Внимание!


.

вторник, 18 ноября 2014 г.

Как учить, чтобы у детей появились вопросы?

Из пассивного получателя знаний ребенок превращается в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика. Фантастика? А ведь новый Федеральный государственный стандарт, стандарт второго поколения, как раз и предполагает изменение принципов организации образовательного процесса, в центре которого теперь находится ученик. Учитель при этом оказывается в роли организатора, партнера, помощника.

Психологи утверждают: эффективность усвоения информации разными способами неодинакова. Директор датской компании, специализирующейся на программах повышения квалификации учителей и руководителей системы образования, Расмус Бёрч подтвердил: "Эффективность прослушивания лекций оценивается лишь в 5%, чтения — 10%, аудиовизуальные методики — 20%, просмотр демонстрационных материалов — 30%, участие в обсуждении — 50%, самостоятельный поиск информации — 75%, а самостоятельное исследование — 80%. Значит, лучше всего, если роль учителя играет ученик. И смешанное обучение благодаря новой технике такую возможность дает. Ведь дети могут исследовать предмет самостоятельно, даже не зная технологий."

Так, даже самые младшие ученики способны подключить к своим компьютерам электронный микроскоп и с его помощью исследовать окружающий мир.
Хочу рассказать о своем первом опыте "перевернутого" обучения. Участие третьеклассников в сетевом проекте по окружающему миру "Невидимки в нашем доме" на сайте Nachalka.com стало увлекательным путешествием в невидимый мир микроорганизмов!
Каждый ученик вел личный дневник наблюдений:
На первом этапе ребята рассмотрели в микроскоп сухую траву, прошлогодние сухие листья деревьев, сухие листья комнатных растений. Наблюдали, присутствуют ли на сухих растениях живые организмы и занесли результаты наблюдения в таблицу, сделав соответствующий вывод.
Затем в стакан с водой поместили (для каждого растения отдельный стакан) сухую траву, сухие листья деревьев, сухие листья комнатных растений. Дали ей настояться в тёплом помещении в течение двух суток. Через 2 суток рассмотрели каплю этого настоя в микроскоп. Наблюдали, присутствуют ли в капле настоя живые организмы. Сделали снимок, записали фильм с помощью цифрового микроскопа.
 
Занесли результаты наблюдения в таблицу:
Все участники проекта самостоятельно изучили справочную литературу, энциклопедии. Узнали виды, формы микроорганизмов, как они питаются, в каких условиях размножаются бактерии и ответили на предложенные вопросы:
1. Какие условия необходимы для жизни микроорганизмов?
2. Какие виды микроорганизмов существуют?
3. Бактерии - это животные или растения?
4. Какую работу в природе выполняют бактерии?
5. Какие источники информации вы использовали?
6. В каких места нашего дома есть условия для жизни вредных бактерий (вспомните условия необходимые для их жизни)?
7. Где в теле человека могут жить вредные бактерии (вспомните условия необходимые для их жизни)?

На втором этапе ребята проводили исследование об «опасных» местах в доме, где могут спрятаться вредные бактерии. Провели опрос среди одноклассников и детей из других классов, обработали результаты опроса и представили данные опроса инфографикой! Совместно с другими командами ребята приняли участие в создании электронной энциклопедии Мойдодыра.


В ходе такого "перевернутого" обучения ребята научились пользоваться цифровым микроскопом, выращивать бактерии, вести борьбу с вредными микробами, быстро печатать, проводить опрос, делать инфографику, работать в команде, находить информацию, проводить анкетирование, работать в совместной презентации, работать в Google-документах!
Ребята так увлеклись, что сами создали викторину для одноклассников!
А вопросы при таком обучении возникают ежеминутно, - но главное, что отвечают на них сами ребята!

8 комментариев:

  1. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна18 нояб. 2014 г., 16:33:00

    Анна Анатольевна! Какая же Вы молодец! И Ваши детки! Я внимательно прочитала о ходе выполнения проекта и убедилась, что это посильно многим, в том числе молодым коллегам. Просто для начала надо объединиться с коллегой по работе и сообща выполнить задуманное.... Прошлась по ссылке. Достаточно много предлагается проектов и на любой вкус. Да, конечно нужно готовиться.Но это так современно и интересно!!! Спасибо Вам. Надо выходить на новый уровень. Семинар для учителей края.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Попробоать свои силы можно и самим - все материалы прошлых проектов находятся в открытом доступе. Уже разработаны материалы для формирующего оценивания, подобраны сервисы (видеоуроки) - бери и используй! В этом году попробую свои силы в разработке сетевого проекта (Эльвира Ульфатовна - уже создала сетевой проект, есть к кому обращаться за помощью!), буду выходить на новый уровень:))

      Удалить
  2. Невероятно....Это что-то невероятное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Алена Валерьевна! Даже для меня увидеть на мониторе компьютера выращенные самой микробы - это фантастика! Сейчас в школе уникальное оборудование, которым надо учиться пользоваться не только детям, но и учителям. Электронный микроскоп осваивали вместе с ребятами - очень увлекательно, можно и фотографии делать, и видеофильмы снимать!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Сетевые проекты на сайте Началки - это отдельная замечательная ступенька в моей профессиональной жизни! С интересом тогда следила за командами и удивлялась объему проделанной работы, причем очень продуктивной, научной и в то же время занимательной!
    Представляю, сколько эмоций, впечатлений, а главное - нужных и полезных навыков осталось у ребят после проекта!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! А сколько интересных вопросов возникает у ребят - каждое задание погружает в исследование, ребята приносят дополнительную литературу, спорят, доказывают свою правоту, учатся сотрудничать и анализировать свои достижения... Продолжать можно бесконечно!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Участие в сетевых проектах очень полюбилось малышам. Интерес невероятно высокий. "Невидимки в нашем доме" - один из самых необычных проектов сайта! (Мои первоклассники наблюдали за командой "Занковцы" в ходе проекта (и болели за Вас)).
    Все этапы сетевых проектов мы реализуем на занятиях внеурочной деятельности. Результат заряжает положительными эмоциями и взрослых, и детей. Просто здорово, что есть такая организация дополнительных занятий!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья Александровна! В этом году во внеклассные занятия в 1 классе включен курс "Я - исследователь", на котором мы принимаем участие в сетевых проектах сайта Nachalka.com! А результаты исследований представляем на уроках, проект "Невидимки в нашем доме" был представлен на уроке окружающего мира.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!