Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 1 ноября 2015 г.

И вновь о системе оценивания

Здравствуйте, уважаемые читатели Блога Ассоциации!
В предпоследний день учебной четверти на базе гимназии № 25 прошёл семинар «Система оценки достижения планируемых результатов» с участием методиста ФНМЦ им. Л.В. Занкова Натальи Владимировны Селюниной . 
Разговор шёл об изменениях, которые претерпевает система оценивания в связи с введением ФГОС.

Все ли учителя принимают эти нововведения? Если говорить о готовности учителя к реализации ФГОС, то на пятом году этого процесса наблюдается 100% информационная готовность, владение приемами (инструментарием) - около 75%, а вот мотивационная готовность (внутреннее принятие) остается в пределах 25-30%. В этот промежуток попадают и новые оценочные процедуры.
При переходе из класса в класс и на следующую ступень обучения учитель предъявляет к ученику четыре процедуры оценивания: портфолио, мониторинг УУД, предметные контрольные работы и комплексные контрольные работы. И говоря о структуре портфолио, стоит отметить, что для него как для накопленной оценки, важна не столько папка с грамотами и работами, которые ребенок сам туда вложил (это крайне необходимо в плане работы над социализацией), сколько документы, которые собирает учитель. В нем могут быть данные, которые не лежат в открытом доступе для ребенка (результаты социометрического исследования, анкетирования родителей, и т.п.)
Мониторинг УУД начинается от стартовой диагностики в 1 классе и продолжается через мониторинг УУД в конце каждого класса. При этом, главный вопрос при создании контрольно-измерительных материалов состоит не в том, чтобы найти качественные задания (их много), а в том чтобы снять противоречия и разночтения в их проверке и оценке.
Новый Стандарт говорит об уровне необходимом и достаточном для продолжения образования дальше - базовом уровне знаний, который позволит ребенку идти благополучно в следующий класс, на следующую ступень обучения. "Именно на его проверку рассчитаны все контрольно-измерительные материалы итоговой оценки, и мы должны перестать считать человека, который учится на базовом уровне, неудачником и недоучкой..." - сказала Наталья Владимировна.
С другой стороны, говоря об индивидуализации, учителю необходимо в той же степени обратить внимание и на тех детей, которые учатся выше/ниже базового уровня.
Ученики с абсолютной одарённостью встречаются приблизительно в соотношении один на сто человек, и они не могут быть критерием, применимым к оцениванию остальных детей.
Именно поэтому нужно перестать воспринимать базовый уровень как нечто негативное. Базовый уровень - это тот старт, с которого ребенок отправляется в интересующую его специализацию.
Во время семинара прозвучали реплики педагогов о том, что их работа всегда была направлена на результат, и существовавшие нормы оценки позволяли держать качество обучения на высоком уровне. Наталья Владимировна подчеркнула, что нельзя "притягивать" в новые Стандарты старые оценочные процедуры. Например, нельзя оценивать читательскую компетенцию ребенка с помощью проверки техники чтения с секундомером в руках. Числовым значением (привычным инструментом для учителей и родителей) мы можем оценить лишь предметный результат, но применить его к оценке личностных и метапредметных результатов уже не можем.
Стандарты принесли сквозные программы и вместе с ними такие понятия как "качественно новые результаты", "ориентация на результат", "планируемый результат", и при поверхностном прочтении это воспринялось как ужесточение требований к учителю и к ребенку.
Кроме того, причина низкой мотивационной готовности принятия новой системы оценивания кроется в общей психологии учителей. Стиль интеллектуального труда человека закладывается в 7-8 лет. Стиль нашего, нынешних учителей, интеллектуального труда заложен классической школой Я.А.Коменского. Это ни плохо, ни хорошо. Это факт. Получается, что принципиально новое в образовании реализуется людьми из старой парадигмы образования индустриальной эпохи, и работа в новой действительности для любого учителя - это переучивание. Когда же переучивание бывает успешным? Когда оно бывает осознанным.
Необходимость введения ФГОС возникла потому, что всё человечество переживает переход из индустриальной эпохи в эпоху информационную. В связи с этим стиль мышления становится интегрирующим. Обществу нужен человек, который способен переучиваться многократно, т.к умирают профессии, приходят новые, меняются обстоятельства и т.д. Поэтому позиция "научить на всю жизнь" не работает, ведь информация в интернете удваивается каждые 72 часа, а во всём мире меньше, чем за 10 лет. На первый план выходят способ добычи информации, современные формы получения информации, самостоятельное её добывание, которые вовсе не отрицают базовые знания.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA выявила неумение учащихся нашей страны применять полученные знания в незнакомой ситуации. Все потому, что учились они в школе, где требовалось репродуктивное воспроизведение полученных знаний, а не развитие умения учить себя самого. Важно осознавать, что устареет знание, а вот умение не устареет - в этом заключается Школа способа.
В завершение разговора Наталья Владимировна познакомила присутствующих учителей с новым сайтом ФНМЦ им. Л.В.Занкова, на котором можно найти новости системы в регионах, интеллектуальные марафоны с заданиями, конкурсы, курсы и вебинары...
...и рассказала об издательстве журнала "Практика образования". С января 2016 года можно оформить подписку на электронную версию журнала. 

Думаю, учителей начальной школы заинтересуют готовящиеся к выпуску в 2015 году "Итоговые контрольные работы: русский язык, математика, чтение, окружающий мир", рабочие тетради по литературному чтению и русскому языку и рабочая тетрадь "Создаем проект".

6 комментариев:

  1. Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Борисовна! Надеюсь, она была полезной.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталия Львовна!
    "... Устареет знание, а вот умение не устареет", - замечательные слова, возьму их эпиграфом к МО. По опыту знаю, что оценивание дается трудно, мы привыкли оценивать результат, а не умения. И опять же - полно различных контрольно-измерительных материалов, которые используют учителя просто бездумно, не отслеживая и не проводя рефлексию. Словно можно "натаскать".
    Такие семинары, который Вам посчастливилось посетить, очень полезны и необходимы.
    Спасибо большое за информацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Эльвира Ульфатовна! Вы правы, оценивание - процесс сложный и трудоемкий. "Бесконечная "тройка", чуть меньше - "четверка" и совсем уж недостижимая "пятёрка", - так сказала Н.В.Селюнина во время нашего разговора, говоря о пятибалльной системе оценивания, которую всегда применяли учителя в школе. Ясно одно: новая система оценивания еще несовершенна, но она необходима. Будем переучиваться осознанно.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталия Львовна! Интересно было услышать взгляд об оценивании представителя методиста ФНМЦ им. Л.В. Занкова Натальи Владимировны Селюниной, в Вашем Наталия Львовна, изложении.
    В декабре четвероклассники впервые будут писать Всероссийские проверочные работы. Единая система оценки качества образования с одинаковыми требованиями и подходами во всех регионах Российской Федерации поможет провести качественную рефлексию реализации ФГОС в начальных классах как учителю, так и администрации школы.
    Пожелаем всем нам успехов!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте,Наталья Александровна! В своем репортаже я постаралась осветить самые важные моменты семинара. Думаю, что в ОУ уже обсуждались вопросы, затронутые в выступлении Н.В.Селюниной.
      Конечно, самые искренние пожелания успехов всем нам!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!