Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

вторник, 13 января 2015 г.

Такие разные уроки...

Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели Блога Ассоциации!
На Рождественских образовательных встречах нашей общественной организации, как известно, состоялась презентация двух уроков-финалистов Всероссийского конкурса "Мой лучший урок". В тот момент у меня из памяти выплыли иные недавние впечатления...
В этом году мне выпала честь участвовать в работе предметного жюри первого, отборочного, тура профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара-2015". Мой рассказ-воспоминание об экспертной оценке видеоуроков, представленных претендентами.

Побывать сразу на пяти уроках (а именно столько предстояло изучить мне и моей команде, которая проверяла конкурсные работы учителей разных ОУ  по принципу "чужой оценивает чужого") - уникальная возможность обогатить свой профессиональный багаж, воспринять нечто важное, значимое,  авторское  -  пренеобходимое, то, что тебе самому до сих пор, быть может, не открылось! Вместе с тем, предстояло поставить твердой рукой баллы за урок, от которых зависит судьба каждого из претендентов. Ведь точно и объективно оценить работу другого человека-самый редкий из всех возможных талантов.  На помощь пришли слова Татьяны Адольфовны, произнесённые в момент инструктажа жюри: "Оценить не с точки зрения "понравился-не понравился", а с позиции соответствия требованиям к уроку XXI века, с позиций критериев из Положения о Конкурсе. Всё равно нелегкая задача, скажу откровенно.

Сначала уроки смотрела дома, изредка отходя от монитора, чтобы перевести дух (таково было напряжение-изнеможение от ответственности), обсудить с самой собой увиденное, "проговорить" недоумение, восхищение.

На  Фестивале гуманной педагогики (Блог рассказывал о нем) Шалва Александрович Амонашвили проговорил: "Урок - это подарок, который Вы вручаете детям! Разве Вы преподносите необдуманные подарки?"

Опытный педагог ведет урок русского языка. Доброжелательная атмосфера царит в классе, дети охотно отвечают на вопросы учителя, пишут на интерактивной доске, там же демонстрируются слайды (число их более 20). В ходе урока выполняются задания в парах, в группах и сопровождаются словами: "А теперь следующее задание... Другое задание... Еще одно задание" и так 28 минут урока (без физминутки).

А между тем, цель урока - показать, что речь нашу делает богатой разнообразие слов-антонимов и слов-синонимов. Речь! Разве необходимо для этого такое количество слайдов? Неужели действительно десяток разрозненных заданий на подбор антонимов и синонимов способствуют достижению цели урока? РЕЧЬ... Как мало звучит вокруг хорошей, грамотной, русской речи. Как мало сочиняют дети стихов, рассказов. А может, как раз-таки сочиняют, но мы не даем им возможности даже сказать об этом, пригружая десятками упражнений?
И еще, так ли необходимы выставленные наспех в конце урока отметки? Как вы понимаете, я здесь не о необязательности отметок...

Другой урок. Позитивная, эмоциональная, открытая молодая учительница ведет урок окружающего мира. Наблюдаю за тем, как учитель общается с детьми, понимаю, сколько труда вложено, чтобы преподнести этот "подарок" - УРОК. Пусть не все гладко (спорным для меня является момент звучания музыки в момент работы с текстом в целях развития критического мышления, заученные сообщения детей к уроку по принципу "сказал один - потом другой"), но наряду с этим, было много интересного, сделанного с душой. И даже вопрос: "А кто у нас "ку-ку"?" в ответ на фразу ученика: "В лесу кукукает сова" не испортили впечатления (пора бы знать мальчику, что кукует кукушка). Учитель вместе с детьми оценил СВОЮ работу на уроке. Вот она команда! Подчеркну еще раз, что урок не идеальный, но после него осталось чувство радости от сопричастности.

Урок русского языка по моему любимому УМК! Продуман материал, налицо связь каждого предыдущего этапа с последующим. Видно, что для детей такая работа привычна, для них нет каких-то "удивительных-неожиданных" слов учителя. Зато удивилась я, когда  услышала, что это ученики 2 класса (невольно примерила на своих - не в мою пользу). Однако "нарезка" фрагментов заставила усомниться в целостности урока. И голос... Неужели я тоже на уроке говорю таким же высоким пронзительным голосом, от которого начинает гудеть голова? В отличие от детей у меня была возможность приглушить звук. Вы тысячу раз правы, Татьяна Адольфовна, громкость и тембр речи всегда должны быть под контролем (хотя Вы идёте ещё дальше и требуете от нас "Облагораживать интонации голоса!")!

Еще один урок русского языка, 4 класс. Кроме доски и мела из оборудования к уроку ничего нет. На первой парте сидит слабослышащий мальчик, который на протяжении всего урока задает учителю организационные вопросы, переспрашивает, перебивает, выкрикивает. Другой учитель, возможно, не взял бы для съемки такого ребенка (зачем эти "неприятности" на открытом занятии?). Этот учитель терпеливо отвечает на вопросы мальчика, поднимает ручку с пола, показывает, где писать, привлекает внимание детей: "Давайте проговорим еще раз для ... ". И дети говорят, повторяют без насмешек, ведь учитель искренне хочет помочь (уверена, что это была не "фишка" для более высокой оценки жюри). Но при всем том, не было заинтересованности в уроке ни учителя, ни детей. Все происходящее было похоже на неподготовленный, непродуманный подарок. А затем звучат слова учительского самоанализа: "Можно было бы использовать ИКТ, но мы проводим урок не в своем кабинете, и даже не в своей школе, поэтому вот что получилось..." Зачем? Зачем  все это? К чему эта имитация деятельности, формальное участие "для галочки"? Ведь Вы собирались прийти в Конкурс, где каждую минуту надо быть готовым к экспромту (и чем меньшим набором "внешних" средств располагает учитель, тем в бОльшей степени он должен творить урок "из себя самого", привлекая к его воплощению все возможности ребят).

И наконец, великий А.С.Пушкин. Урок-путешествие длиной в 51 минуту... Слайды, кроссворды, конверты с заданиями, иллюстрации, команды, капитаны, жетоны за правильные ответы, репродукции картин (неповторимый М.А.Врубель!), конспект урока, который учитель не выпускал из рук, и портрет Пушкина в рамке, любовно помещенный на доску.
Поняв идею урока, которая заключалась в подведении итогов по теме "Сказки А.С. Пушкина", с нетерпением ожидала чтения наизусть детьми. Очень хотелось услышать рассуждения из уст ребят о том, как представляли Царевну-Лебедь поэт и художник (вот бы рассказать об этом своим второклассникам, пусть завидуют, пусть учатся у "продвинутых" детей!),  иначе зачем же репродукции? Но не случилось, вИдение урока у всех разное. Согласна. Но...
Но если поставлена цель, к которой ведешь детей, если понимаешь, что в уроке главное, то быть может, лучше ...пропустить (без ущерба для урока) некоторые пункты конспекта, а высвободившееся время направить на что-то более конструктивно-ПОЛЕЗНОЕ в данный момент? Жду выполнение "золотого правила" обобщающего урока. Тщетно. А может, это я упускаю что-то главное?
И вот он - момент рефлексии, он нас рассудит. Учитель: "Какова была цель нашего урока?" Далее по списку ответы детей: выполнить все задания, разгадать кроссворды, работать в группе. "А где же Пушкин?" - думаю я. И вот учитель рукой показывает на заветный портрет в рамке, и дети тут же выдают: "Вспомнить сказки Пушкина".
Наконец, каждой группе ребят надо (надо ли?) вывесить цветные карточки на доске, "показав" свое впечатление об уроке. Но на доске мешает портрет в рамке. На помощь приходит учитель: он убирает портрет и кладет его к себе на стол. Невольно мелькнула мысль: "И Пушкина унесли..."

Позвольте, читатель, здесь поставить многоточие...

27 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемая Наталия Львовна! Прежде в Блоге Ассоциации не появлялись анализы уроков заочного тура. Только на Учебе предзаочного этапа. С уверенностью могу сказать, что чтение данной статьи часть претендентов смогло бы спасти от неуспеха в испытаниях.
    Спасибо Вам за статью!!!
    "И Пушкина унесли..." - крутилось весь день. "Кто у нас ку-ку?" - улыбалась я перед компьютером (о статье с зарисовками высказываний педагогов на всероссийском конкурсе УГ Блог уже рассказывал).
    Наталия Львовна, я, прочитав статью, пришла к выводу, что реализованного замысла урока, сценария, который стал бы Уроком-Событием для учителя и учеников было меньше, чем претендентов... Набор "красивых" приемов, которые, по мнению учителя, добавят ФГОСовского в урок, не сделают его частью 40-минутной (были уроки большей длительности) жизни ребят....
    Пусть Конкурс станет для всех претендентов и участников шагом вперед в следовании Миссии Ученика!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер,уважаемая Наталья Александровна! Вы очень проницательны. Спасибо Вам за отклик. Верю, что участники Конкурса неустанно будут следовать Миссии Ученика и на предстоящей Учебе, слушая лекции Татьяны Адольфовны, и перечитывая книги и статьи, которые обсуждаются в Блоге Ассоциации, и даже после Конкурса, когда для многих учительская жизнь перестанет быть прежней. Ведь не зря девизом Конкурса являются слова "Учить и учиться!"

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемая Наталия Львовна! С огромным интересом прочитала Вашу статью, невольно ловя себя на мысли: "А как я делаю? Может, что-то нужно подправить, пока не ушли драгоценные минутки?" Наверное, практически нет уроков без (пусть даже малюсеньких) методических недостатков, но вовремя увидеть их на своих уроках, продумать, как исправить,какие найти новые подходы, должен каждый учитель. Спасибо Вам за такой анализ. Он мне во многом поможет в работе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Валентина Владимировна! Вы знаете, мысль: "А так ли я делаю на своих уроках, все ли верно?" пришла и мне во время просмотра. Ведь в первую очередь (и я упомянула об этом) для меня было ценным УЧИТЬСЯ у других учителей, а НЕ ПОУЧАТЬ. Спасибо Вам за отклик.

      Удалить
    2. Валентина Владимировна, а Вы обратили внимание на название сообщения Наталии Львовна?
      Уроки и должны быть р а з н ы м и... но одинаково честно "работающими". Разными - не в значении "в том числе плохими"...

      Удалить
    3. Вы, несомненно, правы,уважаемая Татьяна Адольфовна: мы, учителя, не можем позволить себе "плохие" уроки, слишком велика цена-будущее детей, которые выносят из занятий гораздо больше, чем мы себе представляем: от материала урока до примера поведения самого учителя. Поэтому Наталия Львовна очень точно подметила: уроки не могут быть одинаковыми, но они, конечно же, должны быть полезными для всех участников образовательного процесса.

      Удалить
  4. Наталия Львовна, какое красноречивое молчание в Блоге! Полсуток Ваше сообщение "висит" в безмолвии (при том Вас упрекнуть не в чем - анонимность соблюдена полностью, а ранее опубликованные баллы за конкурсные уроки уже давно молча кричат о серьёзном неблагополучии) - учителя отвыкли от прямого, взыскательного разговора-анализа их деятельности. Я видела многие уроки претендентов, они... из 19 века. Это плохо. Но много хуже то, что, похоже, коллеги даже не подозревают о том, насколько слабы их работы. В противном случае разве бы они стали подавать заведомо не качественный материал на Конкурс?!
    "Учитель строг, потому что желает тебе добра!"- подумалось при чтении Вашей статьи. Как же строг Учитель года города Краснодара! Как уважителен и взыскателен!
    Вы ведёте разговор на равных, находясь в своём нынешнем статусе, Вы ищите и находите позитивные моменты в конкурсных уроках, порою, на мой взгляд, даже "додумывая" какие-то авторские содержания. Вы даёте уникальную возможность "бывшим" и будущим поколениям конкурсантов посмотреть на их уроки глазами независимого эксперта - это сколь редкая, столь и ценная вещь!
    "Безжалостная рука врачует успешнее". Сколько мужества и прямоты нужно иметь, сколько иметь веры в потенциальные возможности учителей, в чистоту помыслов идущих в Конкурс, чтобы , не прибегая к фигурам иносказания и умолчания, дать уникальную возможность "бывшим" и будущим поколениям Пеликанов получить честный зрелый комментарий главного в нашей профессиональной деятельности - урока. Это сильный шаг, Наталия Львовна. Это мужественный поступок. Пессимисты в таких случаях говорят: "Люди способны понять и простить всё, - ложь, измену, предательство. Не прощают только правду". Вы, Наталия Львовна, были правдивы... А сообщение Ваше, как и Ассоциация, как и Блог существуют для сильных учителей, желающих развиваться. Они есть, они рядом, они уже в Конкурсе-2015.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Мне нечего добавить к Вашим словам. Скажу лишь, что подобной реакции я ожидала. Но это был не вызов, а всего лишь мнение, которое имеет право быть.

      Удалить
    2. Наталия Львовна, а мне импонирует то, что учителя-претенденты, а также читатели нашего Блога не кидаются с ответными комментариями: это тот самый случай, когда нужна в н у т р е н н я я напряжённая работа. Сочтут возможным доверить и довериться - спасибо, нет - их право обойти молчанием.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталья Львовна, коллеги. Готова согласиться с Вами. Просматривала в составе жюри другие 5 уроков. Пригласила учителей начальных классов своей гимназии, у кого было "окно", посмотреть тоже, поучиться. Знаете, были такие моменты, что было стыдно за конкурсантов. Уставшие, зевающие дети, так модная сейчас групповая работа, к которой ребята явно не приучены. А внешний вид некоторых педагогов заставлял задуматься о том, где был учитель до урока. Очень обидно за урок литературного чтения. Такая благодатная почва для творчества, для развития мысли и чувств! А ничего. Ничего даже не встревожило ребят за доооооооолгие (судя по зевоте учеников) 40 минут. Но среди отсмотренных был урок-находка, урок сотрудничества, который прошёл на одном дыхании. Желаю от всей души успеха учителю в конкурсе. А всем конкурсантам хочу пожелать получить от курсов всё возможное. Поверьте, они дорогого стоят. Имеющий уши да услышит.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, уважаемая Ирина Вячеславовна! Во время учебы в "Школе претендентов" члены предметных жюри говорили об ошибках в просмотренных уроках прошлых лет. Грустно, что к ним не все учителя прислушались. На Рождественских образовательных встречах Т.Е.Петропавловская привела слова Ш.А. Амонашвили о том, что "учитель должен один или два раза в месяц давать своим ученикам яркий, нестандартный, запоминающийся урок,который останется в памяти надолго и будет вызывать уважение к учителю". Уверена, именно такие уроки предстоит увидеть в Конкурсе!

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте. Мой комментарий можно не публиковать, не претендую, но выражу общее мнение своих коллег (администраторов, педагогов). Что происходит с блогом?
    Люди перестают комментировать. Несколько раз пыталась что-либо написать к статье "Интернет-открытие года": приглашаем! ожидаем! надеемся!"Прочитав отзывы, комментарии, не стала ничего писать, опасаясь быть непонятой...
    Попыталась написать комментарий к публикации "Если болит душа, или Первая боль учителя начальных классов", но так и не поняла, зачем в авторской статье педагога столько чужих мыслей о возрастной психологии, взятых из рефератов в интернете; мнение Фридман Л. М., из статьи " Педагогический опыт глазами психолога" в 5 абзацах? Кому адресовать свои комментарии: автору статьи в блоге и авторам статей в интернете?
    А публикация "Такие разные уроки..."??? Что хотела автор сказать? Зачем?
    Жаль, блог становится злым, ушли читатели, кто остался?
    Прошу прощения за резкость, но очень часто в своем коллективе на методических оперативках обсуждали материалы, спорили, учились, развивались. Нам в этом помогал блог Ассоциации.
    Не хочу за глаза, не могу молчать)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Редакция Блога Ассоциации14 янв. 2015 г., 22:45:00

      [box]Анне Борисовне Ткаченко

      Уважаемая Анна Борисовна!
      Мы практически одновременно выпускаем своё сообщение и комментарий, подписанный Вашим именем. Делаем это осознанно. Мы убеждены, что из-под Вашего пера не мог выйти столь мелкий и примитивный «Ваш» комментарий. Мы публикуем его для того, чтобы Вы знали, что существует некий недоброжелатель, который действует от Вашего имени, пороча его путём подачи искажённой информации и необъективных оценок опубликованного в Блоге.
      Именно Вы, как директор, более других нуждаетесь и можете достойно оценить важность и полезность объективного и взвешенного анализа, критического анализа (хотя его было не так много в названных злопыхателем сюжетах), а никак не назвать это "злым". Мы не верим, что так непрофессионально воспринимает сообщения Пеликанов в нашем Блоге директор школы и друг Блога Анна Борисовна Ткаченко.
      Это не про Вас - ни про директора, ни про учителя, ни про блогера.
      Уважаемая Анна Борисовна! Даже если бы нам предоставили видеозапись, где бы Вы осуждали публикации Блога Ассоциации, мы бы не поверили и стояли на том, что это злая подделка. Мы хорошо помним и знаем Ваши комментарии, помним, какая Вы настоящая. Мы не сомневаемся в Вашем искреннем товариществе!
      С уважением, редакция Блога Ассоциации...[/box]

      Удалить
    2. Здравствуйте,уважаемая Анна Борисовна!
      Публикация "Такие разные уроки..." написана мною, чтобы сказать...какие разные бывают уроки, присланные на Конкурс, и не более того. Зачем? Скорее, почему. Потому что не могу быть равнодушной к тому, что читаю, вижу, слышу.

      Удалить
    3. Анна Борисовна, Вы поставили немало вопросов , потому безотлагательно начну на них отвечать, предъявляя собственное, т.е., субъективное мнение, лишь с тем отличием от Вашего, что считаю себя в бОльшей степени приверженной Блогу, чем Вы.
      Первое. Что происходит с Блогом? В настоящее время, начиная с ноября прошлого года, Блог переживает новый подъём, связанный с двумя основными причинами - 1. мы вышли на напряженный период непосредственной подготовки очередной волны участников "УГ" и 2. редакция Блога обновилась, точнее, пополнилась новыми свежими силами при сохранении позиций наших прежних лидеров и авторитетов. В Блоге запущены исключительные 5 (!) проектов, как Вы точно совсем недавно подметили "ничего подобного в российской педагогической блогосфере никогда не было и нет" (привожу основной смысл Ваших слов). Как следствие, резко возрос объём просмотров Блога (ежедневных), он колеблется на уровне 450-650 посещений в сутки, а количество комментариев бьёт все рекорды: как правило, более 20 к каждому сообщению, отдельные набирают по 40... Характер материалов поражает своей глубиной и неординарностью- в этом причина всплеска читательской активности.
      Далее. "Быть непонятой"... конечно, такая угроза есть всегда. И здесь надо решать: то ли отойти в сторону, то ли доискиваться такого воплощения своего замысла, чтобы быть адекватно воспринятой читателями (самыми разными). Если исходить из моего личного опыта, то нечего бывает писать от собственной пустоты или некомпетентности.
      Третье. Я высокого мнения о тех публикациях учителей, которые Вы перечислили. Это незаурядные учителя, это неординарные личности, а их работы выстраданы и уникальны, ибо они несут сплав мысли, чувства и действия. Цитирование, сопоставление точек зрения - это черты, безусловна, авторов-интеллектуалов (о плагиате или просто о "переборе" может идти речь, когда более 50% работы составляют "чужие" тексты - так принято в научном мире).
      Самое большое, Анна Борисовна, что я могу сделать в отношении последующих Ваших вопросов и оценок - так это сделать вид, что их просто не было, иначе и в глаза и за глаза не смогу сколь-нибудь уважительно относиться ко всему тому, что прежде звучало из Ваших уст и ещё прозвучит.
      ...в глубине души хочу надеяться, что это всё-таки не Вы - автор предыдущего комментария, в том числе, смайлики в конце столь неоднозначного материала - тому порукой. И ещё я очень верю в здравый смысл и хотя бы минимальную профессиональную компетентность нескольких педагогов Вашего коллектива - это не их путь замолчать и отойти в сторону, молча повернуться спиной к товарищам по Ассоциации, ибо они плоть от плоти Блоговские, и своё сомнение, своё несогласие умеют цивилизованно разрешать как люди глубоко порядочные.
      Ещё раз повторю, что в случае подлога, прошу не держать зла за эти записки.

      Удалить
    4. Наталия Львовна, как проницательно Вы назвали свою статью...
      Прозвучавший в кабинете звонок, Уроки не завершает! Учитель продолжает через свои Слова, поступки нести Свет и Добро, Мудрость и Образ... БЫТЬ в роли Учителя, Ученика, Родителя... К сожалению, не всегда это так. Отзывы на Вашу статью (как и сама статья) стали настоящим Уроком.
      Дети (а вместе с ними и члены жюри) откликаются на Настоящее.
      Какие РАЗНЫЕ уроки...!!!

      Удалить
  8. Добрый вечер, коллеги!
    Очень сожалею, что не смогла посетить Рождественские встречи ( у нас в гимназии было заседание Управляющего совета, членом которого я являюсь и не могу его пропускать). Мне очень хотелось со всеми вами увидеться и пообщаться.
    Я также в составе жюри смотрела уроки коллег.До сих пор вспоминаю слова Натальи Львовны, которые она произнесла после просмотренного урока- "И Пушкина унесли..."
    А ведь урок был по задумке автора хорошим, но что-то не получилось. Я думаю, что наши коллеги к очередному этапу Конкурса будут готовиться более качественно. У них ещё для этого есть время, а главное есть коллеги, которые всегда готовы помочь. Очень многое можно найти на страницах Блога. Главное не ленитесь и ничего не бойтесь.Спрашивайте и советуйтесь, Вам всегда помогут и ответят на все ваши вопросы.
    Удачи Вам и успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер,уважаемая Виктория Юрьевна!
      Спасибо Вам за сотрудничество и за отклик. Донести свой замысел до других-это самое трудное,согласна с Вами. Уверена к Вашему совету прислушаются участники Конкурса.

      Удалить
  9. Здравствуйте, уважаемая Наталия Львовна. С таким узнаваемым чувством прочитала Ваш отзыв об уроках. Иногда после просмотра остается досада и сожаление: почему человеку не подсказали, что так не надо делать? Почему учитель сам не увидел слабые стороны урока, не скорректировал их сразу или хотя бы в самоанализе не остановился подробно на том, что пошло не так, почему, и как в дальнейшем избежать "провалов". Как важно, чтобы новые участники конкурса, да и не только они, пристальнее вгляделись в свои уроки, учли замечания, постарались не просто не повторять ошибок, но творчески переосмыслить их и выйти на новый уровень. Спасибо еще раз.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Евгеньевна! Прочитанные Вами строки из "Вишневого сада" А.П. Чехова на Рождественских образовательных встречах и представление Вашего урока и урока Юлии Владимировны Захаровой еще раз убедили меня в том, что статье быть.Такие разные уроки! Одна цитата-и с трудом сдерживаешь слезы, боясь расплакаться в голос в тишине аудитории, наполненной учителями. О чем мы тогда молчали? (Гениальный вопрос Елены Леонидовны Евтушенко!) Сегодня впервые взглянула на сказку "Кот в сапогах" через призму сравнения двух сказок на Вашем уроке. "Разве в ней вознаграждено добро?"-задала я вопрос себе. Да, уроки разные. Спасибо Вам, Татьяна Евгеньевна.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Наталия Львовна!
    Спасибо Вам за глубокий и подробный анализ педагогических ошибок и находок. Даже мне, учителю математики в среднем звене, он очень важен. Действительно, сколько учителей, столько и подходов к уроку. Но наблюдая за другими, мудрый человек видит и свои ошибки и просчеты. Поэтому мне очень интересен был Ваш взгляд на увиденные уроки. Я надеюсь, что конкурсанты и все учителя, прочитавшие данный материал, сделают свои выводы. Благодарю Вас за честность и конструктивность анализа!

    ОтветитьУдалить
  11. Добрый вечер, уважаемая Оксана Евгеньевна!
    Конкурсные уроки учителей - плод труда не только одного педагога, но целой команды соавторов. И там, где трудится команда на благо общего дела, всегда есть результат. Блог Ассоциации всегда был и остается честным, и если мне выпала честь быть автором публикаций в нем, то со своей стороны приложу максимум усилий, чтобы сохранить эту честность и в будущем. "Честным быть выгодно!" - слова Савельевой Елены Николаевны, обладателя Приза зрительских симпатий конкурса УГ - 2014. Придерживаюсь их. Спасибо,Оксана Евгеньевна, за отклик.

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Наталия Львовна! Уже несколько раз перечитываю Вашу статью и комментарии к ней. Словно наполняюсь новым смыслом. Нет привычки анализировать свои уроки у у нас, учителей. Анализировать не с точки зрения того, что именно и сколько было сделано на уроке, какие новые и красивые приемы использованы, а с точки зрения "Зачем?", "Почему именно так?".
    "И Пушкина унесли..." Как часто мне хотелось повторять что-то подобное после посещенных уроков коллег, конкурсантов и даже своего собственного (что греха таить). Благодарю Вас за возможность чужими глазами посмотреть не только на уроки коллег, но и на свои... Спасибо Вам за Ваши размышления, они очень ценны.
    Как же повезло тем конкурсантам, которые внимательно читают наш Блог!

    ОтветитьУдалить
  13. Добрый день, уважаемая Эльвира Ульфатовна! Вы абсолютно правы, упомянув о критериях, по которым мы оцениваем свои уроки:"Урок прошел хорошо, ВСЁ УСПЕЛИ СДЕЛАТЬ". А надо ли было ВСЁ? (думаю,Вы понимаете, что я имею ввиду Ваши вопросы "Зачем?", "Почему именно так?"). В институте на занятии по методике преподавания ИЗО я выразила мнение, что не понимаю картин импрессионистов, на что мой преподаватель сказал лишь одну фразу:"Вы смОтрите, ЧТО изображено на полотне, а надо смотреть КАК!" Уверена, этот же вопрос нужно чаще задавать себе, планируя и проводя урок. Спасибо Вам за мнение,Эльвира Ульфатовна.

    ОтветитьУдалить
  14. Уважаемые коллеги!
    Теперь, когда родился массив комментариев к сообщению Наталии Львовны, мне хотелось бы проговорить то, что осталось "за скобкой" (иногда то, о чём напишу ниже, подразумевалось в чьих-то отзывах, но прямо не формулировалось).
    Первое. В названии статьи подразумевались, - на мой взгляд и не в последнюю очередь, - те уроки-выводы, тот опыт, которые все, - авторы-разработчики и исполнители урока, и его участники (главным образом дети), и эксперты из жюри, и школьные администраторы, - все должны были извлечь и извлекли (?) УРОКИ из такого явления как конкурсный урок. И выводы эти оказались на поверку очень разными - "Такие разные уроки"! А теперь сравните эту трактовку заголовка и лично Ваше первичное толкование. Отличается, правда?
    Второе. Как по-разному мы относимся к уроку, к его ценности при обучении и воспитании детей. А важность грамотно выстроенного учебного занятия (урока) для качества образования в целом невозможно преувеличить.
    Нет на свете человека, кто не желал бы себе, своим детям и внукам иметь самых-самых педагогов, учиться в самом-самом учебном заведении и получить самое-самое лучшее (достойное) образование. А КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ главным образом определяется качеством уроков (учебных занятий), а они, в свою очередь, - уровнем профессионализма учителя. Другими словами, качественное образование = профессионально данный урок. У Р О К - альфа и омега образовательного процесса. Вопрос об актуальности, нужности, целесообразности, гуманности и проч. обращения к этой теме вообще и в Блоге Ассоциации в частности, не может быть поставлен ни учителем, ни руководителем, ни родителем, ни молодым, ни старым человеком, напрямую не связанным с образованием, если это сколь-нибудь ДУМАЮЩИЙ человек и ...патриот.
    Третье. КАК, КАКИМ ОБРАЗОМ, в каком ключе продуктивнее всего прорабатывать эту тему? Можно конечно изойтись на словах-определениях, каким должен быть современный урок. Некогда классик сказал: "это всё равно что лечиться от сифилиса подслащённой водичкой" (выразительно..!) Можно дать мастер-класс и позволить "распнуть" себя , свой урок коллегам, зрителям-оценщикам (это на днях мы в Ассоциации сделали!). А можно проанализировать свои мысли, чувства, переживания, действия, возникшие при долгом и тщательном изучении конкурсных уроков, а потом поделиться пережитым и прочувствованным с заинтересованными людьми. И сделать это бережно (анонимно), уважительно, но при том взыскательно и конструктивно. Что может быть нагляднее и поучительнее? Разве всё то же только вживую.
    Четвёртое и самое "неожиданное". Я сорок лет являюсь налогоплательщиком. Я тридцать лет учу студентов, учителей, директоров и их заместителей. Я сорок пятый год изучаю педагогику. Я сама дала и обдумала тысячи уроков. Посетила и проанализировала не одну тысячу уроков. Я предложила свои услуги (и предоставила их) всем, кто ныне пришёл в "УГ".
    А теперь как учителю, как наставнику, как преподавателю, как эксперту, как налогоплательщику наконец мне совершенно не безразлично, с каким качеством работает сегодняшний учитель, какого уровня он сделал конкурсное задание, зная наверняка, что его конкурсный продукт будут изучать и оценивать не один и не два специалиста.
    Я должна истекать елеем, встречаясь с дурно выполненной работой? я буду молчать при виде халтуры или имитации учительской деятельности? или я не задохнусь от радости при встрече с даровитым учителем? или не подмечу сильный учительский ход или гениально поставленный вопрос? я не сделаю зарубку в памяти, из какой школы из года в год приходят крепкие профессионалы? я не предложу Ассоциации и её Блогу держать руку на пульсе Урока, который дают Краснодарские Пеликаны? (недаром первый Кубок, который в истории своего существования учредила Ассоциация, был Кубок "За урок 21 века").
    Уважение и вера в учителя - вот что стоит за нашими словами и делами. Всё остальное - от лукавого.

    ОтветитьУдалить
  15. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна21 янв. 2015 г., 6:43:00

    Добрый вечер, Наталия Львовна.
    Я благодарю Вас за столь искренний и довольно подробный анализ-рассуждение об уроках. В основном анализ уроков в Блоге проходил после очного этапа конкурса. Здесь Вы вовремя затронули проблемы занятий и в тоже время отметили хорошие и достойные находки. Татьяна Адольфовна права, что «сделано это бережно (анонимно), уважительно, но при том взыскательно и конструктивно». Лучше сейчас обратить внимание на замечания и учесть их в своей повседневной работе и при подготовке к конкурсному уроку. Я хочу поддержать Наталию Львовну своими заметками об увиденных уроках математики. Похвалить можно было бы, но не сегодня, поэтому немного критики. Так как прошло достаточно времени после просмотра, то отклик уже не столь эмоционален…
    Итак, в погоне за наглядностью, учителя порой перенасыщают урок презентациями, мультимедиа и яркими цветами. Утомительно.
    Во-вторых, урок не может содержать ВСЁ! Прямо как из рога изобилия сыплются однотипные примеры, задачи на автоматизме. Как спортсмены во время пробежки. А где же небольшая, но хоть какая-нибудь проблемная ситуация, где дети вместе с учителем ее САМИ решают! Вы скажете, что времени жалко или нет опыта работы с такими приемами?! Смотря как подать проблемный материал.
    В –третьих, те, кто справился с проблемной задачей- не заострили внимания на решении или не сделали вывода. Обошли вниманием. Заметила, что дети мало говорят. Коллеги комментируют абсолютно всё. Я понимаю, хотим быстро, качественно и много выполнить задуманного…
    В четвертых, урок подготовлен, дети отвечают, но скучно. Детям тогда интересно, когда учитель окрашивает свою речь интонацией, мимикой, эмоциями, подчеркивая важные моменты.
    Далее, обратная сторона медали – осталось время на уроке! Ну друзья, это нечем заполнить урок, который так долго готовился? Быстро все прогнали и вакуум надо заполнить. Чем? «Поговорим, рефлексируем..» Татьяна Адольфовна на занятиях, на различных встречах, всегда отмечает, что надо уметь контролировать время на уроке – чувствовать его. Если что-то не успеваете выполнить, то не гоните лошадей, лучше качественно доделайте начатое. Если у вас остается время – детки отлично справляются с работой, у вас второе дыхание открывается, то должна быть копилка самых интересных « фишек». Заинтригуйте детей на тему следующего урока, чтоб они ждали с нетерпением нового занятия! Помните, ведь мы живем в мире, где помимо математики, есть другие предметы – интегрируйте их с вашей темой. А еще лучше - события происходящие в мире науки, искусства, в жизни класса…..В конце добавлю, если вы хотите получить Урок, то попробуйте со стороны хотя бы раз в две недели снимать на камеру любое свое занятие, и посмотреть на него чужими глазами, критично, проанализировать. Самоанализ лучше рассказывать своими словами, заглядывая в план, а не быть диктором. Это же ваши мысли! И тогда, думаю, у вас все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, уважаемая Наталья Юрьевна! Взгляд на конкурсные уроки математика, члена жюри, "Учителя года Краснодара-2009", "Учителя года Кубани - 2009" является очень ценным для всех читателей Блога. Спасибо,Наталья Юрьевна, что поделились своим мнением. Уверена, все не напрасно!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!