Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

пятница, 3 апреля 2015 г.

Родительское собрание. Финал - 2015

Наступил третий день конкурсных испытаний.

IV тур, который носит название "Учитель-профессионал - Педагог и Психолог". Это уже финал, куда попадает только 10 участников.

И вот, последнее задание третьего дня Конкурса - "Родительское собрание".
Родительское собрание в реальной учительской жизни - одно из самых сложных испытаний. "С детьми я справлюсь, справиться бы с родителями!", - бытует поговорка в учительской среде. Одни учителя говорят, что родительское собрание изжило себя, что родители игнорируют такие встречи, поэтому их следует упразднить, или собираться только "по делу". Другие - вводят в свою работу новые технологии, проводя родительские собрания он-лайн (такая тема обсуждалась на страницах нашего Блога).
Но все-таки, традиционные встречи раз в четверть никуда не делись, и каким же должно быть родительское собрание, чтобы родители не являлись на нем просто пассивными слушателями, чтобы они имели возможность размышлять и на собрании, и после?
Участники Волны-2015 пытались ответить на эти вопросы сегодня.
Роль родителей на конкурсных собраниях играют мамы-Пеликаны, имеющие детей школьного возраста, но сегодня наш устоявшийся женский коллектив разбавили четверо пап, реальные родители реальных учеников 78 школы.
 Все темы, родительских собраний в 2015 году можно посмотреть здесь, но нашим участникам были предложены следующие:
 И первой провести родительское собрание вышла Соколова Наталья Вячеславовна и родители начальной школы. 
 Тема собрания "Какие ошибки в воспитании детей недопустимы?"

Вместе с учителем родители соглашались или отрицали высказывания, аргументируя свои ответы. Наталья Вячеславовна познакомила родителей со стилями воспитания - авторитарным, попустительским, состязательным, обсудила их недостатки. Воспитывая характер, говорила конкурсантка, мы влияем на судьбу ребенка, поэтому ошибки в воспитании - недопустимы. Жаль, что учитель ограничивалась общими фразами, ведь так хотелось услышать, что именно считается недопустимым...

Присяжнюк Екатерина Юрьевна, учитель начальных классов, начала собрание с красивой притчи о том, что дети подобны виноградной лозе, которая требует и ласки, и внимания, и ухода. Воспитание - это процесс, пример, тайно организованная деятельность - подбирали родители синонимы по просьбе учителя.
Какие ошибки в воспитании недопустимы? Что лежит в основе застенчивости, обиды, страхов ребенка? Родители с удовольствием принимали участие в дискуссии, пытаясь сообща с учителем решить проблему.

Дом, в котором мы живем. Как его воспринимают дети?
Костяева Татьяна Ивановна, учитель биологии 33 школы, проводила собрание с родителями восьмиклассников. Дети-подростки взрослеют, и потребность общения с родителями у них снижается по сравнению с общением с родителями. Так ли это, задавала учитель вопрос. Оказалось, что по результатам анкетирования, проводимого в классе, в семьях у детей преобладает формальное общение - вопросы об учебе, о проблемах с отметками, но детям хочется неформального общения с родителями, разговоров с ними по душам, не меньше, чем со сверстниками. Оказалось, что вечера проходят в семьях однообразно - родители за телевизором, ребенок - за уроками (!). Полное доверие? Это как посмотреть! В итоге родители получили рекомендации от учителя, как общаться с ребенком, и самая главная среди них: "Слушайте и услышьте!"

Эту же тему, но в 6-ом классе, раскрывала Помыткина Екатерина Викторовна. Собрание она начала с того, что предложила одному из родителей вести протокол! Екатерина Викторовна говорила о том, что возрастные особенности связаны с наступлением взрослости, когда ребят больше привлекает улица, теряется связь между поколениями.

Родители высказывались о том, что у них ассоциируется со словом "дом", а потом сравнивали свои ответы с ответами детей. В ходе беседы выяснилось, что родители и дети возвращаются домой с разными эмоциями, и участники собрания вместе пытались понять - почему, и выработать такие правила взаимоотношений, чтобы в доме было всем приятно и комфортно. А в конце собрания Екатерина Викторовна раздала родителям открытки, сделанные детьми, и предложила один из семейных вечеров посвятить совместному творчеству и подписать их.

Викентьева Елена Алексеевна, учитель английского языка 6 школы, проводила собрание с родителями 6 класса. Создав позитивную обстановку уже с самого начала, конкурсантка предложила родителям послушать песню "Родительский дом". Что приходит в голову родителям, когда они слышат это словосочетание: "родительский дом"? Это и запах свежестиранного белья, и запах хлеба, бабушкины пирожки, чесночные булочки, сено... Каждый родитель погрузился в воспоминания... А дети в классе на это же словосочетание отреагировали словами - воскресный ужин, мамин сериал, и даже родной 5 "Б"! Родители выслушали приведенные высказывания детей о том, как бы вели себя дети, будучи родителями. Фраза: "А я бы сказал своему ребенку, что люблю тебя таким, какой ты есть!" заставила всех задуматься...
В нашем доме, говорила Елена Алексеевна, есть крепкий фундамент, стены и крыша, а дети - это окошки в наше будущее, поэтому надо дарить им любовь!


Соколова Наталья Александровна на собрании с родителями шестиклассников тоже обсуждала, как создать такую обстановку дома, чтобы ребенок хотел туда возвращаться в любом настроении. В итоге дискуссия переросла в слова о том, как и школу сделать такой же уютной для ребенка, как родной дом.

Гришина Елизавета Андреевна рассуждала с родителями о том, как важен в воспитании пример взрослого. Каким он должен быть, чтобы ребенок хотел походить на  своих родных? Доброта, порядочность, стойкость - называли родители качества родных людей, оказавших на них влияние...
Перечислять можно долго. Учителю удалось вызвать отцов на диалог, всем хотелось высказаться. "Мы перестали контролировать свои действия и поступки, возвращаясь домой. Хорошо ли это?" В конце собрания родители попытались составить правила взаимоотношений дома, в котором живет их ребенок.

Бирюков Владимир Геннадиевич начал собрание с родителями восьмиклассников с конкретных примеров и ситуаций, которые подлежали немедленному решению. Закон №1539 по Краснодарскому краю, который обязаны соблюдать дети и контролировать его выполнение родители... Кто виноват и что делать, если дети находятся на улице после 22.00. В конце собрания мы услышали письмо сына своему отцу... Грустное письмо о том, как часто за своими проблемами и делами взрослые забывают о том, что рядом - маленькое существо, которому нужно совсем немного - ласка и чуть-чуть внимания. Забывают, а потом удивляются грубости и равнодушию со стороны детей. Ведь если в семье есть любовь - все можно преодолеть!

Чикалова Ольга Игоревна собрание с родителями детей-шестиклассников тоже начала с песни "Родительский дом". "Значимость дома не меняется со временем, а вы, родители, тоже ведь дети, что для вас - родительский дом?", - спросила она. Родители пришли ко мнению, что родительский дом - это комфорт и защищенность. И прозвучал вопрос: "А нашим детям в доме комфортно?", и потом - рисуночные тесты детей о том, что такое - дом? Оказалось, что только двое детей в классе нарисовали не просто дом, а себя и своих родных в этом доме. Как же так? Родители были в недоумении. Они ведь столько всего делают для детей, а тепла и комфорта для детей в их домах мало? Бурная была дискуссия. Одинокому ребенку комфортно не бывает, согласились все в итоге. Оказалось, что мы, родители, столько делаем для наших детей, а они просто хотят, чтобы мама и папа были рядом. Какие опасности подстерегают ребенка, лишенного семейного тепла и взаимопонимания с родными? "Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит ему, он сделает своим домом улицу", - предостерегала родителей Ольга Игоревна.
Совместный поход, качество общения между членами семьи, любовь - вот то, что сделает дом комфортным и уютным для ребенка.


Шурубова Лидия Павловна проводила собрание с родителями десятиклассников, и тема звучала так: "Информационная культура семьи". Надо ли говорить детям о проблемах взрослых, или стоит утаить от них невеселую сторону жизни? Как и что говорить своему взрослому сыну или дочери? Когда психологически ребенку тяжелее - когда он знает правду или когда он ее, против своей воли, узнает от чужих. Предстоящий развод родителей, правда об усыновлении, появление второго ребенка, финансовые проблемы...
Родители на собрании пришли к заключению, что правду все-таки надо дозировать, а самое главное - если ребенок не участвует в решении семейных проблем, он никогда не придет к родителям со своими бедами... Вот это страшно!

Закончился еще один этап Конкурса!
Конкурсанты сделали свои выводы, обдумали (сколько еще раз они будут это делать!) свои выступления, мысленно корректируя и проводя самоанализ. "Эх, вернуть бы все назад!", - уверенна, думали некоторые из них. Ну что ж, для этого и приходят педагоги в такой серьезный Конкурс - чтобы научиться, чтобы стать лучше, чтобы подняться на еще одну ступенька Мастерства!

Как вы думаете, что еще, помимо колоссальной подготовительной работы самих конкурсантов задолго до начала Конкурса, делает их жизнь в эти четыре дня уютной и удобной? Правильно - организация самого Конкурса.
Я уже говорила, что отличительная черта конкурса "Учитель года города Краснодара" - его строго выдержанный регламент. Время - это самое дорогое, чем может распоряжаться человек по своему праву и выбору, и Конкурс учит этому с первой до последней минуты!
Но... еще одна организационная составляющая - бытовая.
И больше всех в школе за представителей всех номинаций переживал директор - Андросов Владислав Яковлевич.
Конкурсанты от всей души поблагодарили Владислава Яковлевича за гостеприимство, за "плацдарм", где им пришлось выдержать столько испытаний, за удивительных учеников - умных и искренних, за родителей - неравнодушных и активных, за коллектив, готовых исполнить любую просьбу! На одном из конкурсных уроков - технологии - дети создавали куклу-оберег. Эту куклу, вместе со словами искренней признательности, участники волны-2015 вручили Владиславу Яковлевичу. Пусть она оберегает школу и будет памятью об этих трудных, но таких замечательных днях. А книга - трехтомник мудрых мыслей - пусть будет возможностью отдохнуть от суеты и служить напоминанием, что может сделать Учитель.

Выражаю благодарность Казанцевой Л. П. 
за предоставленные фотографии!

2 комментария:

  1. Добрый вечер, уважаемая Эльвира Ульфатовна! Мне хочется выразить искренние слова благодарности папам 78 школы и мамам - краснодарским Пеликанам. Им удалось сделать родительские собрания выразительными и запоминающимися. Сердечную благодарность выражаю директору СОШ № 78 Владиславу Яковлевичу Андросову за доброжелательную атмосферу, которой коллектив школы окружил участников и организаторов Конкурса.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, уважаемая Эльвира Ульфатовна, коллеги. Вспоминается тёплая атмосфера на родительских собраниях наших конкурсантов. Они достойно выдержали взбалмошных родителей. Папы 78-й школы вошли в такой азарт,что готовы были пробыть на сцене ещё 10 собраний. Думаю, нам надо занести их в резерв для конкурса 2016-го года.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!