Внимание!


.

среда, 28 января 2015 г.

Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Как в предметных, метапредметных и личностных результатах оценить то, что невозможно измерить

Здравствуйте, читатели Блога!

Перейдем к самой интересной, но и неоднозначной главе в книге "Как помочь учителю в освоении ФГОС". Главе о том, как оценить то, что невозможно измерить.

Начиная любой проект, вы должны точно знать, каких результатов достигнут Ваши дети, как это можно будет оценить, каким критериям будут соответствовать те или иные умения детей. Так учили нас в Летней мастерской на сайте Nachalka.com.

Но... Разработчики Стандартов не предоставили пособия, где каждому метапредметному и личностному результату даны точные определения и технологии их формирования по возрастам. Поэтому авторы книги предлагают делать это (и уверенны, что получится) учителям высшей категории, ведь если учитель разберется в сути того или иного метапредмеметного умения, научится его формировать, опишет это для коллег, то сам будет развиваться, что превратит его в профессионала-мастера.

Обидно и досадно... Но ведь реально!

Дальше...
Необходимо понять, что в педагогике, как в общественной науке и практике, нет и по сути быть не может количественно измеряемых показателей, касающихся обучаемости, обученности, воспитанности, развитости ребенка. Особенно чувствительным и корректным к возможным ошибкам (соблазнам) нужно быть, когда речь идет об оценке метапредметных и личностных результатов образования.

В педагогике были неоднократные попытки измерить честность, добросовестность, патриотизм, и даже умение сравнивать, обобщать и т.п., и все они были признаны безграмотными, научно-несостоятельными.

Любые результаты образования можно различать не только по из сущностной принадлежности, но и по невозможности определения (как ни парадоксально это звучит):

I группа – результаты образования, которые можно определить количественно, в абсолютных значениях, в процентах или в каких-то иных, но обязательно измеряемых параметрах.

II группа – результаты образования, которые можно определить только кваллиметрически, то есть качественно, описательно или в виде бальной шкалы, где любому баллу соответствует определенный уровень проявления качества, причем этот уровень должен быть настолько подробно описан, чтобы им можно было корректно пользоваться.

III группа – результаты образования, которые невозможно легко и явно обнаружить, ибо они часто не видны, так как относятся к внутренним, глубинным переживаниям личности школьника. Оценка этих подразумеваемых результатов, если и может быть проведена, то чаще всего экспертным путем, на основе интуиции педагога, наблюдений, но прежде всего путем создания условий для их возникновения.

Как же авторы книги предлагают определять результаты образования неколичественным, неизмеряемым способом?

Использовать уровневый подход.

Шкала, состоящая из трех уровней – высокий, средний, низкий и параметры, позволяющие отнести результат к тому или иному уровню.
Например…

Умение выделять существенно в изучаемом материале (для учащихся 5 класса):


Высокий уровень – ученик легко и быстро выделяет существенные особенности изучаемого материала, дает названия прочитанным отрывкам текста, составляет простой и сложный план его изложения, коротко излагает главное содержание текста, делает вывод из развернутого изложения проблемы, может завершить рассуждение…

Умение мыслить самостоятельно (для учащихся подростковых классов):

Высокий
уровень – ученик владеет универсальным умением «переноса», может использовать знания в нестандартной, новой ситуации, умеет сам сформулировать задачу и способы ее решения, активно рассуждает, высказывает предположения, стремится дополнить ответы товарищей, вносит самостоятельные элементы в содержание сочинений, в решение задач, проявляет оригинальность, элементы рационализма и изобретательности при выполнении заданий и упражнений и т.д.

Умение рационально организовывать учебную работу в школе и дома (для учащихся всех возрастов, начиная с 3 класса):

Высокий
уровень – рационально распределяет время для выполнения заданий, начинает работу с интересных и наиболее трудных заданий, с изучения теории, а затем выполняет упражнения, всегда имеет при себе необходимые принадлежности, рационально располагает их, быстро готовит их к работе, оперативно включается в выполнение заданий.

Думаю, ясно, для того, чтобы разработать критерии для такой качественной характеристики, нужен малый педсовет.

Нельзя не задать важный вопрос: «А что конкретно (какое знание, умение) подвергается оценке?»
Здесь авторы делают строгое предупреждение: если оценивается умение ученика отвечать на вопросы, писать сочинения, решать задачи по образцу, то это абсурд, результат пресловутой эксплуатации памяти ученика, зубрежка. Оцениваться должны не воспроизведенные по образцу знания и умения, а их использование в новой (незнакомой) ситуации (А как же ЕГЭ и ГИА?)

Это труднейшее задача, прежде всего для учителей, многие из которых не могут придумывать, формулировать детям такие задания.

Я тут же вспомнила, с каким скрипом шла работа в Летней мастерской-2014 по созданию сетевых проектов для детей. Все, что мы знаем, но применимо к новой ситуации – и некоторые учителя сдались.

В главе приводятся алгоритмы действия учителей или годичной команды учителей для определения качественной характеристики критериев оценивания, аргументы особой важности и постулаты и рекомендации. Самое главное, что нужно запомнить – четких и точных измеряемых результатов оценивания личностных и метапредметных умений нет. Оценка должна делаться на основе динамики изменений (улучшилась или ухудшилась или осталась без изменений).

Продолжение следует…
Обсуждение книги в блоге:
Введение. Как помочь учителю в освоении ФГОС
Часть 1. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Обсудим начало пути
Часть 2. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Что такое Стандарт
Часть 3. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новое в работе педагога 

Часть 4. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Новые ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ требования к уроку
Часть 5. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Об уроках-примерах
Часть 6. Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Стандарты о связи урочной и внеурочной деятельности


4 комментария:

  1. Здравствуйте,уважаемая Эльвира Ульфатовна! Вопрос об оценке умений ученика, думаю, будет актуальным и, увы, до конца не решенным еще много лет. Особенно если речь идет об оценивании умений, которые не поддаются измерению в баллах. Прочитала параметры определения высокого уровня результатов образовательной деятельности и задумалась: соответствуют ли МОИ умения этому уровню? Могу ли я рационально распределить время учебной работы и работы дома, с легкостью ли выделяю существенное в изучаемом материале, не отвлекаясь на второстепенное (а ведь это умение ученика 5 класса) и т.д.? Пришла к выводу, что есть над чем работать в плане самосовершенствования. Для себя поставила задачу-более детально изучить алгоритмы действий по определению качественной характеристики критериев оценивания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Начинать с себя - черта настоящего Профессионала.
      Мне после изучения этой главы стали более понятны (или наоборот, вызвали вопросы) разнообразные комплексные работы для детей. Почему используются те или иные задания, что проверяется, надо ли?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна, коллеги!
    "Как объять необъятное" или "невозможное возможно"- вот что пришло мне в голову после прочтения ( и не один раз) этого раздела книги. На мой взгляд, есть спорные моменты, но для себя я выделила несколько утверждений, с которыми полностью согласна. Во-первых, если предметное знание остается репродуктивным, т.е ученик не может его использовать в незнакомой ему ситуации, не по шаблону и заученному образцу, то оно не может привести к личностым результатам. Во- вторых, истинные результаты образования проверяются годами, на протяжении всей жизни, спустя некоторое количество времени после окончания школы. Наконец, авторы призывают вдумчивых, ответственных и творческих педагогов " не тратить время на критику стандартов", а стремиться к разработке технологий формирования метапредметных результатов и способов их оценки. Бесспорно, в такой ситуации должна присутствовать профессиональная грамотность учителя, его интуиция, чувство особого такта и меры.
    Авторы акцентируют внимание на том, что глагол "измерить" не уместен,что "так называемые проценты успеваемости" "содержательно бессмысленны". А как же " качество обученности " ученика и класса,которые учителя высчитывают каждую четверть?

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Елена Алексеевна! Изначальная диагностика учебных возможностей детей в зоне его ближайшего развития, определение максимальных учебных возможностей ребенка - вот что дает технология уровневых шкал. Спасибо Вам за Ваши выводы!
    Качество обученности - это предметные результаты, которые проверяются традиционными способами: тестами, контрольными работами, устными ответами... Авторы книги не раз акцентируют внимание на том, что это не количественный и не измерительный результат. В самом деле, отметка "5" или "4" - это символ, качественная оценка, соответствующая критерию - отличные знания, умения, навыки. О том, как субъективна она иногда бывает, уже обсуждалось на страницах нашего Блога ТЕМА МЕСЯЦА. Октябрь. Оценки в школе: «цена» знаний или их «уценка»? .
    Очень советую прочитать, если еще не знакомы... Нам всем не мешало бы периодически к ней возвращаться.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!