как мне кажется, просто золотые слова, которые надо записать, запомнить, постоянно к ним обращаться для того, чтобы понять, в чем же суть ФГОС:

Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы, - стряхни оцепенение и будь предельно мотивированным на уроке сам;

Хочешь, чтобы они ставили проблемы, - научись при подготовке к уроку сам перепробовать несколько вариантов разных проблем на одном предметном материале;

Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними;

Хочешь, чтобы ученики приняли от тебя важные ценности как руководство в жизни, сам верь в них;

Хочешь получить на уроке метарпедметный результат, сам разберись в законах формальной логики. Вникни в психологическую теорию понимания;

Хочешь, чтобы ученики получали удовольствие от познания нового, непривычного, неведомого, сам научись заново радоваться всему этому так, как будто только что впервые пришел маленькой девочкой (мальчиком) в 1-ый класс.

И тогда придет понимание: стандарт требует от тебя всего лишь уметь учить, воспитывать, развивать детей и быть собой.

Продолжение следует…

Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС 

6 комментариев:

  1. Здравствуйте,уважаемая Эльвира Ульфатовна!
    Читаю книгу, соглашаюсь с размышлениями авторов и восхищаюсь, какими уникальными и, в то же время, очевидными мыслями они делятся с читателями. Меня очень воодушевили наставления Буси-до и Кун-Фу, приведенные авторами (говорит спортивное прошлое, видимо), подготовила их распечатки для классного уголка. С сыном мы вместе обсуждали социальные ценностные пары (так они мне легли на душу, что просто захотелось их озвучить ему). Мне кажется, не всегда я провожу беседы с детьми о социальных ценностях,именно рассматривая их в парах и делая акцент на их равновесие. Для меня открылось новое знание.
    Недавно задала вопрос детям: "Какой компьютер самый совершенный?" и испытала радость, когда один ребенок выдал:"Наши мозги!" "Совершенствуй свой персональный компьютер!" - вот девиз нашего общения с учителем, с одноклассниками. Позднее идея была подхвачена "продвинутыми" детьми, что совесть - это "видеокамера, которая способна видеть все, даже ночью". Что-то в этом есть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Наталия Львовна! Сравнить совесть с видеокамерой - очень современно и актуально. Молодцы, ребята!
      Увидеть социальные ценности в уроке - особое умение, ему надо учиться и развивать у себя, а книга М. М. Поташника и М. В. Левит поможет в этом и направит.
      И дети - тоже, надо только задать правильные вопросы, смогут сделать удивительные выводы о личностном смысле урока. Например, когда мы говорили о травянистых растениях на уроке (коснулись и того, что в городе трава пробивается даже через асфальт), помимо очевидного вывода - о пользе растений, о том, что их надо беречь, в конце я услышала: "Это стремление травы учит нас силе духа", но следующая фраза - "Как хорошо жить, ведь даже трава хочет увидеть солнышко и белый свет!" чрезвычайно меня порадовала!

      Удалить
  2. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна14 нояб. 2014 г., 23:22:00

    Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна, Наталия Львовна, коллеги! Сегодня перед слушателями курсов выступала методист – математик из Москвы Селютина Ольга Анатольевна. Выступление длилось более трех часов. Интересно, позитивно, конкретно. Увидела родственную душу: темперамент и энергия, любовь к своему делу и к детям.. И конечно же вспомнились занятия у Татьяны Адольфовны перед конкурсом.........Хочу остановиться на некоторых моментах. Построение урока в рамках ФГОС.
    По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
    Деятельностный метод обучения как мы помним и знаем (изучали длительное время) обеспечиваться системой дидактических принципов - основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Это принцип деятельности, принцип вариативности, принцип непрерывности, принцип творчества, принцип психологической комфортности, принцип целостности, принцип минимакса. Особо отмечу принцип минимакса. Он состоит в том, что школа должна предложить освоение содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (гос. стандарта знаний).
    Принцип психологической комфортности - снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения .
    Ольга Анатольевна напомнила коллегам о критериях результативности урока. Среди 12 критериев остановлюсь на тех, которые в начальной школе отработаны, а вот в среднем звене учителя забывают или не хотят их учитывать и использовать..
    - Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.
    - Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
    - Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
    - Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
    - На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся.
    - Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока
    Подводящий диалог- система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли
    - пошаговое жесткое ведение мысли ученика;
    - переживание учеником удивления от открытия в конце диалога;
    - почти невозможны неожиданные ответы учеников;
    - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение
    Результат: развитие логического мышления
    Побуждающий диалог - отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль
    - мысль ученика делает скачок к неизвестному;
    - переживание учеником чувства риска;
    - возможны неожиданные ответы учеников;
    - прекращается с появлением нужной мысли ученика
    Результат: развитие творческих способностей
    Очень актуален был разговор о проблемном обучении. Проблемная ситуация с «удивлением». Проблемная ситуация с «затруднением».
    На этом передаю эстафету коллегам . Что вы знаете об этих проблемных ситуациях и как используете в своей работе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна и Эльвира Ульфатовна!
      Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Очень интересные и полезные занятия на курсах, которые Вы посещаете! Я тоже вспомнила лекции Татьяны Адольфовны...
    Спасибо за напоминание видов диалога на уроке, вот уж действительно "знания имеют способность угасать".
    Проблемные ситуации на уроке мне лично помогают построить начало урока, заинтересовать детей, сформулировать тему урока, понять, чем мы сегодня будем заниматься. Думаю, что не скажу ничего нового, но проблемные ситуации с "затруднением" удобнее всего использовать на уроке математики и русского языка, а проблемные ситуации с "удивлением" - на всех остальных уроках, особенно на уроке окружающего мира.

    ОтветитьУдалить
  4. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна16 нояб. 2014 г., 17:18:00

    Добрый день, Анна Анатольевна, Эльвира Ульфатовна, коллеги! Спасибо за ваше видение, оно интересно. Из сказанного можно сделать небольшой вывод, "Удивление"-столкновение противоречивых фактов, теорий или мнений. И здесь более приемлем подводящий диалог ( от четко сформулированной учебной проблемы или без нее). "Затруднение" - ученики видят невыполнимое практическое задание или практическое задание не сходное с предыдущим или практическое задание невыполнимое на уровне актуальных знаний, но сходное с предыдущим. И здесь более подойдет побуждающий диалог ( с выдвижением гипотезы и ее проверки). Конечно, на любом уроке все средства хороши, но при правильном и продуманном использовании.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!