Внимание!


.

среда, 5 ноября 2014 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новое в работе педагога

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
У учителя, начинающего осваивать ФГОС, возникает  вопрос о том, что нового появилось в работе педагога. И прежде всего - что такое УУД и личностные компетенции? Что вкладывается в это определение и как достигнуть результатов образования по ФГОС?

Попробуем разобраться вместе…

Взаимопроникновение, взаимодействие, взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов образования – вот главное, что предполагает стандарт.

Личностные результаты – социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) и внутренние качества человека.
Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и УУД, способность выпускника к построению индивидуальной образовательной траектории.
Предметные результаты новые ФГОС трактуют шире, чем привычные нам ЗУН.
Предметные результаты по ФГОС это и:

  • виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета;
  • преобразование и применение нового знания в типичных, частично новых и незнакомых ситуациях;
  • формирование научного типа мышления.
Наибольшую трудность вызывают у педагогов метапредметные результаты. Их часто называют не только метапредметными, но и общими учебными, общеучебными, межпредметными, надпредметными, универсальными учебными действиями. Но если разобраться со значениями приставки мета-, то термин «метапредметный результат» может означать результат, который:
соучаствует в освоении учебных предметов;
соединяет в некую общность учебные предметы;
означает совокупное действие учебных предметов;
возникает между предметами;
возникает вслед за освоением учебных предметов;
возникает для того, чтобы освоить учебные предметы;
изменяет (углубляет, расширяет) понимание учебных предметов.
Сущность термина «метапредметные результаты» нужно понимать как родовое понятие, которое включает в себя видовые понятия: «надпредметные» и «межпредметные умения»; «универсальные учебные действия» (они же «общеучебные умения и навыки»).

Самое главное, существенное в дидактике нового стандарта, которая становится системно-деятельностной – это совершенно новый взгляд на взаимосвязи предметных, метапредметных и личностных результатов, позволяющий учителям и администраторам школ глубоко осознать и сделать своими педагогическими убеждениями три постулата:

1. Три группы результатов не существуют друг без друга. Не может быть личностного результата, если он не связан с конкретными предметными знаниями и самыми разными инструментами освоения этих предметных знаний – метапредметными умениями. Не может быть метапредметного результата, если он не опирается и не вытекает из материалов того или иного школьного курса. И не может быть предметного результата вне его воздействия на личность, вне способов его получения в ходе ученической деятельности. А эти способы и есть метапредметные результаты. И учитель обязан знать, что ФГОС вообще не считает результатами образования вызубренный отчужденный текст или лишенный смысла затверженный навык, то есть именно то, что все мы – кто по простоте своей, кто по привычке (а кто и по некомпетентности) – до сих пор радостно считаем настоящими результатами обучения и воспитания, проверяем их на контрольных и даже отчитываемся на ГИА и ЕГЭ.

2. Три группы результатов не представляют собой какой-либо одновариантной линейной зависимости. Можно с равным правом утверждать, что учитель «поднимается» от предметных результатов с помощью метапредметных к личностным, и что учитель «спускается» от личностных (мотивация) через метапредметные (целеполагание, проблематизация, планирование и т.д.) к предметным.

3. Три группы результатов, на самом деле, суть три стороны ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЗУЛЬТАТА, который называется «позитивное изменение личности ученика и учителя под воздействием образования».
Наглядно представить результаты образования поможет схема, которая облегчит понимание всей группировки результатов и ее составных частей, позволит быстрее понять и запомнить, что к чему относится. 


Об этой схеме уже упоминала Татьяна Адольфовна Ваховская и Наталья Юрьевна Балагурова-Шемота в своих комментариях к данной рубрике. Я сделала так, как советовал автор - распечатала ее и положила в свою тетрадь поурочных планов.

Не секрет, что знания, полученные в школе, во взрослой жизни не все востребованы. В самом деле, зачем нужны в обычной жизни такие понятия как «тангенс», «олицетворение», «деепричастный оборот» и т.д.? Но вот такие метапредметные умения, как планирование своей деятельности, сравнение, обобщение, синтез, умение общаться и сотрудничать с другими людьми, смысловое чтение – это обязательно понадобится ребенку, когда он вырастет. И как можно обучить этим важным умениям, не используя предметные знания математики, литературы, истории и т.д., без взаимосвязи предметных и метапредметных знаний, которые оказывают влияние на личность ребенка? Ведь не существует метапредметного содержания образования, оно всегда предметно. Невозможно представить себе урок сравнения, обобщения, анализа или составления плана, как, например, существующие уже не одно столетие уроки математики, языков, технологий или физической культуры. Любым метапредметным умениям обучить можно только используя предметное содержание. Это уточнение мне показалось правильным сделать после услышанных слов о том, что сейчас не надо учить детей тому, чему мы привыкли их учить, а учить, например, правильному поиску информации или рефлексии.  

Авторы книги говорят о том, что развивать метапредметные умения должен не один учитель, а вся команда педагогов-единомышленников, работающая в классе. Только тогда будет результат.

Обсудим?

Продолжение следует...

Обсуждение книги в блоге:
Часть 1. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Обсудим начало пути

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Личностные и метапредметные результаты должны достигаться усилиями, приложенными во всех школьных предметах и даже шире — во всей основной образовательной программе школы. Поэтому команда педагогов-единомышленников, работающих на классе, несомненно, необходима! Однако вклад каждого учителя в достижение этих результатов для разных предметов или предметных областей различен и определяется их спецификой.
    Команда учителей– это устойчивое развивающееся объединение уже действующих профессионалов. Для многих направлений педагогической деятельности, на которые указывает профессиональный стандарт педагога, нет готовых моделей подготовки учителя. Поэтому способность к саморазвитию для педагога и есть, если так можно выразиться, наиболее ключевая из всех компетенций!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Согласна с Вами. что ключевая компетенция педагога - способность к саморазвитию. Необходимо разложить финишные предметные, метапредметные, личностные результаты по годам, по разделам и темам, и наконец, по урокам. Выработать совместно с другими педагогами (или на уровне учебной части) годичная программа формирования УУД в данном классе. Авторы книги приводят очень хороший пример для УУД "сравнение", "обобщение", "индуктивное и дедуктивное рассуждение" (6 класс) на стр. 291, достаточно подробно рассказывая, как это можно сделать. Мне, после прочтения главы о метапредметных и личностных результатах, стало понятнее, что именно проходило в моей работе не так...

      Удалить
    2. Добрый вечер! Читаю, а вернее изучаю пособие по вечерам, когда мои домашние спят, и я могу уделить некоторое время себе и авторам книги.
      Я тоже воспользовалась советом и отсканировала схему со стр. 40-41.Стараюсь держать её на виду, чтобы " ...через зрительный канал восприятия постигать эту важную группировку результатов образования." Надеюсь, через полгода (или раньше) буду свободно в ней ориентироваться, как и утверждают авторы.

      Удалить
  2. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна8 нояб. 2014 г., 21:18:00

    Добрый вечер, коллеги. Я нахожусь в Горячем ключе на курсах для учителей математики по внедрению ФГОС. Интернет слабый, вылетаю))))) Сегодня лекции были посвящены познавательным универсальным учебным действиям. Я- слушатель курсов, ищу информацию и накапливаю из всех источников, в.т.ч. и из лекций преподавателей ККИДППО кафедры математики. Все было понятно и ясно. Но я увидела как реагируют коллеги из края . Особенно на исследовательскую и проектную деятельность. Мне понравилось как лектор отреагировала на возмущение и привела пример. Во-первых у всех на руках были учебники для 5 класса( изд Сфера 5 класс) И конкретно на примерах, задачах, показала самые первые навыки построения этой деятельности. В теме "Линии" дается проблемная задача развязать узел на картинке. Все видели в детских журналах. Ребята пытаются завязать в уме, на практике, выдвинув гипотезу-завяжется или нет. Но по этой задаче проектная деятельность осуществляется с применением межпредметных связей. Узы морские, узлы в страховке альпиниста, узлы в макраме( красиво и наглядно) узлы в галстуке, узлы в архитектуре и т.д. Молодежь и старейшины - пенсионеры оживились. Думаю, следующие лекции дадут результаты - защита своих работ через неделю. Ждем новых бесед и практики.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна! Признаться, меня тоже раньше ставила в тупик фраза "метапредметный урок". Теперь я понимаю, что это действительно тупик, и такого урока в чистом виде нет.
      Проектная деятельность (говорю по опыту участия в сетевых проектах на сайте "Nachalka.com") всегда межпредметна, и как ни одна другая позволяет детям увидеть связи между различными предметами, надпепредметна по своему виду и позволяет применить умение в новой ситуации. Помню, например, как трудно было нам с ребятами составить текст по произведениям В. Бианки из 5-6 предложений, где надо было привести 4 правильных факта из жизни живой природы весной и 1 ложный. Как "пыхтели" мои дети и потом говорили мне: "Мы думали, что хорошо знаем его произведения и вообще о том, что происходит в живой природе в весенний сезон, но было нелегко составить связный текст, соблюдая критерии".

      Удалить
  3. Хотела бы сделать несколько уточнений.
    1. Прежде я упоминала об иной таблице, Эльвира Ульфатовна. Она на странице 25 и служит для сравнения отличий в толковании термина "стандарт" в прежнем, традиционном, толковании и новом - в ФГОС.
    2. На странице 40-41 схематично изображены результаты образования по ФГОС (предметные, метапредметные и личностные). Чрезвычайно важным-полезным нахожу убедительно-наглядное пояснение, что метапредметность не сводится только и исключительно к УУД (хотя сплошь и рядом в системе повышения квалификации в ходе курсовых мероприятий метапредметные результаты трактуются как синоним УУД, что не только является упрощенным и суженным толкованием, но ошибочным, ибо делает невозможным - без межпредметных и надпредметных умений - реальное достижение не только собственно матапредметных, но и личностных и сложных предметных результатов, а значит, и ЦЕЛОСТНОГО результата).

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!