Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 1 февраля 2015 г.

Тайм - менеджмент, или Как научиться организовывать свое время

Здравствуйте, уважаемые читатели Блога Ассоциации!
С октября месяца на страницах Блога ведется обсуждение книги М.М. Поташника, М.В. Левита "Как помочь учителю в освоении ФГОС".

 
В последнем из выпусков публикаций по данной книге,  "Как помочь учителю в освоении ФГОС, или Как в предметных, метапредметных и личностных результатах оценить то, что невозможно измерить", приводилось умение ученика рационально организовывать учебную работу в школе и дома.
Первый вопрос, который  возник у меня после прочтения: "На сколько это умение развито у меня, учителя, и что я делаю для того, чтобы его совершенствовать у себя?"
Ответ на него я нашла на страницах блога в публикации статьи Г.В. Падалки ТЕМА МЕСЯЦА. Апрель. "Учитель-миф", или Как успевать главное.
И сама статья, и комментарии к ней содержат много рекомендаций и размышлений о том, как
развивать в себе умение организовывать время. Думаю, что в свете подготовки конкурсных заданий конкурса "Учитель года города Краснодара - 2015" нашим уважаемым участникам будет полезно вернуться к этой теме месяца.
Второй вопрос, которым я задалась: "Проводим ли мы, учителя, планомерную работу по формированию у детей умения правильно организовывать свое время?"
Учителя 5-х классов часто пеняют (и надо заметить, абсолютно справедливо) коллегам из начальной школы, что выпускники начального звена многого не успевают (это касается сочинений, контрольных работ, которые ребята пишут на уроках). Учителя начальных классов, в свою очередь, отвечают, что у детей идет адаптация (не беру сейчас во внимание психологическую сторону вопроса), им приходится привыкать к новым требованиям, новым учителям и т.д. Но будем честны, коллеги, если бы детей приучали управлять временем с младшего возраста, то очень многих проблем в будущем удалось бы избежать.
Приходилось ли Вам сталкиваться, коллеги, с сетованием родителей на то, что ребенок тратит на приготовление уроков 5 часов? Наверняка, да.
Совсем недавно после родительского собрания ко мне подошли родители моего ученика, который делает уроки с 15 до 22 часов во 2 классе (!). Родители в отчаянии: небольшой объем домашнего задания их сын выполняет, отвлекаясь на посторонние дела и разговоры. В результате идет огромная потеря времени. Никакое лишение прогулок, компьютерных игр и т.п. не приводят к положительному результату.
Проблемы, связанные с неумением управлять своим временем, являются одними из самых распространенных в XXI веке и, к сожалению, будут только обостряться. С одной стороны, родители и школьники отмечают, что основное время у них занимает приготовление уроков, не остается времени на отдых. С другой - около половины опрошенных признаются, что не могут организовать свое свободное время и тратят его впустую на компьютерные игры, просмотр телевизионных передач, разговоры по телефону и т.п.
Однако, современный стиль жизни  требует от нас особого подхода к организации времени, умения проектировать свою деятельность. Это побудило меня обратиться к понятию "тайм-менеджмента" как к навыку профессиональной эффективности.
Тайм-менеджмент – это система приемов, с помощью которых человек  использует свои временные ресурсы наиболее оптимальным образом, чтобы достичь поставленных целей.
Насколько нова эта тема для школы? Уверена, что со времен начальной школы всем знаком плакат «Мой режим дня», помещенный над письменным столом, дневник, который "сопровождает" ученика на протяжении всей школьной жизни, расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям, а в современном мире - стикеры, прикрепленные к монитору. Всё это - типичные примеры элементов тайм-менеджмента и… организационных компетентностей, которые согласуются с ФГОС!
Так что в школьной жизни есть близкое к тайм-менеджменту понятие. Но вопросы, связанные с управлением временем, обычно поднимаются педагогами, только когда они работают с детьми над поговорками типа «Сделал дело — гуляй смело», или на тематическом родительском собрании. 
Между тем, в наших силах помочь детям, с одной стороны, осознать протяженность повседневных дел и субъективность восприятия временных отрезков. С другой - показать, сколько времени тратится впустую и познакомить с определенными приемами управления своим временем. Знакомы ли эти приемы Вам, коллеги?
Детям необходимо помочь понять, что "наполняемость" времени зависит только от них. Мы сами решаем, вершить нам большие дела или растрачиваться на суету. Важно подвести учеников к осознанию того, что мешает "наполнять" время полезными делами. Для этого на занятиях, направленных на овладение приемами тайм-менеджмента, следует засечь время, затраченное на различные виды деятельности. Затем, сопоставив промежутки времени, можно прийти к выводу, как его сократить. 
Такое упражнение можно проводить и со старшеклассниками, например на занятиях, посвященных подготовке к итоговой аттестации. В этом случае составляется перечень вопросов с видами деятельности, которые актуальны для старшеклассников в данный момент. 
Важно учить детей планировать свои дела. Для этого необходимо изучить затраты собственного времени — сделать самонаблюдение, автохронометраж.  Когда ребенок заметит, что вместо 10 минут на разговор по телефону и 1 часа на просмотр телепередачи потратил лишних 2 часа в день, а в неделю и того больше, он начнет более пристально отслеживать временные промежутки. В итоге появится сэкономленное время. Автохронометраж выступает инструментом контроля, а также мотивирует на более полезное времяпрепровождение.        
Специфических инструментов тайм-менеджмента описано много, в том числе и на просторах интернета. Только учить детей пользоваться ими нужно в системе, а не ограничиваться чтением нотаций о напрасно упущенном времени.
Всего неделя использования приемов тайм-менеджмента (при обязательном контроле учителя в школе и родителей дома) позволила моему ученику сократить промежуток выполнения домашнего задания. А в пятницу он гордо сообщил, что накануне "выиграл" у времени целых лишних 2 часа на прогулку!
И для учителя во всем этом есть свой профессиональный смысл. Помогая  детям изучать приемы тайм-менеджмента, мы совершенствуем собственные организационные компетентности.
Пусть у нас на всё хватит времени!

8 комментариев:

  1. Добрый день, Наталия Львовна! Спасибо за поднятую тему. Владение приемами тайм-менджмента необходимо не только учащимся, но и педагогам. Мы с тоже с ребятами моего класса ведём календарик-пинарик (от слова "пинать" - подталкивать). Идею "пинарика" подсмотрела у психолога Надежды Болсуновской. В нашем календарике мы ведём хронометраж дня по часам, где записываем, чем занимались в течение этого времени. Зря потраченное время отмечаем цветным карандашом. Вместе радуемся выигранным часам и огорчаемся потерянным. Кроме того, с этого учебного года ведём личные дневники, делая записи в конце дня, проводя рефлексию. Я сама начинаю успевать гораздо больше. Будем и дальше стараться "наполнять" день полезными делами.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер,уважаемая Ирина Вячеславовна! Освоение приемов тайм-менеджмента - простой процесс лишь на первый взгляд. Сложность же его заключается в том, что учителю необходимо вплести эти приемы в канву уроков и внеурочной деятельности, чтобы дети видели их применение на практике, и кроме того, обязательно напоминать, контролировать, обращать внимание на достижения на пути к успеху. И это замечательно, что со своими учениками Вы уже в начальной школе начали проводить такую работу. Недавно в беседе с учителем математики, когда мы говорили о тайм -менеджменте, прозвучала ее фраза: "Если бы, начиная с начальной школы, учителя учили детей, как распределять свое время, показывали им различные приемы, было бы проще работать в дальнейшем со спецификациями контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ, где указывается примерное время выполнения задания учащимся".

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер!
    Тайм-менеджмент - это, конечно, хорошо и полезно. Но, к сожалению, в младшем школьном возрасте дети часто не понимают, сколько времени упускают и что это вредит им. У них низкая мотивация к учению, а время, которое кажется нам потраченным зря - для них счастье.
    Вы абсолютно правы, детей надо учить распределять свое время как можно раньше, но мне кажется, сначала надо заняться их мотивацией.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,уважаемая Мария Сергеевна! Вы правы в нескольких суждениях.
      Во-первых, тайм-менеджмент - это ПОЛЕЗНО и не только детям, но и взрослым, особенно участникам Конкурсов, которым предстоит готовить конкурсные задания и отслеживать время во время конкурсных испытаний.
      Во-вторых, если Вы изучали структуру занятий по тайм-менеджменту, то наверняка знаете, что она представляет собой 4 модуля, которые могут "переставляться" местами в зависимости от того, с каким возрастом детей Вы работаете, но начинать всегда нужно с МОТИВАЦИИ.
      Но позвольте, уважаемая Мария Сергеевна, не согласиться с Вами в части, где Вы говорите об учебной мотивации. Исследования показывают, что большинство детей приходит в школу с достаточно высокой мотивацией на учение, но уже к октябрю месяцу глаза их не блестят при слове "учеба". Одной из причин является неумение учителя планировать время на уроке (а ведь существует прямая зависимость между МИНУТАМИ урока и активностью детей), планировать отдых на перемене, в течение дня. Это и неумение родителя, который не стремится помочь ребенку использовать "планировщики" в повседневной жизни, включая время на отдых. В результате малышу школа кажется каким-то нескончаемым потоком дел. Так как же не угаснуть мотивации! Это и для взрослого человека очень тяжело. А тайм-менеджмент учит планировать дела так, чтобы и время свободное оставалось, и занято оно было интересными событиями.
      Вы пишете: "Время, которое кажется нам потраченным зря - для них счастье". Возможно, это только кажется НАМ. Мы сами себе это внушаем, оправдывая свое нежелание сделать жизнь ребенка в школе интересной. Все в том и дело, и об этом я упомянула, что дети не знают, как организовать свое свободное время, а нам необходимо им помочь это исправить. Для того и нужны приемы тайм-менеджмента, чтобы дать понять ребенку, что радость насыщенной жизни придет только тогда, когда она будет им, ребенком, спланирована.

      Удалить
    2. К сожалению,, Наталия Львовна, Вы правы, сказав, что мотивация угасает. И, наверно, тут есть вина учителя и родителей, которые не умеют планировать деятельность. Но в защиту учителей хотелось бы сказать, что очень тяжело планировать каждый день так, чтоб угодить всем детям. Тем более в начальной школе, где в классах под 30 человек. Хотя бы один, но упущен будет. Однако, такова жизнь. И это не повод отказываться от эффективных приемов тайм-менеджмента. За то повод стремиться к идеалу.

      Удалить
    3. Добрый вечер,уважаемая Мария Сергеевна! Мастерство учителя, на мой взгляд, в том и заключается, чтобы не стремиться угождать всем, а пытаться вести за собой, показывая пример. А дальше - право выбора каждого. Спасибо вам за отклик.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталия Львовна, коллеги!
    Наталия Львовна, благодарю Вас за актуальность темы. Умение педагога выделить важное в своей работе - качество современного учителя. Верю, что претенденты уже определили тему своего конкурсного задания: Мастер-класс под рубрикой «Согласно Федеральному государственному
    образовательному стандарту и профессиональному стандарту педагога…». Использование системы приемов Тайм-менеджмент - отличный пример того, как построить свой Мастер-класс (была очевидцем Вашего, Наталия Львовна, выступления. Ваш Мастер-класс по данной теме в зале не оставил равнодушного. Оценки жюри это подтвердили).

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Наталья Александровна! Справедливости ради хочу заметить, что мастер-класс, представленный на Конкурсе "УГ-2014" состоялся благодаря обучению на модульных курсах навыков профессиональной и личной эффективности. В рамках курсов вопросы тайм-менеджмента были освещены Т.В. Бегловой и Т.В. Меркуловой. Меня эта тема заинтересовала своей актуальностью, поэтому захотелось поделиться размышлениями с коллегами.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!