тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

пятница, 3 апреля 2015 г.

Мастер-класс. Финал - 2015

 Автор репортажа: Коваленко И. В.

Великие, возьмите в подмастерья.
Я соглашусь таить в себе годами
Свои нетерпеливые слова,
Чтобы увидеть жадными глазами
Таинственную сущность мастерства.

В качестве эпиграфа к данной статье я взяла замечательные слова учительницы В.Твороговой.
Именно ими Татьяна Адольфовна Ваховская начала очередное конкурсное задание – проведение мастер-класса по теме «Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту и профессиональному стандарту педагога…».
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умеющий прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Итак, какие они, наши сегодняшние педагоги-мастера?
Первой на сцену поднялась Присяжнюк Екатерина Юрьевна, учитель начальной школы СОШ № 101.
Главной задачей в своей работе она видит реализацию развивающего потенциала обучения. Со своими первоклашками Екатерина Юрьевна стала «пионером» в реализации ФГОС. Обучение через открытие – вот девиз её мастер-класса. В своей работе она активно использует проектную деятельность, технологию развития критического мышления.
Использование приёмов последней технологии Екатерина Юрьевна продемонстрировала на фрагменте урока по окружающему миру по теме «Кожа». Конкурсанты в роли учеников с удовольствием работали в группах. На первом этапе -"Вызов" (ликвидация чистого листа) «ученики» высказывались, отвечая на вопрос "Что я знаю?" по данной проблеме.
Хороший прием, который использовался на данной стадии - это "мозговая атака". На стадии вызова у «ребят» сформировалось представление, чего же они не знают, "Что хотят узнать?". Возникли вопросы: «Почему кожа у людей разного цвета? Как сохранить молодость кожи?»
На втором этапе - "Осмысление" «ученики» под руководством учителя и с помощью своих товарищей отвечали на те вопросы, которые сами поставили перед собой на первой стадии (что хочу знать). Им была предложена работа- чтение с пометками текста (“V” - уже знаю ; “+” - новое; “?” - “хочу узнать подробнее”).
Третий этап - "Рефлексия" (размышление) был ознаменован составлением синквейна, который помогает ещё раз осознать услышанное и открытое на уроке, выразить своё отношение:
Моя кожа
Гладкая и бархатистая,
Дышит и защищает,
Поэтому я должна заботиться о своей коже.

Второй по жеребьёвке показывала свой мастер-класс учитель начальных классов СОШ № 81 Соколова Наталья Вячеславовна. Темой её мастер-класса стала «Проектная деятельность учащихся начальных классов». Проект-план-замысел… Итогом всего этого должно стать получение чего-то нового, возможность получения новых знаний. Наталья Вячеславовна на примере фрагмента урока по литературе «И.А.Крылов. Басня «Ворона и лисица» совместно со своими учениками продемонстрировала работу над ролевым проектом. Занятие по инсценировке басни началось с вопроса: «Какой спектакль можно назвать хорошим?». Ответы были разными: «Спектакль, в котором хорошие декорации и красивые костюмы», «Спектакль с талантливыми актерами», но учитель заострила внимание ребят на следующем ответе: «Когда человек выходит после спектакля и говорит: «Какой хороший спектакль!» Действительно, хороший спектакль должен попасть в сердце человека, затронуть струны души. И начался «мозговой штурм». Ребята вместе с учителем размышляли над тем, как самим создать хороший спектакль. «В басне всего 3 героя, а ребят в нашем классе 20. Что нам делать?»- спросила Наталья Вячеславовна. И её ученики стали выделять в басне второстепенные роли (Бог, сыр, цветочки, дерево и т.д.). Поработали ребята и над глаголами, которые встречаются в басне Крылова. Они подбирали к ним синонимы, обдумывали, как можно это действие показать. Шел процесс подлинного сотворчества учителя и учеников. Были продуманы костюмы ( можно героев одеть в русские народные костюмы, можно сделать их нашими современниками, вручить лисе айпад). А далее всех зрителей ожидал настоящий подарок. Замечательные ученики Натальи Вячеславовны показали гостям мини-спектакль – инсценировку фрагмента басни. На сцене под подобранную ребятами музыку расцветали цветы, порхали бабочки, появлялись и главные герои. Было заметно, что данный вид деятельности не показательное выступление, а работа, которую проводит их учитель систематически. А с каким удовольствием выступали юные актёры! Наталья Вячеславовна пояснила, что и в качестве домашнего задания её ученики получают задание инсценировать любую басню Крылова по заданному алгоритму. Работа проводится в группах, а роль получает каждый ребёнок.

Следующей на сцену поднялась учитель русского языка и литературы гимназии № 82 Чикалова Ольга Игоревна. Все её выступления на конкурсе поражают необычайной глубиной.
На мастер-классе Ольга Игоревна говорила об использовании на уроках игровых форм работы, которые предполагают групповую и проектную деятельность учащихся. Согласно ФГОС, учитель должен побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности. Всё это она продемонстрировала на фрагменте урока по предупреждению ошибок в написании частицы НЕ с глаголом.
Своё занятие Ольга Игоревна начала с инсценировке сказки о дружбе мальчика «Глагола» с девочкой – частицей «НЕ». В конце сказки ребята сделали вывод, что герои играют вместе только в редких, исключительных случаях. Услышанное в сказке, конкурсанты в роли учеников закрепили при работе с кластерами. Потом учитель называла глаголы, а ребята показывали руками слитное или раздельное написание частицы НЕ. Потом началась игра с шариком, но теперь глаголы по теме придумывали сами учащиеся. Работу над упражнением Ольга Игоревна провела тоже в игровой форме. На доску было вывешено волшебное дерево решений. Первый ряд на волшебных яблочках выписывали из упражнения те слова, где частица НЕ пишется отдельно, ребята из второго ряда выписывали слова со слитным написанием. После выполнения работы на волшебном дереве заалели блоки с выписанными словами. На своих уроках Ольга Игоревна не забывает и про метапредметные связи – связь со славянским языком, музыкой, ИЗО и другими предметами.

Четвертой поднялась на сцену Соколова Наталья Александровна , учитель математики лицея № 4.
Свой разговор конкурсантка начала с того, что современные образовательные технологии помогают учителю добиваться больших результатов в своей деятельности. Несмотря на обилие педагогических технологий и приемов, каждый из нас несёт свой багаж, тот, что близок ему. Но у всех учителей цель она – не только научить, но и показать где и как можно добыть новые знания.
На своем мастер-классе Наталья Александровна показала фрагмент урока по теме «Практическое применение касательной к окружности». Из самого названия можно понять, что учитель на своих уроках показывает ребятам, где практически можно применить полученные знания. Вот и сегодня, Наталья Александровна в начале занятия попросила ребят взяться за руки в каждой группе. «Вот так дружно должны все работать сегодня!»- сказала она. А потом спросила, какая фигура получилась в каждой группе. Выяснив, что это окружность, учитель вывела на слайде 3 задачи. Каждая группа принялась за решение своего задания. Первой группе необходимо было найти радиус резьбы гайки (что необходимо в работе автослесаря), второй – построить бассейн круглой формы в треугольном зале так, чтобы окружность касалась стен комнаты (работа дизайнера и строителя), третьей группе надо было найти радиус основания арки. Данные задачи были решены ребятами довольно легко. Способные ученики попались Наталье Александровне! И каждая задача ещё раз показала, насколько необходимы полученные знания в обычной жизни.

Следующей свой мастер-класс представила учитель географии СОШ 78 Гришина Елизавета Андреевна.
С ней мы продолжили знакомство с особенностями уроков с учетом введения ФГОС, но теперь побывали на уроке географии. Елизавета Андреевна познакомила нас с особенностями работы над информационным проектом. Нашему вниманию был представлен краткосрочный проект, рассчитанный на 1 урок. Учитель рассказала о плюсах и минусах данного проекта, после чего перешла к демонстрации на практике. Вместе с Елизаветой Андреевной и с Васко да Гама мы путешествовали по морю вокруг Африки, знакомясь с Индией. Конкурсанты, выступавшие в роли учеников, были разделены на две группы. Первая работала с фрагментом текста о путешествии Васко да Гама, пытаясь разобраться в траектории его маршрута, второй группе необходимо было разгадать загадки и ребусы, чтобы определить основные товары, которыми славится Индия.
После выполнения работы обе группы работали с картой на доске.
Первая – зачитывала текст и отмечала на карте путь, проделанный Васко да Гама.
Вторая группа прикрепляла к карте картинки с изображением товара (золото, шёлк и др). Ожившая карта и стала результатом данного проекта.

Просмотром клипа с песней Валерия Леонтьева «Гиподинамия» начал своё выступление учитель физкультуры СОШ № 35 Бирюков Владимир Геннадиевич.
Он смог встревожить весь зал не на шутку: ведя сидячий образ жизни, проводя много времени за компьютером, мы совсем перестали заботиться о своём здоровье. «Гиподинамия – беда современного общества!» - уверял Владимир Геннадьевич.
Все сидящие в зале с радостью согласились начать борьбу с этой бедой. Несколько конкурсантов поднялись на сцену. И тут… Владимир Геннадьевич как опытный дирижёр заставил двигаться весь зал. Он уверял, что наш шейный отдел, наши лёгкие, наши ноги, наши руки, каждая часть нашего тела благодарны нам за эти движения. А когда мы делали все движения вместе, да ещё глубоко дышали, ликовал весь организм.


При этом конкурсант отметил, что у нас развивались учебные универсальные действия. Предметные – мы узнали новые типы движений, познакомились с группами мышц. Коммуникативные – взаимодействовали так, чтобы никому не помешать и не травмировать. Личностные – что я делаю и для чего, определяли границы. Регулятивные – управляли своей деятельностью, контролировали нагрузку. Владимир Геннадьевич рассказал, что на уроках физкультуры в соответствии с ФГОС он выстраивает индивидуальную образовательную траекторию с опорой на особенности развития каждого учащегося, дифференцируя нагрузку. Главное, чтобы в конце каждый ученик почувствовал себя успешным.

Довольно необычно начался мастер-класс учителя математики МБОУ гимназии № 92 Шурубовой Лидии Павловны.
На слайдах появлялись здания, различный интерьер жилых комнат. Конкурсанты, выступавшие в роли учеников, сразу догадались, что речь пойдёт о ремонте. А что общего между математикой и ремонтом, пояснила Лидия Павловна: будет ли делать ремонт бригада мастеров, либо решим справляться своими силами, необходим точный расчет.
На сцене открылась «Школа ремонта».
Лидия Павловна разбила учащихся на 3 группы. Каждая группа получила своё задание.
Первой группе необходимо было рассчитать стоимость ремонта пола, включая выбор и закупку необходимых материалов, второй группе – потолок, а третьей – стены. И закипела работа. Учащиеся что-то обсуждали, спорили, считали. Перед каждой группой лежали критерии оценивания работы группы: правильность расчетов, правильность вывода, наличие практических рекомендаций, возможность использования рекомендаций в практической жизни и оригинальность представления выполненной работы.
И вот долгожданная защита. Кроме точного расчета и экономии средств, каждая группа ещё учитывала и экологическую безопасность выбранного материала. На данном мастер-классе очень ярко был представлен практико-ориентированный подход в обучении.

Учитель английского языка СОШ № 6 Викентьева Елена Алексеевна показала реализацию ФГОС во внеурочной деятельности. Основным вопросом своей педагогической деятельности конкурсантка видит, каким вырастит современное поколение школьников, будет ли у них сформирован патриотизм. Елена Алексеевна показала фрагмент работы над проектом «Книга памяти». Со своими учениками учитель провела кропотливый труд. Ребята собирали сведения о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Такая работа помогает нашим ученикам не забывать свои корни, историю Отечества, а главное, помнить, что война – страшное зло. На своем мастер-классе Елена Алексеевна показала, как в поисковой работе её ученикам помог сайт «Подвиг народа». Тут же, в режиме он-лайн, они собрали сведения о прадедушке одной из учениц – Соколове Иване Ивановиче. Работа над книгой была закончена. Все полученные и оформленные в виде страниц сведения были скреплены в одну книгу. Разве можно недооценивать значимость такой работы?

Учитель биологии гимназии № 33 Костяева Татьяна Ивановна подняла тему личностно-ориентированного подхода к обучению. Она привела слова древнегреческого философа Протагора: «Мера всех вещей – человек». Поэтому так важно учитывать индивидуальные особенности учащихся на каждом уроке. Татьяна Ивановна рассказала об особенностях восприятия материала у аудиалов, визуалов и кинестетиков, рассказала, что за несколько минут до урока можно провести небольшой тест на проверку доминирующей сенсорной системы. А потом, разделив ребят на группы. Стала демонстрировать данные приемы работы на практике. Она рассказала, как запомнить строение клетки при помощи обычного воздушного шарика, как запомнить такие понятия из биологии как митоз ( с опорой на семью), нейро-гумаральная регуляция (вспоминая про первых лиц нашего государства)… Раздав группам пластиковые стаканы (желудки), разовые ножи, вилки, она показала особенности естественного отбора: выживает не сильнейший, а более приспособленный. Позаботилась Татьяна Ивановна и о разгрузке внешних видов сенсорных систем, проведя с нами зарядку.
Последней демонстрировала мастер-класс Помыткина Екатерина Викторовна, учитель технологии СОШ № 71.
Конкурсантка познакомила всех с технологией рисования шерстью. Разбив конкурсантов, выступавших в роли ребят, на группы, она раздала всем технологические карты проекта. Вооружившись рамками, фоном, сундучками с шерстью и клеем, ребята принялись за дело. И вот, на наших глазах, появились замечательнее картины луга с алыми маками, желтыми одуванчиками, синими васильками. Запахло в актовом зале весной!
На этом мастер-класс не закончился.
Екатерина Викторовна рассказала, что ее ученики, узнав на какой конкурс идёт учитель. Познакомились с блогом и заинтересовались эмблемой конкурса с изображением пеликана. Тогда учителю пришла замечательная мысль – провести проект «Пеликан».
Вначале ребята занялись поисковой деятельностью – работали с библиотекой, знакомились с легендой об этой птице. Затем, разбившись на три группы, выбрали технику выполнения работы.
Первая группа работала с модульным оригами, вторая – с витражами, а третья – с шерстью . После окончания работ, был проведен конкурс.
А картина, выполненная в технике «Рисование шерстью» - точная копия эмблемы конкурса – была подарена Ассоциации участников конкурса Учитель года города Краснодара. Екатерина Викторовна, спасибо Вам и Вашим замечательным ребятам за этот подарок!
Он по праву займёт своё место в музее Ассоциации.
 Вот так прошло это конкурсное задание.
Почерпнула ли я что-то для себя, будучи учителем начальных классов? Почерпнула! Причем, немало.
Всё ли задуманное удалось конкурсантам? Конечно, не всё. Но разве ошибки и неудачи не заставляют нас двигаться дальше?
Хочется пожелать участникам конкурса дальнейших побед, дальнейшего движения, дальнейшего полёта.
И помните, вы теперь тоже, из большой Пеликаньей стаи, где все готовы придти друг другу на помощь.
Удачи на нелёгком педагогическом поприще!
Автор репортажа Коваленко И. В.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Вячеславовна! Спасибо за возможность побывать на мастер-классах конкурсантов. Необыкновенно величественный Пеликан на картине Екатерины Викторовны!
    А зарядку по утрам теперь будем с сыновьями делать под видеоролик Владимира Геннадьевича!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Анна Анатольевна. Действительно, незабываемые ощущения после конкурса. А видеоролик с фрагментом мастер-класса Владимира Геннадьевича сегодня смотрели на перемене с моими учениками. Они с таким удовольствием выполняли все движения! Думаю, мы победим гиподинамию!

    ОтветитьУдалить
  3. Обаяние Владимира Геннадиевича передается даже через экран компьютера. Строчки из песни В.Леонтьева поются маленьким язычком бесконтрольно. Мастерство, глубина, харизма - залог, на мой взгляд, успешного выступления.
    Также обращаюсь мысленно и к выступлениям финала Екатерины Викторовны Помыткиной - искренность и мягкость, сострадание и неподдельное желание разобраться в учебных задачах, в сути конкурсных испытаний.
    Желаю всем участникам Конкурса не останавливаться на достигнутом, идти вперед не смотря ни на что, и помнить, что "тот учитель, кто непрестанно учится у Учителя учителей с кафедры на небесах.." (цитата из репортажа Блога Ю.В. Захаровой и И.В. Коваленко).

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, уважаемая Ирина Вячеславовна, коллеги! Спасибо Вам за репортаж. Поддержу Наталью Александровну и добавлю, что очень часто бываю гостем в блоге Помыткиной Екатерины Викторовны, перечитываю заметки на его страницах, мастер-классы по изготовлению различных изделий.

    ОтветитьУдалить
  5. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Да, у Екатерины Викторовны есть что почерпнуть. А мне хочется отметить мастер-класс Натальи Вячеславовны Соколовой. Она была удивительной на этом конкурсе: её эмоциональность, голос, живость во всём. А какие прекрасные у неё ученики! Они с такой лёгкостью и радостью выступали перед нами. Настоящие артисты! Хочется пожелать всем дальнейших успехов и побед.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда главным на Уроке становится ребенок, учитываются его особенности и возможности, все происходит для него и о нем, не перерастает в поддавки, согласовано с научным подходом - это Победа Учителя. Мастер-класс Натальи Вячеславовны тому пример.

      Удалить
  6. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Мастер-класс Владимира Геннадьевича удивил своей простотой и возможностью повторить его в любой момент - и на уроке, и в обычной жизни. Мы действительно забываем двигаться, на уроках требуем от детей 40-минутного неподвижного сидения, не следим, сколько времени сами сидим сиднем в одной неудобной позе. А потом - головная боль, остеохондроз и все сопутствующее...
    Еще хочется отметить мастер-класс Соколовой Натальи Вячеславовны! За кажущейся легкостью выступления детей лежит каждодневный колоссальный труд учителя. Отметить каждого ребенка, учить детей обращать внимание на каждое слово в тексте, раскрыть их таланты - это здорово!

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный8 янв. 2016 г., 1:20:00

    Здравствуйте, готовлюсь к УГ- 2016. Спасибо, что и мне получилось побывать на мастер классах конкурсантов прошлого года. Благодаря этому блогу- теперь я имею представление о том как это все будет происходить. Спасибо!
    С уважением Таус Б.А.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!