Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Об уроках-примерах

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Продолжаю читать книгу «Как помочь учителю в освоении ФГОС», обдумывая мысли авторов. Процесс этот не быстрый, иногда по несколько дней хожу под впечатлением.

Есть здесь несколько глав, посвященных урокам-примерам по ФГОС, где можно почерпнуть идеи для собственных уроков, причем не обязательно по тем предметам, которые приведены.

Например, урок литературы в 5-ом классе, где дети учатся такому действию, как сравнение, открывая для себя личностный смысл художественного текста… Урок английского языка, где учитель
постоянно в поиске мотивации школьников… Урок литературы в 10-м классе и поиск «живого огня» в пьесе Н. Островского «Гроза»… Уроки физики в школе и их доброта, красота и правда… Урок математики в 1-ом классе с настоящим (!) дифференцированным подходом, где задания готовятся для аудиалов, визуалов, кинестетиков...Удивительные уроки, о которых надо прочитать самому, и удивительные мысли приходят после чтения в голову…

Что особенно для себя отметила после чтения этих двух разделов? Колоссальную подготовку учителя... Здесь не могу не привести слова авторов материала по физике Л. Ю. Довженко и В. Н. Довженко: «Найти такую методику, которая освободит учителя от кропотливой, добросовестной, трудоемкой, изнурительной работы до урока и на уроке, не удастся. И хотя речь идет о социальной сфере, ответ дает аналогия с известным законом физики: чем с большим интересом, легкостью и успехом обучаются ученики, тем больше изматывает себя учитель при подготовке к урокам и на уроке. Это своего рода педагогический вариант закона сохранения и превращения энергии, впервые сформулированный в физике М. В. Ломоносовым: «Нельзя получить приращения в интеллектуальной (предметные и метапредметные результаты) и духовной (личностные результаты) сфере ученика, не затратив соответствующего количества интеллектуальной и духовной энергии учителя». Правда, при этом он начинает чувствовать себя психологически комфортно, а нередко становится счастлив». Может, вот он, ответ на вопрос: "Зачем мне это надо?", который наверняка задают себе многие и многие учителя, пытаясь найти новые приемы, отыскивая личностный смысл, продумывая каждый вопрос урока...

В одном из разделов книги авторы приводят в сокращении статью А. Я. Хинчина «О воспитательном эффекте уроков математики».

В самом деле, обычно имеется в виду два факта воспитательного воздействия таких уроков: с одной стороны, говорится, что специфическая для математики логическая строгость и стройность умозаключений призваны воспитывать в учащихся общую логическую культуру мышления; с другой – указывается, что содержательное оснащение математических задач при надлежащем его выборе дает широкий простор для сообщения знаний, способных расширить кругозор учащихся, поднять их общий культурный уровень (прочитала и сразу вспомнила уроки методики математики в педагогическом колледже).

Каково же воздействие уроков математики на детей.

Приведу ключевые идеи, которые очень подробно описаны в статье и в книге:

I. Культура мысли (воспитание уроками математики культуры мышления школьника):
    1. Полноценность аргументации;
    2. Борьба против незаконных обобщений;
    3. Борьба против необоснованных аналогий;
    4. Борьба за полноту дезъюнкции;
    5. Борьба за полноту и выдержанность классификации;
    6. Стиль мышления:
         а) Наличие формально-логической схемы (структуры);
         б) Лаконизм размышлений;
         в) Расчлененность хода рассуждения.
    7. Развитие диалектического мышления (в математике переменных величин).

II. Моральные моменты и воспитание патриотизма:
    1. Воспитание честности и правдивости;
     2. Воспитание настойчивости и мужества;
     3. Воспитание патриотизма.

В своей статье А. Я. Хинчин делает замечание методического характера: все требования правильного мышления, о которых шла речь, должны воспитываться в учащихся исподволь, от случая к случаю, без педалирования; не может быть речи о том, чтобы посвящать специальный урок, например, борьбе с незаконными аналогиями, такая постановка дела может только безнадежно погубить весь ожидаемый эффект. Надо, например, всемерно избегать в этом деле общих рассуждений и обращать внимание учащихся на тот или другой логический момент исключительно на базе ярко убедительного материала, который может быть проиллюстрированным какой-то жизненной, воспитательной ситуацией.

Читая и обдумывая ключевые идеи, приведенные в статье А. Я. Хинчина, я вдруг поняла, что чаще всех учителей вспоминаю учителя математики одной из школ, в которой училась. Ее фразу: «Математик должен быть ленивым», смысл которой мы, дети, тогда не сразу поняли, а осознав, что это означает - более простой способ счета, более стройное решение, с удовольствием ее использовали, пытаясь найти самый короткий и красивый путь к ответу в задаче. Думаю, это наложило отпечаток на всю мою жизнь тоже…

А слова «Наличие формально-логической структуры» напомнили мне еще раз "легендарные", как называют их все учителя-участники Конкурса, лекции Татьяны Адольфовны в Школе подготовки... Помните, как загибает Татьяна Адольфовна пальцы, перечисляя то, на что хочет обратить особое внимание: «Это – раз, это – два…», не произнося, конечно, этих слов, но четко структурируя каждое высказывание. Жест, который я переняла и часто использую на своих уроках...

В заключении А. Я. Хинчин говорит о том, что составить сколько-нибудь детальные методические указания по рассматриваемым в статье вопросам нет смысла. Сколько нибудь заметный эффект уроки математики (как и всякой другой науки) могут дать только при том условии, что учитель, во-первых, достаточно хорошо знает свою науку, ее методологию и историю, во-вторых, имеет достаточный педагогический такт и опыт и, наконец, в-третьих, сам обладает в достаточной мере всеми теми качествами, которые он собирается воспитывать в своих учениках.
 И снова ФГОС возвращает нас к тому, с чего мы начали - с личности Учителя...

Продолжение следует...

Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС 

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Не скрою, что изучая книгу, в первую очередь познакомилась с уроками-примерами формирования результатов образования по ФГОС: "Без примеров невозможно ни правильно учить, ни правильно учиться" (Колумелла)...
    Самое сильное впечатление произвели уроки физики Довженко Л.Ю. и Довженко В.Н., работающих в Иркутске. Постижение красоты окружающего мира и природы, художники и поэты, судьбы ученых-физиков - ЛИРИЧЕСКАЯ ФИЗИКА! А стихотворения учителя физики Бобринева Ю.В. настоящее педагогическое чудо! Даже мой супруг с интересом перечитал статью (первое высшее образование Физико-технический факультет КубГУ) и рассказал о своем университетском преподавателе физики, который на каждый закон придумавал веселые рифмовки, которые супруг до сих пор помнит!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Да, мы всегда помним учителя, а не его уроки, точнее, что-то в учителе на уроке... Я вот перечитывала несколько раз приведенные уроки литературного чтения и литературы. Волшебство, что сказать! Но только такое, которое рождено трудом и неиссякаемым желанием.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, Анна Анатольевна, читатели Блога!
    Сегодня, изучая книгу вместе с читателями Блога, не только прочитала интересный сценарий - замысел урока (а в собственном представлении записала, где могу в третьем классе применить новые приемы), узнала как массировать "мозговую мышцу", делать массаж ушей, зарядку для глаз, но и через страницы книги заочно познакомилась с Учителем начальных классов Татьяной Анатольевной Жигуловой и её чудо-дочкой Асей Жигуловой! Просмотр видео оставил бурю эмоций. И я повторяю и повторяю вслед за Асей: "Верьте в себя!"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Александровна! Я тоже прежде всего обратила внимание именно на этот урок. Что поделаешь, своя рубашка ближе к телу :) И физминутки, и задания, и вопросы, и особенно - комментарии авторов книги с правой стороны - это то, к чему еще не раз вернусь.

      Удалить
  3. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна24 нояб. 2014 г., 20:13:00

    Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, коллеги! Не раз прочитывала уроки в данной книге ( когда сама знакомилась, когда начитывала цитаты и фрагменты молодым учителям и т.д). Что-то мне было знакомо еще с детства - мама заставляла меня, а потом детишек выполнять разминку(в книге под названием "Массируем мозговую мышцу") , некоторые вещи из своего опыта, но объяснять тему в стихах - это невероятно. Слог какой! Здесь действительно ориентировано все на личностные результаты - "запрограммированная успешность". Главное, дети становятся или могут быть соавторами поэмы. Физической, математической, географической и т.д..... В нашей ассоциации есть коллеги, которые отлично пишут - творят. Может московский пеликан Юрий Владимирович Бобринев -лауреат конкурса "Учитель года Москвы-2009" вдохновит на подвиги?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! А я теперь все время размышляю над "именем" урока. Получается не всегда, да и те робкие попытки "именем" я бы еще не назвала... Но каждый урок стараюсь "создать". Сегодня вот было просто открытие - писали с детьми обучающее изложение "Лев" (о том, как сбежавший цирковой лев, напуганный холодом и шумом города, с удовольствием вошел обратно в свою клетку) и помог ребенок: "Всё познается в сравнении". Получился личностный смысл...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!