Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 12 января 2015 г.

Если болит душа, или Первая боль учителя начальных классов

 Автор:
Коваленко Ирина Вячеславовна, 
учитель начальных классов 
гимназии № 92,
член Совета Ассоциации.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Господу в кроватке трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
М. Цветаева
"30 августа. Я стою у окна. Волнуюсь жутко! Сегодня один из знаменательных дней. Такие в моей жизни случаются с частотой раз в 4 года. Сегодня я увижу своих новых учеников – первоклашек, их родителей. Сегодня я познакомлюсь с членами своей новой семьи. Как всё сложится? Сможем ли мы сразу оказаться на одной волне? Ловлю себя на мысли, что там, во дворе гимназии, они волнуются не меньше. С детьми я знакома заочно: видела их фотографии, читала заявления родителей, заполняя личные дела. Некоторых уже знаю по именам. Чувствую себя школьницей перед экзаменом. Какой они увидят меня? Какое впечатление сложится?
Ну всё, пора. И я шагаю навстречу своим новым детям, родным уже детям…

Что дальше? Дальше труд, результат которого зависит от моего профессионализма, компетентности как учителя, человеческих качеств. Ощущаю себя подобно Тримурти (трёхликому божеству Индуизма): мама, учитель, друг-наставник.
А какие они, мои первоклашки? Милые крошки с глазками-пуговками, готовые доверчиво вложить свою ручку в мою – руку педагога. У каждого в личном деле лежит справка о хорошем состоянии здоровья и разрешении учебной нагрузки. Но так ли всё в реальности? Ещё в период адаптации замечаю, что среди пришедших ребят 40% имеют логопедические нарушения (нарушения фонематического слуха, дисграфия, дислексия, моторная алалия), у двух наблюдается саливация. Прошу родителей принести медицинские карты наших детей из поликлиник на 1 день. Читая, делаю открытие за открытием. 50% моих учеников имеют хронические заболевания. У 60% в выписном листе из родительного дома записи об осложнённых родах. Обращаюсь к проверенным источникам в интернете, к статистике. Она безрадостна.
    За квартал 2009 года в России родилось 394300 детей, более 3000 из них умерли… Еще 20 лет назад только 20% детей имели отклонения при рождении, сегодня 60% новорожденных имеют зачастую серьезные заболевания, вплоть до мутационных изменений.
       Свою задачу понимаю чётко: к концу 4 класса каждый из МОИХ детей должен стать успешным учеником, каждого я должна научить учиться. Спасибо личностно-ориентированному подходу в обучении, спасибо специалистам-психологам из Малой академии, готовым приходить каждое полугодия для тестирования ребят, для корректировки моего курса. Большую помощь оказывает методическая литература, включая логопедические пособия, пособия по коррекционной работе. А сколько труда стоит привлечь на свою сторону родителей моих учеников, сделать своими союзниками, помощниками нам с ребятами. А кто они, родители моих учеников? Что в их душах и умах? Заглядываю в личные дела учеников. Годы рождения 80-90-е. Как обучались и на чем выросли они? Обращаюсь вновь к источникам из интернета.
В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе образования в России. С одной стороны, ушли в прошлое идеологизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия местных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных образовательных учреждений привело к оттоку из средней и высшей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества образования. При этом декларации о широкой демократизации образования и воспитания остались во многом благими пожеланиями. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой, сохраняется громоздкий бюрократический аппарат.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% опрошенных учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др.
       Представляете, какое поле деятельности для меня, классного руководителя? Об этой работе отдельный рассказ. Отмечу лишь совместные поездки, мероприятия, родительские собрания всевозможных форм проведения, постоянная обратная связь…
И вот четвёртый класс. Мои дети – моя гордость. Я знаю, какой путь мы прошли с ребятами, чтобы достигнуть тех результатов, которые имеем, сколько специалистов нам в этом помогало! А родители! Они стали моими союзниками, моими соавторами. Мои ребята – авторы многих проектов, участники многих олимпиад разных уровней, творческих конкурсов. С тремя исследовательскими работами «Героем может стать каждый», «Молоко каждому кубанскому школьнику», «Новая система оценивания в начальной школе» в марте мы едем на Всероссийский конкурс «Леонардо». А кроме того, это дружный коллектив, одна семья. Да, остались проблемы. Но их масштаб гораздо уменьшился. Так мой замечательный Виктор, автор проектов по физике, обладающий незаурядными математическими способностям, но страдающий от дисграфии и дислексии, имеет свою честную тройку по русскому языку. Но он, мы с ребятами так гордимся этой тройке! Благодаря упорной работе, помощи опытного дефектолога, количество Витюшкиных ошибок в диктанте снизилось с 40 до 5! Разве это не результат? И так готова рассказывать про успехи и личностный рост каждого своего ученика. Но так болит душа… Думаете, что от приближающегося расставания? Вовсе нет. Знаете, от чего болит душа у человека вообще? Болит - значит жива (точно как старики говорят - если что-то болит - значит ещё жив, если других признаков жизни не наблюдается). Я бы добавила: болит - значит не только жива, но и здорова. Значит боль души - признак её здоровья. Душа может ещё болеть от невозможности принять то, чего изменить нельзя. Особенно это тяжело тем, у кого довольно высокий уровень развития и души, и духа. Столько всего могу, мне даже такое и такое под силу, а тут - полное бессилие и - боль. Иисус проходил через то же: "Если можно, чашу эту мимо пронеси". Я испытываю бессилие перед сложившимися устоями среди учителей средней школы. Сейчас объясню.
Вот они, ещё казалось вчера, танцевали прощальный вальс с выпускниками – такими взрослыми, талантливыми, а тут… Опять мелкота, пятый класс. Дети 10-11 лет. Может, сейчас учителям, набирающим 5-е классы, необходимо готовиться к встрече с ребятами не только в виде закупки учебников и написания программы, но и вспоминая особенности данного возраста?
         Собственно подростковый возраст начинается с 11-12 лет. В этом возрасте можно выделить две фазы - 10-12 лет и 12-15 лет.
Первая фаза ( а это и есть 5-й класс) часто бывает связана с резкими изменениями в характере человека. Некоторые черты и качества обостряются, а значит, становятся резко выраженными и порой отталкивающими. У подростка - бурная эмоциональная жизнь. И эмоции могут быть такими разнонаправленными, такими противоречивыми, что даже не верится, что они могут сосуществовать.
Резкие изменения, происходящие с личностью подростка, во многом связаны с перестройкой всего организма - ведь именно в этот период начинается половое созревание. Поэтому не удивительно, если подросток испытывает плохое самочувствие: неприятные ощущения в сердце, головокружения, периодические повышение и понижение артериального давления, скачки температуры, то возрастание аппетита, то его исчезновение. Эти биологические проявления могут негативно влиять на интеллектуальную деятельность, а значит, порой продуктивность учебы падает. Подобные проявления могут встречаться как у девочек, так и у мальчиков. Кроме того, переход от «мамы»-первого учителя тоже болезненно сказывается на детях.
И вот середина сентября. Входная контрольная работа. Давайте попробуем отгадать, насколько сильно учитель русского языка будет радоваться оценкам моего Вити? Дай Бог, если педагог поймет, пойдёт навстречу, но… Зачастую всё происходит наоборот. А кто будет терпеть моего одаренного по всем статьям, но гиперактивного Сашу? Появляется понятие «неудобного ученика», от которого надо избавиться. Избавиться как от насекомого-паразита, как от какой-то болезни. Ведь за своей нагрузкой и репетиторством классному руководителю просто некогда заниматься классом и направлять излишнюю активность в нужное русло. Вспоминается случай недавно закончившего 11 класс моего ученика, такого же гиперактивного, от которого пытались избавиться раз пять. И только благодаря совместным нашим с родителями усилиям, мальчишку удалось отстоять. По результатам ЕГЭ он был приглашен на учебу в МГИМО на 3 факультета. Он и сейчас является успешным студентом престижного ВУЗа страны. Этот случай о чём-то говорит! А часто ли учителя пятых классов обращаются за помощью и консультацией к специалистам? Я таких знаю единицы. А кого интересуют личные проблемы ученика? Какая обстановка в его семье? Рвется главная нить, которая связывает учителя с ребенком и родителями. Нить эта – доверие. И начинается процесс «избавления»: жалобы директору по малейшему поводу, вызов родителей… И нервы родителей сдают, они переводят детей в другие школы. И о чудо! Спустя пару лет эти дети встречаются с нашими на олимпиадах. Только они представляют уже совсем другую школу. А посещение родителями родительских собраний значительно понижается, да и появляться в школе они не стремятся.
Лет восемь назад после очередного выпуска я обратилась с этой проблемой к глубокоуважаемому мной человеку, специалисту. Знаете, что я услышала? «Чтобы работать в школе, любить детей далеко необязательно, надо добиваться высоких показателей любыми методами»,-это ответ моего образца для подражания. Может, кто-то с этим мнением и согласится. Но для меня эти слова были равносильны пощёчине. Я получила по щеке за свои идеалы, за основу, которая лежит в моей педагогической деятельности. Я понимаю, что главное, чтобы в 11 классе у детей были высокие показатели по ЕГЭ, но неужели нет другого способа этого добиться?
В этом году я очередной раз выпускаю детей в свободное плавание. Я надеюсь, что они попадут в опытные руки, руки педагогов нашей новой школы, которые могут любить детей, видеть в них личность. Я надеюсь, что понятие «инклюзивное обучение» они не связывают только с инвалидами-колясочниками. Я надеюсь, что эти учителя – учителя-гуманисты. Я надеюсь, я верю!

PS. На этом статья и заканчивалась, но сегодня побывала на «Рождественских встречах» Пеликанов, послушала выступление Петропавловской Татьяны Евгеньевны, Захаровой Юлии Владимировны, послушала предложение по организации конкурсного задания нового учителя физкультуры СОШ № 35, грамотной речью которого была приятно поражена, и поняла, что не всё потеряно. Что есть замечательные учителя с новыми взглядами на образование, что объединившись с ними, мы можем придти к общему консенсусу. Хочется привести в пример слова Фридман Л. М., Педагогический опыт глазами психолога, М., «Просвещение», 1987 г: «Я неоднократно проделывал такой простейший эксперимент. После того как учитель в начале урока рассказывал и хорошо объяснял ученикам что-либо, я в конце урока просил учащихся повторить этот рассказ своими словами или письменно его изложить. Это могли сделать правильно не более половины учащихся, а зачастую даже значительно меньшее их число. Учителя математики, физики, химии сами могут проделать такой эксперимент. Объясните в начале урока решение какой-либо не очень простой задачи, а затем в конце урока или даже на следующий день попросите учащихся, не заглядывая в тетради, воспроизвести решение этой задачи. Вы убедитесь, что не очень многие сумеют правильно это сделать.
Учитель с наивным представлением, что он учит учащихся, а они лишь учатся у него, с верой в полную действенность своих педагогических воздействий, невольно не думает об истинных причинах затруднений и отставании учащихся и в случае обнаружения последних обычно либо обвиняет ученика в нерадивости или, что еще хуже, в его неспособности, либо становится на путь всяческого упрощения учебного материала, его «разжевывания», с тем чтобы даже отстающие ученики могли его запомнить и по памяти воспроизвести.
К чему это приводит? Когда ученика обвиняют в нерадивости или объявляют его неспособным к учению, то у него эта нерадивость или неспособность, как правило, лишь укрепляются, ибо ведь нерадивость или неспособность не родились вместе с учеником, а возникли как результат неправильного воспитания, неверного обучения. Нерадивость или неспособность — это же болезни ученика, и лечить надо не их симптомы и проявления, а те причины, которые вызвали эти болезни. Если же эти причины не установлены и, следовательно, не устранены, а учитель пытается прямо воздействовать на саму болезнь, то это в конечном счете вызывает у ученика отвращение к учителю, утрату веры в свои силы и способности.
Когда же начинают упрощать учебный материал, «разжевывать» его и требовать от учащихся лишь его запоминания и воспроизведения по памяти, то это также приводит к не менее печальным результатам, когда развитие ученика приостанавливается, когда калечатся его умственные способности, а ученик лишается радости познания и творчества, радости преодоления трудностей.
     Совсем иное дело, когда учитель ясно понимает, что его главная задача — помогать учиться самим учащимся. 
Такой учитель рассматривает себя не урокодателем, а организатором и руководителем учебно-воспитательной деятельности учащихся. Такой учитель внимательно и повседневно изучает учащихся, их возможности и способности, их интересы и склонности, истинные причины их затруднений и успехов. Такой учитель в случае неудач не ищет их в учениках, а ищет и находит причины этих неудач в своей собственной деятельности. Он понимает, что неудачи, а их не нужно бояться,— это его просчеты, его неумение, его ошибки в развитии ученической самоорганизации, в том, что в свое время он не сумел в должной степени научить учащихся рационально учиться. Отсюда следует, в частности, что важнейшей задачей учителя является обучение учащихся умениям и навыкам рационально учиться».
1987 год… А как актуально!
Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах - очень сложно. Но что-то внутри каждого настоящего учителя настойчиво подсказывает, что всё же это – моё! Это моя миссия!
Роберт Рождественский написал такие строки:
«Вы знаете, мне по-прежнему верится, 
Что если останется жить Земля, 
Высшим достоинством Человечества,
            Станут когда-нибудь учителя».                    
Как высоко оценил учительскую миссию поэт - «Высшее достоинство человечества». Вот только хочется, чтобы это было не «когда-нибудь», а именно в наши дни!"

9 комментариев:

  1. Здравствуйте,уважаемая Ирина Вячеславовна. Какие знакомые чувства перед первой встречей с детьми и их родителями! Взволновала тема, поднятая Вами в статье, но справедливости ради хочу заметить, что равнодушным отношением к детям грешат не только учителя среднего и старшего звена, но и начальной школы тоже. Примеров безразличия к ученикам много в памяти родителя, общающегося с учителем, учителя, общающегося с коллегой.Острее осознаешь проблему, когда это касается собственных детей (учительских,как их называют). Не знаю, кого в этом винить: систему, которая вынуждает учителей "выжимать" результат, или родителей, которые не хотят взаимодействовать с классным руководителем, а тот, в свою очередь, действует по принципу: "Это Ваши дети..." В разговоре как-то молодая коллега поведала, что добивается аккуратности в тетради тем, что перечеркивает грязно выполненную работу, не проверяя. На мой вопрос: "А тебе не жаль ребенка? Может он лучше не может? Ты не пробовала разобраться в причинах?" последовал ответ:"Меня это не волнует, я не собираюсь портить зрение!" Сейчас у нее есть малыш. Я ей задала вопрос:"А что бы сделала ты, если бы учитель ТВОЕМУ ребенку перечеркнул работу?" Ответ был предсказуем...Пусть у Ваших воспитанников все сложится удачно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер! Статья Ирины Вячеславовны потрясла!Согласна со всем! Словно из моих собственных уст ...
      Невозможно работать и не анализировать свои результаты. При подготовке к уроку или мероприятию стремишься представить реакцию детей, планируешь урок таким образом, чтобы было и интересно, и познавательно, и поучительно. Это специфика практической работы в школе. И все мы обязательно размышляем потом - что получилось, если какое-то задание не получилось, то почему.
      Однажды, коллеги успокоили мои сомнения словами: способность сомневаться в правильности - это признак профессионализма. Не знаю, насколько это верно. Но надеюсь, что вреда от наших сомнений нет.
      Вспоминаю свой мир глазами ребёнка: как учила свои куклы писать и читать, лечила плюшевых мишек, делала из песка куличики. Общаясь с учениками сейчас, всегда представляю себя школьницей, ставлю себя на их место, размышляю,справилась бы, трудно ли, интересно ли... Помогает ...

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталья Львовна. Спасибо за Ваш отклик. Действительно, равнодушные есть везде. А быть равнодушным учителем в начальной школе - это преступление. Прежде всего, это должна понимать и администрация. Ужасно тяжело раскачать, "перестроить" именно среднюю школу. Для меня всё время остаётся загадкой: почему некоторые люди считают себя исключительными, достигшими абсолютного знания по своей специальности? До них тяжело достучаться, донести боль. А поставить своего ребенка на место ученика, да и себя на место родителя, им даже в голову не приходит. Но как они себя гордо несут! Настоящие звёзды! Сказать, что они дают очень высокие знания - не скажу. Каждый ребенок при таком подходе вынужден заниматься с репетиторами. Да, это касается и учительских детей. Обидно, что из-за таких педагогов тяжело двигаться вперёд. Я всё время думаю, как здорово бы было собрать пеликанов в одну стаю - в одну замечательную школу - школу сотрудничества, школу единомышленников.

    ОтветитьУдалить
  3. ...сложно на душе, Ирина Вячеславовна, после прочтения Вашей статьи. Трудно.
    Многие аспекты затронуты. Ищу общую точку, но всё время скатываюсь к точке невозврата...

    Помните, какое Рождественское пожелание-2015 сделал Патриарх Кирилл?
    МИРА. Всему человечеству. Каждому народу. Каждой семье. Каждой душе.
    Чтобы не лилась кровь и не уносились жизни? Да. Чтобы не страдали люди? Да. Но - не в последнюю очередь - чтобы каждый живущий мог наиболее полно реализоваться в земной жизни (совсем, как в иерархии потребностей по А.Маслоу, это высший уровень)... Однако, это (наиболее полная реализация) важно не только и не столько для твоей кратковременной жизни земной, а для того, чтобы к завершению земного пути, принести на Высший Суд, стоя перед Вечностью, самые весомые плоды деятельности своей.

    Всё остаётся людям... Это ещё один весомый аргумент жить-быть-работать-действовать по Совести...

    В детстве мы самые слабые. Детство даётся каждому из нас как прививка от насилия, от любой неправедности, которые больнее всего бьют по маленьким. Но всё больше ныне, как видим, вредоносных возбудителей-вирусов, не дающих стойкого иммунитета.

    Кому по силам противостоять любой несправедливости, войне, НЕЛЮБВИ? Святым? Праведникам? Да. Но и всем тем, кто терпеливо и кротко, с надеждой и оптимизмом верно до истовости несут по жизни свою МИССИЮ родителя, учителя, ученика. Они - эти ипостаси - всё время присутствуют в жизни - и в 7 и в 70 лет. Если же происходит сбой: ущемляется или утрачивается хотя бы одна из этих ролей-миссий, - тогда массово рождаются сюжеты для трудных откровений учителя начальных классов...

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, уважаемые Ирина Вячеславовна, Татьяна Адольфовна, коллеги!
    Откровения Учителя начальных классов не могут оставить равнодушным никого.
    Ограниченные возможности ребенка не всегда перевоплощаются в безграничные! Сколько надо терпения и любви, чтобы успех ребенка состоялся.
    Татьяна Адольфовна, получила ответ на множество существующих вопросов: Миссии-роли Человека (Учителя): родителя-ученика-учителя! Спасибо! Как многое становится понятно!
    Поколение 80-90-х (сама к нему отношусь) является проблемой сегодняшней школы. Вызовы времени породили переход с коллективизма на эгоизм, с духовного совершенствования на денежный прагматизм, с созидания на потребление. С другой стороны, миссии учителя находят отклик у родителей разных поколений. Поэтому воспитать в родителях потребность пребывать в ролях-миссиях, уверена, нам под силу.
    Ирина Вячеславовна, знаете, мне тоже по-прежнему верится, что "высшим достоинством человечества станут когда-нибудь учителя"!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна, коллеги. Действительно, ситуация сложная. Но я верю, что рано или поздно, но мы придём к тому, что в центре образовательного процесса будет стоять личность ребёнка, с его индивидуальными способностями, переживаниями. Главное, чтобы каждый взрослый знал, что надо жить по совести, что у каждого человека перед Богом своя "зачётка".

    ОтветитьУдалить
  6. ...и что нужно следовать заповеди: "Не многие делайтесь учителями..."

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Совсем недавно на совместном МО у нас поднимался вопрос о преемственности начального и среднего звена. Сколько мы, "началка", выслушали претензий. Детей не учим, таблицы умножения они не знают, жи-ши пишут неправильно, учить себя сами не умеют, несамостоятельные, нуждаются в учителе-маме и т.д. Противостояние это вечное. Почему?
    Равнодушные учителя, к сожалению, есть в каждом звене. А также такие, кто будет добиваться высоких результатов, не любя детей и не интересуясь ими.
    Но и учитель не всесилен. Вспоминаю слова Татьяны Адольфовны в комментариях "Педагогические премудрости": "ПЕДАГОГИКА НЕ МОЖЕТ ВСЕГО. Все может только Господь. Помните, про 80% в ребенке генетически предопределенного? помните, что в наших руках лишь (АЖ!) 20%" . Вот тут опять возвращаешься к родителям....
    "Душа может болеть от невозможности принять то, чего изменить нельзя".
    Спасибо Вам, Ирина Вячеславовна, за еще одну возможность подумать, пролистать Блог... Изменить нельзя, но и останавливаться - тоже.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день, Эльвира Ульфатовна! Действительно, равнодушные учителя есть в любом звене. И мы с вами это знаем. Когда в 2009 году я была на курсах в Москве, мне посчастливилось встретиться с автором многих методических рекомендаций, по которым ещё училась сама в педколледже, активно использовала их в своей деятельности, да и использую сейчас. Но меня удивила её фраза, что "любить необязательно, надо добиваться высоких показателей"... Этого, как она объяснила, можно достичь путем отработки техники преподавания. Для меня тогда это было потрясение. Хотя, ведь искусство хирурга тоже зависит от мастерства и владения техникой? Может, действительно, иногда такой подход уместен? Моим собственным детям очень повезло с учителями и в начальной школе, и в средней. Это учителя с большой буквы. Спокойна я и за свой предыдущий выпуск. Он в надежных руках замечательного классного руководителя и предметников. знаете, как отрадно слушать восторженные отклики учеников об уроках своих нынешних наставников! Вообще моему учебному заведению в этом плане повезло: с годами собран достаточно сильный коллектив. Но и у нас возникают конфликты. Знаете, да, всё в руках Господа. Но и мы должны стремиться к единству в требованиях, к взаимопониманию.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!