Внимание!


.

вторник, 31 марта 2015 г.

Уроки в номинации "Учитель-исследователь"

Авторы репортажа Шемякина Э. У.,
 Казанцева Л. П.,
 Хомутова Н. А., 
Хоруженко И. А. 
Вот и наступил этот особенный день - день, когда наши конкурсанты должны показать себя как Учителя-профессионала - Практика. Именно Его Величество Урок расставляет все по местам, срывая безжалостно маски, или, наоборот, подсвечивая и еще раз выводя на первый план Профессионализм и Мастерство.
Думаю, что теперь уже конкурсанты хорошо поняли, что урок, снятый на камеру (и не единожды иногда) со своими детьми колоссально отличается от урока в незнакомом классе. Глубокая научность, личностные смыслы, прожитая тема, раскрытая для самого учителя максимально полно, продуманные, прочувствованные вопросы, заставляющие детей искать ответы и формулировать мысли, а не вяло отмахиваться  - вот что такое Урок.

В уроке должна быть глубина и суть, а иначе - зачем? Так говорил сегодня Федор Иванович Ваховский, и я, как и многие в зале, съеживалась от этих слов, адресованных и мне.
Что еще опять (в который раз!) увидела и поняла я? Как это много - 40 минут! Как это бесконечно долго и нудно тянется, если урок скучен. Только не считайте, уважаемые читатели и конкурсанты, что скучно - это когда нет игр и развлекательных моментов. К сожалению, очень часто мы увлекаемся внешней атрибутикой, забывая о самом главном - о содержании. "Заигралась(ся)", - говорят в таком случае Пеликаны...

Номинация "Учитель-исследователь"... Не могу не процитировать выдержки из Положения о Конкурсе: "... оцениваются следующие ведущие идеи (приоритеты):
Учитель - исследователь:
способность к глубокой профессиональной рефлексии своего опыта;
применение в работе последних достижений науки и практики;
ярко выраженная склонность к аналитической и экспериментальной работе;
проектная и проектировочная деятельность;
поисково-исследовательская деятельность".
Соблюдались ли эти критерии в уроках конкурсантов? Думаю, баллы жюри и их собственный внутренний барометр подсказал участникам ответ.
 Шемякина Э. У.
Мы же публикуем отзывы членов Ассоциации...
Куцемир Мария Федоровна, учитель начальных классов 51 школы давала урок русского языка во 2 классе. Очень спокойно, очень дружелюбно, но без заискивания и сюсюкания (чем часто грешим мы, учителя начальной школы), Мария Федоровна вела урок.


 "Правописание парных согласных в корне слова" - так звучала тема, которую дети определили сами с помощью учителя. Весь урок детей сопровождали герои доброго детского мультфильма "Кот Леопольд", они помогли ребятам сформулировать правила работы в группе, провести физминутку. Дети услышали сказку о парных согласных, которая подвела их к правилу правописания парных согласных.


Очень красочная рефлексия, показывающая настроение второклассников после урока - солнечные лучи и тучки, а цветы, которые учитель выдавала за каждый правильный ответ, помогали детям закончить фразы: "Сегодня на уроке у меня получилось..." или "Я могу похвалить своего соседа за..."

 Отзыв Казанцевой Лилии Павловны:
 Елизвета Андреевна Гришина - единственная из всех участников конкурса, кто проводил урок с ребятами из 93 школы.
 И пока ребята  ждали звонка на урок, у них была возможность познакомиться с теми приборами, которые приготовила на выставке Елизавета Андреевна.
 Звенит звонок... Урок начался!
 Поставлены цели урока, обосновано наличие выставки приборов, начинается работа ребят с "сундучками исследователей", в которых содержатся очень интересные задания.
 После составления схемы о слоях атмосферы, ребята смотрят небольшой видеофрагмент и проверяют свои работы, оценивают правильность выполнения заданий. Как оказалось, все справились с работой на "отлично"! После выполнения нескольких заданий из "сундучка" (соединения названий облаков и картинок, нахождения в отрывках стихотворений русских поэтов разных видов осадков) ребята выводят тему урока - "Атмосферные осадки",
 собирая по частям определение данного географического понятия.
 Ровно на 20-й минуте начинается физминутка - ребята представляют, как можно разогнать дождевые облака руками.
 Потом - исследовательская часть урока.
 Ребята знакомятся со строением и функциями осадкомера.
 Как оказалось, ребята до уроке не умели составлять графики годового распределения осадков, но
 под руководством Елизаветы Андреевны справились с этим заданием великолепно!
 Дети составляли графики для городов-героев Великой Отечественной войны - Москвы, Севастополя, Волгограда...
 А потом, подсчитав сумму среднемесячного количества осадков за год, находили на карте города
 и прикрепляли к ним таблички с годовым количеством осадков.
 В конце урока ребята самостоятельно строили графики на рабочих листах.
 На словах Елизаветы Андреевны "Наш урок подходит к концу" прозвенел звонок с урока.
 Мне понравился урок Елизаветы Андреевны Гришиной своей динамичностью, метапредметностью и умением отобрать главные содержания в такой объёмной теме.
Хоруженко И. А.

Перед началом урока Гришиной Елизаветы Андреевны, учащиеся 6 класса задержали свое внимание на метеорологической выставке. На этой выставке находились метеорологические приборы и соответствующая литература.

Урок Елизаветы Андреевны начался с повторения пройденного ранее материала - слои атмосферы. Ребята составляли строение атмосферы, используя при этом заготовленную учителем карту и сундучок исследователя, где находился необходимый материал. Просматривая видеоролик на эту тему, ребята самостоятельно оценивали свои знания. Ребята совершившие от1 до 3 ошибок, клеили к себе в карту тучку, от 2 до 3, тучку с солнышком, а те кто не совершил ни одной ошибки - солнце. По итогам этой проверки у всех ребят в классе этот урок начался с хорошего «Солнечного» настроения.
Далее ребята работу вели в дневниках юного исследователя. Учащиеся вставляли пропущенные слова, которые находили в отрывках со стихотворениями, они искали зашифрованные атмосферные виды осадков. После чего они и сформулировали тему урока: «Атмосферные осадки и типы облаков». Разрядкой на уроке послужила своевременная физкультминутка, которая также была тематически связанна с темой урока.
Ребята изучали графики и составляли столбчатую диаграмму выпадения осадков в городах героях и городах воинской славы. Учащимся необходимо было найти общее количество осадков в год в назначенном городе, максимальное и минимальное количество осадков в каком месяце было. При этом дети могли наблюдать и анализировать вероятность выпадения осадков в этих городах на параде 9 мая, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ребята выходили к карте и прикрепляли название города, который изучали.


Завершение данного урока стало домашнее задание - составление графика выпадения осадков в городе Краснодаре.

Хомутова Н. А.
Появление Марии Сергеевны Филипповой, учителя английского языка 32 школы, с чемоданчиком заинтриговало ребят 5 «В» класса.
Узнаваемый лондонский двухэтажный автобус, возникший из бездонного саквояжа, пригласил малышей на экскурсию по столице Великобритании.

Учащиеся соревновались в произношении скороговорок при заочном посещении Британского музея, рассказали о своей семье на фоне Букингемского дворца, оставили пожелания в Гайд-парке. Учащиеся в группах отрабатывали употребление лексических единиц, учились строить вопросительные и утвердительные предложения с изученными словами.
На заочной экскурсии по Лондону хотелось наслаждаться английской разговорной речью учителя, но переход на русский язык выдавал иностранного экскурсовода. Мария Сергеевна поделилась с ребятами традицией отправлять родителям открытку из посещаемых стран.
Туристы самостоятельно подписали почтовые карточки с видами Лондона.
Шемякина Э. У.
Соколова Наталья Александровна, учитель математики из лицея №4, проводила урок геометрии в 8 классе.
Миниатюрная учительница по виду сама напоминала восьмиклассницу, но урок вела просто прекрасно - спокойно и с достоинством. "Для чего вы ходите в школу?", - спросила она детей. Конечно, ребята сказали, что ходят они в школу, чтобы учиться и получать знания, но тут Наталья Александровна возразила им, что сама когда-то в их возрасте ходила в школу не только за знаниями, но прежде всего для того, чтобы общаться с друзьями. Дети переглянулись, а учительница попросила их взяться за руки, чтобы вот так дружно работать на уроке. Прием нас, зрителей, немного удивил, дети ведь - восьмиклассники, но оказалось, что взявшись за руки, дети образовали окружность... И тема урока звучала так:
Сколько всего интересного узнали ребята на этом уроке геометрии: о том, кем был Пифагор (не только ученым, но и спортсменом), о том, почему круг - простейшая фигура, о том, как строили египетские пирамиды, о том, как, возможно, появилось колесо...

Наталья Александровна постоянно задавала детям открытые вопросы, заставляющие давать развернутые ответы, обращаясь к разным детям. И подростки, которым учитель говорила "Вы", были просто на высоте!


Ребята решали задачи в группах (очень интересные по содержанию, между прочим), а в конце урока получили творческое задание - понять, где используется касательная.

Шимановская Ирина Валерьевна, учитель начальных классов 65 школы, проводила урок окружающего мира в 3 классе по достаточно сложной теме: "Золотое кольцо России".
Почему сложной, скажете вы? Все мы помним, что номинация, в которой выступают учителя - "Учитель-исследователь"? Как же подать детям практически лекционный материал, чтобы дети могли быть активными участниками урока, а не просто пассивными слушателями? Ирина Валерьевна отлично с этим справилась!


Уже на перемене она разрешила ребятам подойти посмотреть на выставку игрушек, которые смастерили дети из ее школы. Вот оно, неловкое время на перемене, когда учителю-конкурсанту и детям так тягостно ждать звонка перед началом урока. Ребята расслабились и с удовольствием заняли свои места (а я вспомнила "оскароносный" урок Наталии Львовны Степановой, Учителя года города Краснодара-2014", где использовался такой же прием).
Дети у Ирины Валерьевны были просто чудесные (как и все дети 78 школы!). Они легко и к месту употребляли слова "археолог", "артефакты", давали точные и по-детски непосредственные определения слов: "мудрый - тот, кто помогает молодым людям осваиваться в жизни и дает советы" и умело работали в группе.


Им пришлось выполнять немало интересных заданий - ориентироваться на карте, решать ребусы и головоломки, раскапывать сокровища, применять различные виды чтения. Ирина Валерьевна так подобрала иллюстративный материал, чтобы не перегрузить детей и сумела увлечь их историей нашей страны.
В конце ребята сказали, что города Золотого кольца - это наше сокровище, ведь эти древние города - это великое прошлое нашей страны.
Хомутова Н. А.
Тема урока в 9 «Г» классе волнует многих пользователей сети интернет и информационно-коммуникационных технологий: «Информационная безопасность, или Как защитить себя?».

Познакомив учащихся с темой, Алия Исмаиловна Андреева, учитель информатики и ИКТ лицея № 64, предложила план урока, который утвердили ребята.
Чтобы выяснить, какие знания имеются по данной теме, ученики Алии Исмаиловны прошли тест при помощи системы голосования Mimio Votе. Учитель создавала ситуацию успеха, призывала не бояться ошибиться, быть внимательными к фиксированному времени. Через мгновение ребята увидели качество знаний класса и своего собственного, поставили цель улучшить знания.
Знакомство с выдержками из Федерального закона о защите персональных данных обозначило проблему – большинство граждан безответственно относятся к защите личной информации, что подтвердил видеоролик с социологическим опросом. Ребята пришли к выводу о необходимости составить отрезок кода, который мог бы сохранить информационную безопасность.
Учитель перешла на понятный ей и ученикам язык: string, byte, char, intent и еще много слов и фраз. Мне оставалось только удивляться сложившемуся взаимопониманию между участниками образовательного процесса. Алия Исмаиловна напомнила, что также можно воспользоваться специальным словарем. Работа закипела. Пары учеников соревновались в скорости решения учебной задачи. Одна из команд-двоек объявила о завершении работы. Для тех, кому материал оказался трудным, учитель предложила дистанционную консультацию по окончании конкурсного урока (учащиеся, особенно девчонки, записали контакты учителя и адрес сайта со специально предназначенной страницей)
Упражнение для глаз (сколько «поломанных» органов зрения из-за долгого нахождения перед компьютером или планшетом!) совмещало в себе этап рефлексии и физминутки с комплексом профилактического тренинга.
Учащиеся старались дать понятие словосочетанию «современный человек», который «состоит» из телефонных звонков и порций негативных новостей.
Учителем поднимались вопросы о преступных действиях со стороны взломщиков секретных паролей: КИМы и ответы ЕГЭ (май, 2012), история Э.Сноудена, размеры экономических потерь.
Совместный вывод: «Современный человек – открытая книга для тех, кто умеет её читать». Домашним заданием стало задание по изменению программы по заданному алгоритму, а также пройти тест еще раз, чтобы убедиться в объеме знаний по теме.
С таким знанием предмета «Информатика» преступникам стоит опасаться школьников Краснодара.
Шемякина Э. У.
Еще один урок окружающего мира во 2 классе провела Календжан Сабина Мелконовна, учитель начальных классов 53 школы.
"Чудесные цветники весной" - тема, очень актуальная для нашего южного солнечного города. Начался урок бессмертным "Вальсом цветов" Петра Ильича Чайковского. Работая в группах, дети узнавали внешний вид и особенности цветущих растений, выводили их общие и различные свойства.


Красивые легенды о названиях цветов услышали дети, и, конечно, затронули тему того, как велика наша страна - ведь одни и те же растения зацветают у нас в разные месяцы, в зависимости от региона.

Урок русского языка Соколовой Натальи Вячеславовны, учителя начальных классов 81 школы, начался очень необычно.
Не секрет, что на конкурсном уроке нервничают все: и учитель, дающий урок, и дети, и жюри. Наталья Вячеславовна уже в начале урока настроила детей, себя и даже нас, зрителей, на нужный лад. Прежде всего она спросила детей: "Каким должен быть урок русского языка, по вашему мнению?" Удивительно, правда, такой простой вопрос, а я, например, никогда не спрашивала у своих детей об их идеальном уроке. "А каким должны быть вы на таком уроке?", - вот так вопрос, в котором безликое слово "ученик" заменено на слова "вы, ребята" помогло детям понять, какими они хотят быть. И дальше: "А какой должна быть я, чтобы у нас с вами все получилось?" Браво, Наталья Вячеславовна! Искренние детские улыбки стоят очень многого, и мне кажется, поэтому урок прошел так динамично и ярко, что с самых первых минут был задан правильный настрой.
Тема урока: "Глагол". Ребята создавали кластер о глаголе, собирая в него все известные им сведения об этой части речи, оценивали свои знания в начале и в конце урока с помощью лесенки, подбирали синонимы и антонимы к глаголам, составляли предложения, и постоянным рефреном звучала тема 70-летия Победы.



Даже домашнее задание получили ребята разноуровневое - те, кто любят творческую работу, напишут короткое эссе о своих прадедушках или прабабушках, прошедших войну, а остальные выполнят упражнение на повторение из учебника.
А у меня после урока Натальи Вячеславовны родился вопрос: "Как оживить текст?"

Конечно, уважаемые читатели, за кадром остались те ошибки и недоразумения, которые были в уроках учителей-конкурсантов. Досадно только, что многих из них можно было бы избежать, ведь столько было уже сказано - повтор фраз за детьми, слишком тихий или слишком громкий голос, вопросы, требующие односложных ответов, излишняя эмоциональность или наоборот, ее отсутствие, но самое главное - фактическое содержание, научность урока, которые должны быть безукоризненными. 

Фотографии сделаны авторами репортажей.
 Выражаем благодарность Юдиной М. Н. за фотографии
 с урока Соколовой Н. В.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, коллеги!
    Вот уже который год слежу за вашим профессиональным конкурсом. Вашим? Значит, краснодарским.
    С огромным интересном заочно посещаю уроки конкурсантов. Конечно, мне как учителю русского языка и литературы хотелось бы побольше и поглубже вникнуть в уроки коллег-предметников. Но весь рассказ настолько завораживающий, что, думаю, буду обращаться к этой статье ещё не раз.
    "Учитель-исследователь" - звучит гордо. Каждый из нас является тем самым исследователем. И конкурсанты превосходно показали это. Будь то экскурсия по Золотому Кольцу или в мир цветов, будь то разговор о компьютерной грамотности или об окружности - абсолютно все учителя на уроке именно учеников делали исследователями. В этом, на мой взгляд, и заключается главное: не КАК Я УЧИТЕЛЬ могу быть исследователем, а как я учитель ПРЕВРАЩАЮ УЧЕНИКОВ в исследователей.
    Огромное спасибо за репортаж!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Спасибо Вам за внимание к нашему Конкурсу и добрые слова! В своих репортажах мы, члены Совета Ассоциации, постарались отразить наиболее яркие моменты из уроков наших участников. Да, каждый из них старался показать то лучшее, что у него есть, квинтэссенцию своего опыта и знаний, а вот как уже это вылилось в Урок... Поставлю многоточие...
      Очень хочется думать, что наши конкурсанты обогатились, сделали для себя выводы, поняли, как прежде всего делать нельзя, ведь Конкурс - это не только (и не столько) демонстрация себя и своего умения, как возможность вырасти профессионально, стать лучше.

      Удалить
  2. Столько переживаний, столько сил и столько времени! И я совершенно об этом не жалею.

    Из моей анкеты участника конкурса:
    "Принял(а) решение участвовать в конкурсе потому, что...
    Участие в конкурсе поможет мне приобрести профессиональный бесценный опыт, повысить качество обучения учащихся моих классов"

    Получила ли я опыт? Бесценнейший! Повысила ли я качество обучения? Хочу в это верить и не собираюсь останавливаться... Спасибо! Большое, искреннее спасибо...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алия Исмаиловна! Жалеть об участии в конкурсе "Учитель года города Краснодара" Вы никогда не будете, поверьте нам! И те выводы, которые Вы сделали - очень правильные!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!