Внимание!


.

понедельник, 26 января 2015 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Стандарты о связи урочной и внеурочной деятельности

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Человеку-педагогу, как известно, тоже нужен простор.
Поэтому поговорим сегодня о внеурочной деятельности.
Новые ФГОС ориентируют школы на восстановление единства педагогического процесса – воспитания, обучения и развития. В книге Марка Максимовича Поташника и Михаила Владимировича Левит приведен опыт такого соединения, который раскрывает и обосновывает его научный характер. Внимательный читатель этой книги уже знает, что конкретный педагогический опыт инструментально не переносится, передаются лишь принципы, идеи, подходы, осмысливая которые каждый педагог сам создает уже свою уникальную педагогическую практику.

Вот, например, опыт совместного путешествия группы учителей и учащихся в Крым – «на прекрасные брега Тавриды». В результате появилась литературная мистификация «11-я (потерянная) глава романа «Евгений Онегин», написанная учениками 9 и 10 профильных классов. Переоценить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, достигнутые во время и после этой поездки, невозможно. И какой урок или даже серия уроков в школе могли дать столько результатов ФГОС и впечатлений на всю жизнь, как эта одна поездка?!

Или выездной лагерь для учащихся 5-7 классов (подростков) «Игра – дело серьезное»! 4 дня дети играют, занимаются самоуправлением, рефлексируют, строят планы, социализируются...

Или образовательное событие-игра «Школа разведчиков» для учеников начальной школы, которая учит детей задавать вопросы, внимательно наблюдать, вживаться в разные роли через правила поведения, правила языка, через принятие и удержание своих жизненных ценностей, учит различать то, что видишь-слышишь, и то, что это означает.

Конечно, нельзя не сказать о том, что «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги»…. Реализуя внеурочную деятельность, учителя сталкиваются с немалым количеством проблем.

Не все решаются вывозить детей (и авторы книги упомянули причины «боязни» учителей, и не всегда это – ответственность и бюрократические препоны).

Отсутствие помещений для занятий из-за перегруженности школы, когда большая часть занятий выносится на внеаудиторную деятельность, и хорошо, если позволяет погода. А еще программы, планирование, журналы, которые надо заполнять, отчеты, которые надо писать, причем часто формальные, никому не нужные и не проверяемые, но которые отнимают драгоценное время. Но все эти мелкие препоны не остановят настоящего учителя - мастера, ориентированного на единство педагогического результата: личностного, метапредметного и предметного.

Зададимся вопросом: «Много ли традиционных, репродуктивных, зуновских уроков запомнят школьники из их тринадцати тысяч за одиннадцать школьных лет?» А вот урок-внеурок про деньги и гражданский кодекс, урочно-внеурочное пространство «Солнечный город», поездку в Крым, зимний лагерь, игру-событие «Школа разведчиков» будут помнить всю оставшуюся жизнь как время, когда они были СЧАСТЛИВЫ.

Из всего количества разнообразных уроков-внеуроков мои дети, например, больше всего вспоминают проекты «Наряжаем ёлочку», «Про палочку-выручалочку, мешок яблок и дружбу», «Путешествие в Игромир», «Тайны закулисья», работу в мини театральной студии, когда мы организовывали праздники для родителей и самый любимый проект - «Марафон игр», где дети учились играть в подвижные игры времен своих родителей. О том, какие именно навыки развиваются у детей в игре, очень подробно описали авторы проекта "Игра - дело серьезное".

Как это получилось у нас...
Дети плохо умеют играть друг с другом, особенно если это – большая компания. Чем занять себя, не знают. Поэтому в летнем лагере у нас в отряде и прошел такой проект «Марафон игр». Организовать детей из разных классов – трудно, у них уже сформировались дружеские отношения с кем-либо, и расширять свой уютный маленький кружок хотели не все. Конечно, всегда есть активные, полные энергии и энтузиазма ребята, но мне ведь хотелось помочь всем завести новых друзей!

Попытавшись собрать детей на улице в одну общую команду, я потерпела фиаско и решила пойти другим путем.

Сначала в классе мы всем отрядом устроили мозговой штурм и назвали те игры, которые знают дети и которые требуют большой компании. На ходу родилось название "Марафон игр" и реквизит - "Волшебная шкатулка" (обычная коробка). В коробку я бросила бумажки с названиями игры, вывела детей на улицу (где мои малыши тут же стали разбредаться по углам, но я не позволила) и сказала, что сейчас мы ИГРАЕМ ВМЕСТЕ. Играем в 4 разные игры по 15 минут.



Решила, что на первый раз хватит и часа. Собрала их в кружок и с загадочным видом потрясла шкатулкой.
Почему дети неохотно в первый раз собирались?

Первое - не могли договориться, в какую игру играть. Один - в одну, другой - в другую, обижались, когда кто-то не поддерживал инициативу... Хорошего было мало...
Второе - многие не знали правила игры или саму игру, поэтому заранее скучали...
Третье - посидеть на травке хотелось больше, чем бегать. Именно поэтому я поставила строгий лимит времени и количества игр, чтобы мои "лентяи" поняли, что это не будет длиться вечно. Хотя, как оказалось, зря переживала, ведь главное - начать!
Четвертое и самое главное - стеснялись...

Тогда я объяснила, что сейчас "Волшебная шкатулка" выберет нам игру.
И началось! Первой попались "Краски" (помните ее из детства: "Я монах в красных штанах пришел за краской!"...), потом "Кошки-мышки", потом - "Цепи" и последним - "Футбол". Девчонки против мальчишек!

После активного часа, когда веселые и немного уставшие дети плюхнулись на свои коврики, сколько было эмоций.
Больше уже мне не приходилось никого специально звать, достаточно было потрясти шкатулкой-коробкой, и дети уже кричали "Марафон игр! Ура!".
Как только это происходило, мы сначала выбирали количество игр, в которые играем сегодня. Обычно 4-6, не больше.

И самое главное, что я вижу из всего этого – мои дети играют, когда ждут меня на улице перед уроками, конечно, если погода позволяет. Играют вместе, большой компанией, а не стоят кружком и не разбредаются по площадке.

Следующее, что я сделаю в новой лагерной смене – подключу к нашему «Марафону» других детей и … учителей.

Что я взяла для себя из главы «Стандарты о связях урочной и внеурочной деятельности»? Примеры рефлексии. Как же ее не хватает в нашей обыденной учительской жизни. Остановиться и подумать. Поразмышлять…
А какие открытия при проведении внеурочной деятельности сделали Вы?
С какими трудностями столкнулись?
К каким выводам пришли?


Продолжение следует…

Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС
Часть 1. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Обсудим начало пути
Часть 2. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Что такое Стандарт
Часть 3. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новое в работе педагога
Часть 4. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новые ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования к уроку 

Часть 5. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Об уроках-примерах

6 комментариев:

  1. Здравствуйте,уважаемая Эльвира Ульфатовна, коллеги!
    Обсуждаемое методическое пособие, а вернее некоторые разделы, перечитываю по несколько раз, делаю заметки на полях, оставляю закладки. И каждый свежий раз прочтения заставляет по-новому взглянуть на себя, на свою педагогическую деятельность со стороны. Я буквально рождаюсь заново... Столько ещё нужно узнать, столькому научиться...
    Сегодня мы говорим о связи урока и внеурочной деятельности. Авторы пособия акцентируют внимание на исчезновении границ между уроком и внеуроком, а также о том, что Стандарт требует "свободно"переходить от одного к другому и обратно, поскольку внеурочная деятельность является продолжением воспитательной деятельности на уроке.
    Второй год ребята и я занимаемся , развиваемся, познаем себя и мир в кружке "Диалог". Конечно, не все сразу получалось. Затрагивая на уроке тему,связанную, например, с национальными традициями британцев, во время внеуроков расширяли словарный запас,знания о истории, культуре, обычаях, изучая народное творчество, обсуждая обучающие документальные фильмы, блуждая в дебрях Интернет посредством личных телефонов и планшетов в поиске информации о национальных музыкальных инструментах, костюмах,кухне. ( оказывается,. "вредная игрушка" может быть необходимым учебным пособием) Итогом цикла занятий явилось участие ребят в международном конкурсе "Символы", организованном издательством "Просвещение" и "Express Publishing", что в полной мере способствовало формированию личного отношения к усвоенному. Переписка с бразильской школой, а именно с конкретными ребятами с другого континента - такая деятельность тоже наполнена личностным смыслом. Узнав о правилах оформления личного письма, "кружковцы" с удовольствием пишут письма и открытки зарубежным сверстникам. Что это как не "умение переносить ранее полученные знания в новую ситуацию"? Изучить историю праздника Рождество, познакомиться с традиционными рождественскими легендами, песенками, а потом изготовить собственноручно декорации и разыграть спектакль перед младшими... , а в дальнейшем принимать участие в конкурсе о Рождестве...Это ли не "представление ребёнку творческой инициативы, возможности быть лидером и самостоятельно решать некоторые вопросы", о чем пишут авторы книги?
    Эти вопросы я задаю, главным образом, себе. Есть над чем подумать.
    И, конечно, учитель, не "урокодатель", не "тусклая личность", не "пирожок ни с чем", а искренний, заинтересованный, эрудированный, культурно-образованный,интересный ребятам, значимый для них . Стараюсь быть таким...

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Переписываться с бразильскими ровесниками - это возможность применить свои знания в новой ситуации. Здорово! А сколько возможностей таит перед детьми в воспитательном плане постановка спектакля, да еще со своими декорациями.

    В ряде школ в введением ФГОС состав классов стал переменным (из-за введения индивидуальных ученических планов), но у нас уже есть возможность "перемешать" детей, используя внеурочную деятельность. К сожалению, наши дети учатся с одними и теми же детьми на протяжении9- 11 лет, но внеурочная деятельность дает возможность познакомить детей друг с другом, создав разновозрастные группы. Был ли у Вас такой опыт?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Эльвира Ульфатовна! В нашей школе нет индивидуальных ученических планов. Но опыт работы с разновозрастной группой небольшой есть. Как раз работа по организации международного общения и проходит в такой группе (участники с 3-го по 10 класс, имеющих соответственно разный уровень владения языком , но очень высокую мотивацию). Так интересно! Старшие помогают младшим, беря на себя роль наставников, а маленькие- такие фантазёры, их идеями по художественному оформлению открыток и писем с радостью пользуются старшеклассники. Думаю, именно в таких группах происходит настоящее обучение , имеющее глубокий личностный смысл,развитие различных способностей детей.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Общаться не только с ровесниками, но и с детьми младше и старше себя - для ребенка это драгоценный опыт, позволяющий осознать себя и развить многие таланты. Это тоже преимущества внеурока.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    На внеурочной деятельности мы с первоклассниками играем. В прямом смысле – как играют артисты на сцене. Раз в месяц дети разыгрывают маленький спектакль, показывают то, что прочитали на уроках чтения: стихи, сказки, рассказы.
    [im#]http://4.bp.blogspot.com/-0IGZOQrH34M/VEp0MjillpI/AAAAAAAANdc/iFwv_QeufDQ/s1600/20141024_085446.jpg[/im]
    Играют все, уговаривать не надо! А какую радость каждый получает от того, что я смог, что получилось, что «мне хлопали»!
    [im#]http://3.bp.blogspot.com/-cub3ti2SV54/VCPzgcPNEYI/AAAAAAAAM48/U88RaqrzfXk/s1600/IMG_0666.JPG[/im]
    Спектакль для первоклассников – это сильный эмоциональный взрыв. А чувство радости и удовольствия закрепляется в сознании ребенка, как нечто, связанное с книгой. Хочется верить, что надолго.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Внеурок и урок перемешиваются, органично сменяют друг друга в таком виде деятельности, как инсценирование по прочитанному. На уроке не всегда на это хватает времени, а дети получают столько удовольствия, воплощаясь в разных героев, проживая вместе в ними разные ситуации. Здорово!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!