Внимание!


.

пятница, 3 апреля 2015 г.

Пресс-конференция. Суперфинал - 2015

Авторы репортажа:
Захарова Юлия  Владимировна,
Коваленко Ирина Вячеславовна

Учитель! 
Носителем всего передового 
Он был во все земные времена 
И не растратил свойства такового – 
В его познаньях та же глубина, 
Всё тот же взор и тот же ум пытливый, 
Всё та же неподкупная любовь. 
Вот и подошел к своему логическому завершению конкурс "Учитель года города Краснодара-2015". Кто из пятерки суперфиналистов станет обладателем достойного звания победителя, мы узнаем после двух конкурсных заданий суперфинала – Пресс-конференции и Нобелевской лекции. Татьяна Адольфовна Ваховская, Ответственный секретарь Оргкомитета конкурса "Учитель года города Краснодара", объявляет пятерку суперфиналистов.
Вот их имена в соответствии с рейтинговой оценкой – от наименьшего балла к наибольшему:
Гришина Елизавета Андреевна, учитель географии СОШ №78; 
Костяева Татьяна Ивановна, учитель биологии СОШ №33; 
Шурубова Лидия Павловна, учитель математики гимназии №92; 
Чикалова Ольга Игоревна, учитель русского и литературы гимназии № 82; 
Бирюков Владимир Геннадиевич, учитель физической культуры СОШ №35.
Итак, Пресс-конференция. В ходе этого конкурсного задания конкурсантам, вышедшим в суперфинал, предстояло ответить на семь проблемных вопросов, дать педагогический комментарий, продемонстрировать не только свой «пытливый ум», но и знания ФЗ об образовании, профессионального стандарта педагога. Сегодня впервые в истории Конкурса в Пресс-конференции принимают участие не только суперфиналисты, но и победители последних лет Конкурса:
Копылов Владимир Андреевич, учитель года города Краснодара – 2012, 
Степанова Наталия Львовна, учитель года города Краснодара – 2014 

Пресс-конференция, на мой взгляд, самое сложное задание Конкурса. Невольно вспоминается прошлый год, когда ты перед всем залом и педагогической общественностью отвечал на вопросы этого конкурсного задания, а потом еще очень долго анализировал каждое слово, сказанное со сцены. Сегодня нам, Захаровой Ю.В. и Коваленко И.В., хочется, чтобы наши ответы на вопросы нынешней пресс-конференции тоже были услышаны. Позволите? 
Вопрос №1
Бирюков Владимир Геннадиевич считает, что основная беда современности – малоподвижный образ жизни. Шурубова Лидия Павловна – равнодушие. Елизавета Андреевна основной бедой современности назвала незнание своего прошлого. Татьяна Ивановна говорит о равнодушии и пассивности учителей и призывает идти вперед. Ольга Игоревна уверена, что основная беда современности - это отсутствие искренности и честности.
Наталия Львовна считает, что «при всей открытости пространства человек пытается закрыться от него. А самое страшное, что это делают не только ученики, но и учителя». Для Владимира Андреевича – это «остывание страсти к познанию у учителей».

Мы же с Ириной Вячеславовной считаем, что нет ничего страшнее полуобразованности. А.С. Пушкин в официальной записке «О народном воспитании», писал про «пагубную роскошь полузнаний… коих начало есть порча нравов, а конец – погибель». «Полуобразованность» – как диагноз - вовсе не касается количества знаний, она характеризует качество уже полученных, далёких от национальной культуры вопросов нравственности, традиций. Только полуобразованные не боятся предпринимать безответственные политические действия, насильственно подавляя «малообразованных» или «слишком образованных». Вот почему так своевременен новый ФЗ об образовании, введение ФГОС.

Вопрос №2
Елизавета Андреевна считает, что скорее ДА, чем НЕТ. «Основной подход в обучении детей – это воспитание». Для нее важно, чтобы мы достучались до своих детей. А вот Ольга Игоревна возражает: она уверена, что мы работаем словом, за которым стоит Дело. Лидия Павловна говорит о том, что профессиональный стандарт педагога поворачивает нас, учителей, лицом к делу. «Слово педагога должно побудить ребенка оставить след на этой земле». По мнению Татьяны Ивановны, «слово учителя расходится с практической деятельностью». Владимир Геннадиевич утверждает, что «образовательный стандарт требует от нас компетентностного подхода и реализаций компетенций».

Владимир Андреевич считает, что «учителя делают много, а воспитать гражданина можно и словом. Для Наталии Львовны учителя сделали недостаточно для того, чтобы люди понимали: «Мы действительно занимаемся не просто делом, а Делом с большой буквы».

Мы же считаем, что введение в школах ФГОС подразумевает деятельностный подход в образовании. Мы, учителя нашей новой школы, уже не только говорим, мы побуждаем ребят к самостоятельным поискам нужных знаний, включая в учебную и внеурочную деятельность проектную и исследовательскую работу. 

Вопрос №3 
Примером Великой идеи урока для Ольги Игоревны стал урок учителя литературы по рассказу Чехова «Спать хочется». Татьяну Ивановну вдохновляют идеи Анатолия Валентиновича Пименова. Примером для Лидии Павловны стал урок Федоровой Галины Константиновны, учителя математики школы №48, на котором работали все 42 человека. Владимир Геннадиевич, блеснув латынью, пояснил: человеку свойственно ошибаться. Поэтому иногда нужно дать ребенку право на небольшую ошибку, на опыте которой предостережет его от более серьезных проблем. Великим примером урока для Елизаветы Андреевны стали лица учителей – участников конкурса «Учитель года города Краснодар – 2008».

Для Наталии Львовны Великая идея урока заключена в словах: «Учитель не должен ждать благодарности за свой труд, ведь как только он начинает делать это, то умирает как учитель». Примером для Владимира Андреевича стало его собственное отражение в зеркале при репетиции первого в его жизни урока в качестве учителя. Указывая пальцем в зеркало словно на ребенка, тремя он указывал на себя. Значит, учитель в три раза больше должен соответствовать всем требованиям.

Мы же много лет назад, познакомившись с работами И. В. Якиманской. А. В. Хуторского, мнением Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», открыли для себя личностно-ориентированное обучение. В основе его заложено воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Эти знания позволяют делать каждого ученика успешным. 

Вопрос №4
Лидия Павловна верит, что мы, учителя, на правильном пути, двигаемся вперед, к новым открытиям и знаниям. Владимир Геннадиевич утверждает: «Все, что давно придумано, нужно модернизировать и адаптировать к вновь меняющемся условиям, опираясь на базу прошлого». Солидарна с ним и Татьяна Ивановна, ответившая словами Конфуция: «Достигая новое, необходимо лелеять старое». Елизавета Андреевна считает, что важно соединить революцию и консерватизм, чтобы добиться лучшего результата. Ольга Игоревна думает, что зачастую революционное является традиционным, просто меняется название приемов и методов.

Владимир Андреевич с этой цитатой не согласился, потому что период революции всегда очень тяжелый, и, находясь в условиях постоянной революции, учитель рано или поздно устанет».

Позвольте сказать и нам. В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований. Наше образование всегда ценилось во всем мире. Вот почему так много ученых умов трудится во благо зарубежных стран. Это доказывает, что у нашего российского образования прочный фундамент. Просто слишком давно в здании не было ремонта. Вот он и начался. В духе современности, порой с революционным настроем. 

Вопрос №5 

Татьяна Ивановна на этот вопрос ответила словами Шаталова: «Необучаемых детей не бывает, бывают непрофессиональные учителя». Владимир Геннадиевич считает, что детей нужно больше социализировать, чтобы они были приспособлены к жизни, развивать потребность идти дальше и приучает к этому школа. Ольга Игоревна говорит, что если это единичный случай, то тогда она не согласна, что школа не настоящая. По личному убеждению Елизаветы Андреевны, «настоящая школа – это не только та школа, в которой ты получил знания, это школа, где ты обрел воспитание». Лидия Павловна за 24 года не встретила ни одного ребенка, у которого не было бы любимого предмета.

Владимир Андреевич разделил этот вопрос на две части. Он считает, что «успешность на законодательном уровне регулируется ЕГЭ. Прошел ребенок порог успешности – он успешен, не прошел – вопрос к школе. А если ребенок не прошел порог успешности, значит, учитель не смог ему привить любовь к предмету. А если учитель не смог этого сделать, значит, он работает неправильно, и значит - школа не настоящая». Наталия Львовна полностью согласна. Успех в школе достигается трудом учителя, который должен стремиться трудное сделать легким.

Уважаемые коллеги! Центральной фигурой в образовании является УЧИТЕЛЬ. От него зависит успешность ученика. А вовсе не от стен школы. Если учитель знаком с психолого-педагогической характеристикой своего класса, с личностно-ориентированным обучением, он в каждом ребенке найдёт то зерно, которое даст успешный росток. И ещё. Задача учителя – научить детей учиться. В другом случае, может, стоит задуматься о профессиональной компетентности? 

Вопрос №6 

Лидия Павловна считает, что образование должно видеть берега. Татьяна Ивановна утверждает, что двигаясь вперед, нужно оглядываться назад». Владимир Геннадиевич заявил: «Если бы Колумб боялся отплыть от берега, он никогда не открыл бы Америку. Надо идти вперед за новыми знаниями. Он знает точно: впереди интереснее, поэтому это высказывание применимо в образовании. Ольга Игоревна боится плавать далеко, поэтому привела сравнение с цветком. «Надо плыть, надо расти, но берег видеть». «Создание нового – это определенные риски, но при успешном результате эти риски оправдываются. И мы это сегодня доказали!», заявляет Елизавета Андреевна.

Наталия Львовна так комментирует это высказывание: «Нужно всегда видеть ориентир. А это для нас профессиональный стандарт педагога. И если следовать этому Стандарту, то можно смело терять из вида берег». Владимир Андреевич считает, что мы не можем открывать новые горизонты, пока не наберемся мужества потерять из вида землю. Пока мы не поднимемся, не достигнем новых высот, не посмотрим на собственный опыт с высоты птичьего полета, мы не сможем быть учителем-революционером. Но нужно и оставлять на земле учителей консерваторов, чтоб было куда возвращаться.

Выслушав внимательно всех конкурсантов, Татьяна Адольфовна сказала, что если бы на этот вопрос довелось отвечать Патриарху Кириллу, он ответил бы так: «Самая большая беда нас сегодняшняя, что мы стелемся по земле, и не воспаряем».

Мы же считаем, что каждый педагог, приходя в школу, имеет какой-то багаж знаний. Свой берег. Но плох тот педагог, который считает этот багаж достаточным. Который боится перемен и не стремится к новым знаниям. Учитель – эта та профессия, где учиться надо не на всю жизнь, а на протяжении всей жизни. Так что вперед, дорогие мои Васко да Гама, к новым открытиям!

Вопрос №7 

Татьяна Ивановна рассказала о своем ученике, которого она обнимает в трудные для него моменты. И эти тепло и ласка очень помогают ребенку. Владимир Геннадиевич считает, что профессиональными обнимальщиками являются родители. Елизавета Геннадьевна, Ольга Игоревна и Лидия Павловна против подобных нововведений, поскольку в нашей стране душевность в крови, она заложена в национальной особенности нашего народа.

Наталия Львовна считает, что это уже введено в России, когда детей воспитывают няни и уделяют им больше времени, чем родители. Владимир Андреевич полностью согласен с Наталией Львовной.

Знаете, о чём задумались мы? Не являемся ли мы, учителя, для своих учеников профессиональными обнимальщиками? Являемся. И это зачастую не потому, что родители наших учеников неудачные. Нет. Просто время такое. Поколение такое. Когда приходится работать и отцу, и матери. Ведь мы по себе знаем, в каком состоянии порой мы приходим домой, как сидим до утра с бумагами. Сильно ли нам до «обнимашек»? В Федеральном Законе об образовании записано, что родитель и учитель – полноправные участники образовательного процесса. Мы, как учителя, стараемся почаще привлекать родителей к совместным делам с ребятами. Не всегда получается. А психологи считают, что каждому ребенку для нормального развития необходимо каждый день 15 минутных объятий и ласки. Я за то, чтобы при необходимости детей воспитывали няни. Вспомните наши дворянские семьи. Да и у Александра Сергеевича Пушкина была няня. Она заполняла его душевную пустоту, воспитывала в нем нежность, она привила страсть к сказкам. Если ребенку не хватает тепла, если у родителей нет времени (разве можно их винить в том, что им надо прокормить детей и поднять на ноги?), наемная няня способна спасти детскую душу и уберечь от беды. 

Вот и исчерпаны вопросы пресс-конференции. Все пять суперфиналистов дали свои ответы. Спасибо нашим большим пеликанам за сотворчество. Мне кажется, их присутствие в конкурсе помогало конкурсантам, было своеобразной поддержкой. А закончить статью нам хочется выдержкой из Приветствия митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира к участникам городского педагогического совета: «Учитель - это человек, передающий молодому поколению не только знания, но и жизненный опыт, нравственные ценности, ориентиры, мудрость предыдущих веков и поколений. Это звание имеет высочайшее духовно-нравственное достоинство. Ибо Учителем с большой буквы мы именуем Господа нашего Иисуса Христа Спасителя мира, Небесного Учителя земных учителей. Константин Дмитриевич Ушинский патриарх русской педагогики говорил: Тот учитель, кто непрестанно учится у Учителя учителей с кафедры на небесах...»

3 комментария:

  1. ....
    После Ваших ответов, Ирина Вячеславовна и Юлия Владимировна, беру паузу. Вот они потрясения!...

    Разберу ответы на цитаты: "только полуобразованные не боятся предпринимать безответственные политические действия, насильственно подавляя «малообразованных» или «слишком образованных», "Учитель – эта та профессия, где учиться надо не на всю жизнь, а на протяжении всей жизни", "Тот учитель, кто непрестанно учится у Учителя учителей с кафедры на небесах.."!!! и буду перечитывать вопросы пресс-конференции, приближаясь к педагогическим открытиям!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, уважаемая Наталья Александровна! Спасибо за Ваш отзыв. Вопросы актуальные, очень хотелось поразмышлять на заданные темы. Не удержались... Невольно вспоминались курсы Татьяны Адольфовны, рождественские встречи. А ещё, я вспомнила своё первое участие в конкурсе в 2008 году. Пресс-конференция. Сказать, что волновалась- просто промолчать. В голове был туман, вопрос звучал словно сквозь сон. Как я была тогда зелена, не готова к конкурсу! Но это был такой урок! Это был такой толчок к движению вперёд! Я стала иной. Надеюсь, что и для нынешних участников конкурс станет началом новой эпохи в профессиональной деятельности.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ирина Вячеславовна и Юлия Владимировна! Спасибо Вам за еще одну возможность вспомнить, прожить, примерить на себя вопросы самого сложного этапа Конкурса - пресс-конференции. Каждый, кто присутствует на ней, "маленьким язычком" проговаривает свои ответы, мысленно споря или соглашаясь...

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!