Внимание!


.

вторник, 31 марта 2015 г.

Уроки в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании"

Авторы репортажа: Казанцева Лилия Павловна,
Петропавловская Татьяна Евгеньевна, 
Хоруженко Ирина Александровна,
Чирухина Наталья Николаевна,
Якимцева Оксана Евгеньевна.
Здравствуйте, уважаемые читатели и гости Блога Ассоциации!
Здравствуйте, участники Конкурса-2015!
Сегодня, во второй конкурсный день конкурса "Учитель года города Краснодара-2015" всецело властвовал Его Величество Господин Урок...
Однозначно сформулировать определение урока очень сложно. В педагогической науке есть ряд его определений. Одно из них такое: урок - это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени. По М.А. Данилову и Б.П. Есипову, "урок есть такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся - с классом, по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы".
Но уроки в Конкурсе имеют одну самую главную особенность - каждый конкурсант даёт урок на совершенно незнакомых ему учащихся...
Приветливо распахнула свои двери краснодарская школа №78, встречая конкурсантов, членов жюри, Оргкомитета и гостей. А в нарядном холле нас приветствовали фигуры из шаров, держащие в своих руках эмблему Конкурса.

Давайте узнаем, какие они были, уроки в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании".
Участники:
№ п/п
Ф.И.О.
ОО
Предмет
1
Перепилюкова И.А.
№24
 Математика
2
Гудков И.О.
№73
 Русский язык и литература
3
Багун Д.В.
№87
 Начальные классы
4
Драгунова В.В.
№89
 Русский язык и литература
5
Тимофеева Л.И.
№93
 Английский язык



1 урок

Математика, 6 класс
Учитель - Перепилюкова Инна Алексеевна

Отзыв Якимцевой Оксаны Евгеньевны:
В начале урока Инна Алексеевна рассказала шестиклассникам о том, что у нее есть друг, обожающий загадки, и он прислал ей письмо. Она попросила ребят помочь ей разгадать его загадку. Ученики успешно справились, узнав, что друг спрашивал о координатной плоскости. В процессе беседы выяснилось, что шестиклассники прекрасно знают, что это такое, и даже умеют отмечать точки в координатной плоскости. Что они успешно и продемонстрировали.
А Инна Алексеевна спросила их, правда ли положение объекта двумя числа описывают только математики. Оказалось, что люди уже давно приспособились описывать своё положение парой-тройкой чисел. И тому есть много подтверждений.
Тогда учитель предложил ученикам пройтись по координатной плоскости, ориентируясь по сторонам света. Ребята очень быстро включились в игру и описали, как быстро попасть в отмеченные точки.
Во второй части урока шестиклассникам пришлось вспомнить пройденную тему "Виды треугольников". Это им понадобилось потому, что отмеченные точки образовывали не произвольные, а правильный, равнобедренный и прямоугольный треугольники.
Вот так, отмечая точки в координатной плоскости, ученики повторили геометрию, географию и по-новому взглянули на окружающую действительность. И всё это заняло всего лишь 40 минут.


Литература, 7 класс
Учитель - Гудков Игорь Олегович
Отзыв Петропавловской Татьяны Евгеньевны:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит конкурсный урок!

Таким открытием мог стать урок литературы в 7 классе «Реальность фантастического мира, или Что нужно человеку для счастья?»  Говорю «мог», поскольку были досадные упущения: не совсем верное распределение времени по этапам урока и, в результате, значительный выход за рамки регламента.
 Но хочется сказать о том, что привлекло. Глубокий анализ текста, уместное и умелое использование  литературоведческих терминов, простые и мудрые ответы на сложные вопросы, просится слово, изящно сделанный вывод и символический финал, ненавязчивое и органичное воспитание (скорее, освоение) нравственных ценностей – все это несомненные достоинства урока.
А открытия все-таки были. Открытие смысла (смыслов) рассказа Рэя Брэдбери «Каникулы». Открытие основ общения. Открытие личности конкурсанта, Игоря Олеговича Гудкова.
Очень жаль, что Игорь Олегович не попал в десятку: мы могли бы увидеть яркое и нетривиальное прочтение дальнейших конкурсных испытаний. Но «в молоко» его усилия ни в коем случае не улетели.
Верится, что дальнейшая работа над ошибками и без ошибок через какое-то время приведет молодого учителя к сияющим педагогическим вершинам. Ведь, как Вы, Игорь Олегович, говорили на уроке детям: «Если о чем-то очень сильно мечтать – мечта обязательно сбудется!»


2 урок

Окружающий мир, 2 класс
Учитель - Багун Дарья Владимировна

Отзыв Казанцевой Лилии Павловны:
Они дожидались начала урока вместе - заранее приведённые заботливым учителем дети, внимательно и молча изучающая их Дарья Владимировна, а также члены жюри.
Прозвенел звонок, и раздался первый вопрос учителя: "Дети, а какими Вы будете на уроке?" Ребята искренне ответили, что хорошими, а потом вместе с учителем пришли к пониманию необходимости быть на уроке ещё и активными.
Ребята вставляли слова в задания на экране,
распределяли картинки и подходящие к ним весенние месяцы,
тем самым приходя к теме урока - "Весеннее пробуждение растений".
После небольшой зрительной физминутки
ребята рассматривали множество весенних растений: медуницу, хохлатку, "гусиный лук", чистяк, ольху, иву, орешник, подснежник, волчье лыко.
А потом Дарья Владимировна напомнила правила работы в группах.
Ребят очень заинтересовали фигурные карточки.
После небольшой физминутки, во время которой ребята вместе с учителем читали и показывали небольшое стихотворение про весну,
началась работа в группах. Нужно было приклеить на карточки с названиями весенних растений их изображения.
После совместной работы и очень трогательного обращения подснежника ко всему человечеству с просьбой беречь и охранять природу, Дарья Владимировна поставила на доску две очень важные книги - Красные книги России и Краснодарского края.
В конвертах на столах ребята нашли цветы, которые они прикрепили к весенней картине на доске, и стали выполнять задания на рабочих листах, таким образом составляя свою книгу растений-первоцветов.
Задания были проверены, и каждый участник урока получил на память о сегодняшнем уроке
красивый самодельный подснежник.

Отзыв Хоруженко Ирины Александровны:
Урок окружающего мира Дарьи Владимировны Багун во 2 “Д” классе начался с пожелания друг другу хорошего настроения. Темой конкурсного урока стало «Весеннее пробуждение растений».
На уроке ребята отгадывали загадки о весне, изучали растения-первоцветы. Учащиеся работали в группах, где им необходимо было сопоставить и совместить фото растений-первоцветов с их описанием на картинке. Перед данным видом работы учитель напомнил детям правила поведения при работе в группах. Ребята успешно справились с этим заданием, в результате чего, была создана книга раннецветущих растений. Также Дарья Владимировна рассказала ученикам легенду о подснежнике. Под мелодию Шопена «Весенний вальс» в индивидуальном путеводителе ученики раскрашивали цветок, о котором говорилось в легенде.
Для разгрузки аккомодационного аппарата, учитель провела физкультминутку для глаз, а через время ребята размяли все мышцы тела.
Учащиеся побеседовали с учителем и о редких цветах, которые внесены в Красные книги России и Краснодарского края. Отвечали на вопросы, что нужно делать, чтобы сохранить их.
В заключение урока Дарья Владимировна подарила всем учащимся подснежники, сделанные своими руками.


3 урок

Русский язык, 6 класс
Учитель - Драгунова Валентина Владимировна

Отзыв Казанцевой Лилии Павловны:
Пока оставалось время до звонка, Валентина Владимировна дала ребятам отгадать несколько загадок, отгадки на которые им очень пригодятся на уроке.
Звенит звонок, и ребята вместе с учителем вспоминают правила работы в группах.
Заполняют несколько строк в маршрутном листе, который очень необходим, ведь прямо на уроке они отправляются в... музей!
А пока ребята записывают тему урока - "Количественные числительные. Склонение и правописание",
первый зал музея с названием "Древняя Русь" уже ждёт ребят.
Ребята попробовали прочитать текст на настоящей бересте (была в каждой группе), но сделать это было очень трудно, ведь раньше писали совсем по-другому. Валентина Владимировна помогла ребятам, и началась работа с текстом. Дети выбирали числительные и склоняли их.
После - второй зал музея - зал Эпохи Просвещения, в котором каждый учащийся получил перо, макая которое в чернильницу и продолжал работу с рабочим листом.
Очень оригинальной мне показалась физминутка - ребята не только вспомнили старые меры длины, но и показали их.
И вот ребята уже изучают Век технологий и машин...
Они пробовали печатать числительные на печатной машинке, не забывая правильно склонять их.
Работа по изучению новой темы продолжилась в рабочих листах, где ребята вместе и самостоятельно записывали как правильно склонять сложные числительные,
а также выступили редакторами - исправляли ошибки в тексте. Получив разноуровневое домашнее задание, ребята просмотрели видеофрагмент о том, как создаётся книга в типографии, как много людей вовлечены в это важное дело.
Мне очень понравился урок.

Отзыв Петропавловской Татьяны Евгеньевны:
Урок русского языка в шестом классе  был наполнен доброжелательностью и улыбками, а еще множеством предметов, которые сегодня можно найти только в музее. И тему «Склонение и правописание количественных числительных» Валентина Владимировна Драгунова раскрывала через посещение виртуального музея.
Первый зал был посвящен Древней Руси. Ребята с большим интересом изучали экспонаты, оказавшиеся у них на столе. Вот грамоты из настоящей бересты, на них на древнерусском (что логично) языке начертана задача. Зал второй – Эпоха Просвещения.  И на пальцах шестиклассников появляются чернильные пятна, потому что пишут ребята гусиными перьями. Во время физминутки нужно вспомнить или узнать о том, как назывались единицы измерения  в Древней Руси,  какому расстоянию они равнялись.
 Ребята получили возможность немного попечатать на старой пишущей машинке, посмотрели видеосюжет о рождении книги, сами написали страницы классной книги и скрепили ее. Было видно, что учительница очень старалась заинтересовать детей, расширить их кругозор, и ей это удалось.
Но, к огромному сожалению, меньше всего на уроке было самих числительных. Они исчезали из поля зрения, как летучие звезды. А ведь склонение числительных - это одна из самых сложных тем не только в курсе 6 класса. Грамотность  человека во многом определяется его умением поставить числительное в нужную форму. Поэтому после звонка осталось смешанное ощущение. Благодарность за интересную, яркую историческую информацию. Сожаление: то, что при использовании в меру должно было усилить урок, при своем избытке  -  от урока увело.
Хочется пожелать Валентине Владимировне сохранять бодрость духа  и опыт ошибок в будущем преобразовать в опыт успехов.


4 урок

Английский язык, 3 класс
Учитель - Тимофеева Людмила Ивановна

Отзыв Казанцевой Лилии Павловны:
Пока ребята ждали начала урока, Людмила Ивановна успела вместе с ними не только спеть песенку, но и попросила повторить домашнее задание.
Звенит звонок, начинается урок с темой "Мы такие разные".
И снова небольшая песенка на английском языке.
А потом ребята вместе с учителем вместе разбирают, как называются разные эмоции. А в этом им помогают смайлики на экране.
Люди очень разные... Это и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. У каждого человека есть части тела, и эти части тела в английском языке имеют свои названия. После выполнения нескольких заданий в рабочем листе, ребята подошли к очень интересному заданию -
нужно было прослушать описание внешности мальчиков, а потом назвать их имена.
Необычной была физминутка -
ребята вспоминали части тела, называли их и дотрагивались на себе.
После проверки домашнего задания, при совместной работе учителя и ребят на доске появился план описания человека.
И тут же он начал "работать" - ребята описывали героя по одному предложению строго по плану.
Конечно же, была на уроке и работа в группах. Ребятам предстояло описать одного из героев так, чтобы другие группы обязательно его узнали.
Дети не только описывали устно - черты героев нужно было ещё и написать.
В конце урока каждый ребёнок получил особый сертификат об участии в игре.
И совершенно неожиданным стало для меня подведение итогов работы на уроке в виде... синквейна. Жаль только, что интерактивная доска работала весь урок...
Людмила Ивановна, спасибо Вам за урок!

Отзыв Чирухиной Натальи Николаевны:
Урок английского языка в 3 классе по теме "Части тела" учителя Тимофеевой Л.И., хороший урок, насыщенный раздаточным материалом, яркой презентацией. Но учитель не учел, что в рамках современного урока большое внимание уделяется здоровьесбережению, а это не только физминутки, это и режим использования мультимедийного оборудования.


Вот такие разные были уроки в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании". Допускали ли конкурсанты ошибки? Да. Но в КАЖДОМ уроке можно найти что-то хорошее. Не найдёт только тот, кто не ищет.
Желаем каждому участнику конкурса "Учитель года города Краснодара-2015" победы, победы над своими страхами и неуверенностью, над своими ошибками и неточностями, чтобы как можно больше соответствовать профессиональному стандарту "Педагог"!
Какими Вы войдёте после Конкурса в свои классы - это зависит только от Вас! В развитии жизнь и успех...


Обращаю Ваше внимание: частичная или полная перепечатка материалов данной статьи и использование опубликованных фото- и видеоматериалов возможны ТОЛЬКО с разрешения администратора Блога и только при наличии активной ссылки на страницу с использованным материалом.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    В составе предметного жюри мне предоставилась возможность посетить уроки в номинациях "Традиции и новаторство в педагогике" и "Учитель-исследователь". Хотя не скрою, что уроки конкурсантов в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании" были для меня чрезвычайно интересны Ваш репортаж позволил мне, пусть и виртуально, сделать это. Сочетая репортаж данного конкурсного дня с отзывами коллег об увиденных уроках мне удалось составить свое (пусть и субъективное) мнение. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, уважаемые участники Конкурса номинации "Свобода и демократические ценности в образовании"!
    Да, вы так и останетесь в Истории Конкурса просто участниками, но... Но у каждого свой путь в "Учителе года", свои вершины, свои взлёты. От того, что кто-то не стал финалистом или суперфиналистом, абсолютно не зависит Ваш личный профессиональный рост, ведь самую главную награду Конкурса - опыт - получил каждый! Мне действительно не хватало в Финале и Суперфинале многих из Вас... Теперь всё зависит только от вас. Вашей активности, неравнодушия и стремления расти и развиваться. Я как никто другой в Совете Ассоциации МОГУ говорить Вам это, ведь в год моего участия в Конкурсе и я осталась просто участником. Но какой же мощный толчок к развитию я получила... Конкурс стал той отправной точкой, тем ориентиром, который сыграл важную роль в моей учительской судьбе. Искренне желаю удачи, успеха, движения вперёд каждому из вас!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!