Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Чему я могу научиться, или Формирующее оценивание в школе

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!
Хотелось бы вам, чтобы ваши ученики задавали себе и учителю вопрос: "Чему я могу научиться?" И хотели бы учиться, могли бы себя организовать, размышляли бы над процессом своего своего мышления, сотрудничали друг с другом, умели бы оценивать свою работу и скорректировать свою деятельность, если она не дает результат... Сказка, скажете вы. А может быть, дело в том, что существующая система оценивания не дает такой результат и надо ее изменить? Знакомо ли вам понятие "формирующее оценивание"?

По данным международного сравнительного исследования PIRLS 2006 основной целью оценивания для отечественных учителей является собственно выставление отметок и информирование родителей об успехах ученика.

Традиционная система оценивания закрыта и субъективна, ее критерии чаще всего непрозрачны и непонятны для ученика, она не соответствует развитию оценочной и в целом учебной самостоятельности детей.

Мир стремительно меняется, и система образования требует соответствующих перемен, чтобы уже сейчас научить детей тому, что пригодиться им в будущем – и прежде всего, формировать готовность к саморазвитию и непрерывному самообразованию. Дети должны уметь сотрудничать друг с другом, уметь решать проблемы, искать, критически относиться к информации и уметь ее применять, пользоваться современными технологиями, быть самостоятельными и иметь творческое мышление. Именно эти качества называются качествами и умениями человека XXI века.

Понятно, что оценить такие качества существующей системой оценивания невозможно. Как, например, с помощью теста оценить навык сотрудничества? С изменением подхода к обучению методы оценивания должны расширяться, и также надо побуждать учеников более активно участвовать в оценивании и контроле своего обучения. Вот такое оценивание и называется формирующим.

В Государственной программе обучения для основной школы дано следующее определение формирующего оценивания: «Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения».

Формирующее оценивание – это еще новое понятие для нашей школы. Чем же отличается оно от итогового оценивания, к которому мы привыкли?

Если очень вкратце, то формирующее оценивание – это непрерывный процесс, который является компонентом заданий, выполняемых в классе и в котором участвует учитель и сами ученики, оценивая себя и друг друга.

Существует пять целей формирующего оценивания:
  • Оценка потребностей учеников;
  • Поощрение сотрудничества и самостоятельности;
  • Отслеживание прогресса;
  • Проверка понимания и поощрение метапознания;
  • Демонстрация понимания.

К концу учебной темы или проекта все пять целей должны быть достигнуты.

На большинстве традиционных уроков цель оценивания только одна – проверить понимание учебного материала в конце учебной темы или проекта. В классе XXI века цели оценивания разнообразны и помогают улучшить качество обучения:
  • определение потребностей учащихся помогает учителю спланировать обучение и взаимодействовать с учениками;
  • поощрение самостоятельности и сотрудничества поможет ученику скорректировать свою деятельность;
  • отслеживание прогресса позволит учителю обнаружить низкую мотивацию и неправильные представления детей;
  • проверка понимания и метапознания даст детям возможность обдумать свой процесс мышления и развить такие качества как творческий подход и информационную грамотность; 
  • демонстрация понимания поможет ученикам показать, какие знания они получили и как научились их применять в новой ситуации.

Конечно, такая работа по оцениванию качеств и умений человека XXI века может показаться очень трудоемкой учителю, но на самом деле наблюдение за учениками, поощрение их желания поделиться изученным, анализ работ учеников делают все учителя, а это и есть элементы формирующего оценивания. Но вот чтобы оно по-настоящему заработало, чтобы ученик смог понять, чему он должен научиться, такая работа обязана быть у учителя системной и продуманной.

Всем учителям, заинтересовавшимся более подробным изучением этой темы, советую для изучения тематические тренинги «Элементы» (Intel® Teach Elements), особенно - «Методы оценивания в классе XXI века» и брошюру Логвиновой И. и Рождественской Л. "Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника"

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Формирующее оценивание использую недавно (после прохождения Курса Intel «Методы оценивания в классе XXI века»). Формирующее оценивание помогает мне понять, усвоили ученики материал урока или нет. Это дает мне возможность своевременно реагировать и адаптировать учебный процесс к потребностям моих учеников. Учусь сама вместе с ребятами применять на уроках критерии оценивания и проверочные листы для самооценивания и взаимооценивания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Я тоже поймала себя на мысли, что теперь чаще провожу опрос или тест в начале урока или темы, чтобы понять, как использовать имеющиеся знания детей. С критериями для самооценивания разбираемся обычно вместе с детьми, это помогает заинтересовать их качеством выполнения...

      Удалить
  2. Здравствуйте, уважаемая Эльвира Ульфатовна, Анна Анатольевна!
    Я еще в самом начале пути освоения формирующего оценивания, но уже сейчас понимаю, на сколько это важно и полезно и для учителя, и для учеников. Спасибо за ссылку на треннинг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! После треннинга уже не чувствуешь себя настолько беспомощной, хотя вопросов появляется еще больше. Но то, что такая деятельность позволяет сдвинуться с мертвой точки, отойти от привычного итогового оценивания как единственно возможного - это да, это очень помогает.

      Удалить
  3. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна16 нояб. 2014 г., 16:50:00

    Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, коллеги! Очень интересная брошюра. После подробного изучения рекомендую всем своим коллегам и начинающим учителям. На сайте Intel® есть и курс "Методы сотрудничества в школе 21 века". Думаю, параллельное изучение двух этих курсов даст больше возможности интегрировать их друг в друга... Я попробую. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Формирующее оценивание - новое явление для нашей школы, поэтому, как мне кажется, его надо "штурмовать" со всех сторон, для того, чтобы сложить в голове ясную картину. В интернете немало материала на эту тему, но иногда, читая, понимаешь, что это скомпонованные кусочки, которые еще больше запутывают. Поэтому мне и нравятся "Элементы" - четко, структурировано, понятно...

      Удалить
  4. Здравствуйте, благодарю за ссылку, материал очень интересный, но, работая в начальных классах, считаю, что о безопасном интернете необходимо говорить раньше, примерно с 3 класса, т.к. уже в третьем классе ребята начинают выходить в социальные сети. Хорошо, если родители в курсе их общения, а если нет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Анастасия! О правилах безопасного общения в Интернете нужно и можно говорить уже в 1 классе! К слову, первый сетевой проек "Школа Буратино" для первоклассников на сайте Nachalka.com (сентябрь-октябрь 2014) и был посвящен безопасному общению в Интернете. Вы можете использовать материал проекта со своими учениками:))

      Удалить
    2. Спасибо за интересный материал, Анна Анатольевна.

      Удалить
  5. Эльвира Ульфатовна, хорошо, что у нас есть Блог Ассоциации, где можно делиться новыми знаниями!
    На тренинг записаться не успела, но с большим интересом изучила работу Л.Рождественской на страницах интернета. А все равно хотелось стать обладателем информации о методах оценивания в классе XXI века.
    Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за открытия!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Наталья Александровна! Тренинги курса "Элементы" не имеет срока регистрации, Вы, пройдя по ссылке и выбрав нужный, сразу можете начать изучение в любое удобное Вам время.
    Очень приятный бонус в работе вечно занятого практикующего учителя, поэтому очень советую Вам и всем желающим найти такую возможность.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!