Внимание!


.

вторник, 29 марта 2016 г.

"Учитель - профессионал - Практик". Конкурсные уроки ("Учитель-исследователь")

Авторы репортажа:
Шемякина Э. У., 
Гончарова А. А., 
Коваленко И. В., 
Викентьева Е. А., 
Копылов В. А.
Карнажитская Л.А.
Участие в очном туре конкурса "Учитель года города Краснодара" - очень почетно и очень трудно. Второй день конкурса - открытое учебное занятие и его самоанализ - показывает Учителя - Профессионала и Практика - в полной мере. Ведь Урок - это главное, что должен уметь делать Учитель. 13 тысяч уроков за всю школьную жизнь - и что в итоге выносят и запоминают дети? Как сделать урок - особенным? На эти вопросы отвечали сегодня конкурсанты.
 Отзыв Шемякиной Э. У., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Совета Ассоциации.
Урок ОБЖ в 11 классе вел учитель Капранов Роман Сергеевич.
 Начался урок с эпиграфа: «Душу – богу, сердце – женщине, жизнь – отечеству, честь – никому». Какие качества присущи воинам, защитникам своего отечества?– вопрос, на который дети искали ответ на уроке.


После обсуждения смысла этого высказывания ребята увидели видеоролик, рассказывающий о героическом подвиге монаха Пересвета во время Куликовской битвы. Чтобы победить Челубея, он сознательно пожертвовал собой. Дети вместе с учителем повторили самые значимые даты в истории нашей страны, ставшие потом государственными праздниками. Любовь к Родине, патриотизм, честь, достоинство, героизм – тема беседы на уроке. Герои – это обычные люди, живущие среди нас, и учитель на уроке рассказывал о наших земляках – С. Д. Передерий – герое Великой Отечественной войны и А. А. Аверкиеве – герое Чеченской войны. В конце урока 11-классники создали агитационные листовки, поднимающие дух военнослужащих. Эти листовки будут потом переданы в военную часть. Нельзя не отметить, как хорошо дети работали на уроке, как рассуждали и доказывали свое мнение, аргументировали ответы. На уроке ОБЖ дети получили домашнее задание – прочитать стихотворение об А. А. Аверкиеве и написать эссе на определенную тему. Необычно для урока ОБЖ, но после такой беседы ребята захотят его выполнить обязательно!

Отзыв Гончаровой А. А., 
участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2009",
члена Ассоциации.

Капранов Роман Сергеевич на уроке ОБЖ, посвященном теме «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества», на исторических примерах дней воинской славы помог одиннадцатиклассникам осмыслить понятия «честь», «патриотизм», «достоинство». Каждого ученика тронул рассказ учителя о героических подвигах героев нашей страны и во время Куликовской битвы, и во время ВОВ, и во время Чеченской войны. Созданные ребятами агитационные листовки поднимут боевой дух военнослужащих, помогут с честью и достоинством защищать свободу России.

Отзыв Шемякиной Э. У., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Совета Ассоциации.
Урок истории в 11 классе Тихоновой Инны Алексеевны проходил в 11 классе. Тема: «Холодная война 1945-1953 гг».

Политика двойных стандартов – слова, часто звучащие сейчас с экрана телевизора или монитора. Прежде всего хочется отметить манеру держаться учителя – уважительно, без заискивания, на равных. На уроке не осталось равнодушных или отмалчивающихся детей 11-ого (!) класса, каждому была дана возможность высказаться. Начался урок с чтения отрывка из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон», а потом дети выступили в роли исследователей «Что есть такое холодная война?», причем и тему, и цель озвучивали сами дети.
Был использован мозговой штурм, это позволило за короткое время определиться с выбором. Вообще что такое – «холодная война»? Привычный термин, но как, оказывается, он незнаком нынешнему поколению молодых людей. С ужасом и стыдом (эмоции, о которых потом говорили сами дети) ученики смотрели предложенный ролик-соцопрос «Что такое «холодная война?» и слушали ответы респондентов: «Это война зимой»… Разобраться в термине помогла словарная работа, а постичь смысл словосочетания – работа с различными источниками информации. Источниками выступали британские, американские, русские газеты второй половины XX века. Почему после страшной Второй мировой войны наступил еще один ее виток, какие причины побудили страны США и Россию развязать ее? Если во время холодной войны не происходит открытых столкновений, то как же воюют страны между собой? Холодная война закончилась? Разве наша современность не идет в разрез с этим утверждением? Имеет ли место быть план Аллена Даллеса? Как воздействуют телевизионные программы на моральное состояние русской нации? И самое главное – стоит ли нам обманывать, лгать, перетасовывать факты в глобальной информационной войне, которая ведется сейчас в мире? Или, как говорили дети на уроке, это недопустимо, потому что бесчестит страну и правительство… Инне Алексеевне удалось превратить сухие исторические факты в личностно-значимую тему для учеников, и за это – огромное спасибо!

Отзыв Гончаровой А. А., 
участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2009",
члена Ассоциации.
Урок истории в 11 классе учителя Тихоновой Инны Алексеевны начался необычно – с отрывка из рассказа А. Чехова «Хамелеон», который помог подвести ребят к понятию «политики двойных стандартов». На уроке ученики исследовали понятие «холодная война», самостоятельно, в группах, определив проблему, субъект-объект исследования, поставив цели. Работа с историческими документами помогла одиннадцатиклассникам указать причины «холодной войны». А исследование плакатов, которые ребята распределили по различным направлениям «холодной войны», помогло расширить новое понятие. Опрос в классе заставил задуматься, а закончилась ли «холодная война» в современном мире? Ответы одиннадцатиклассников о том, как они понимают понятие «информационной войны», как сейчас работает «политика двойных стандартов» в мире, как противостоять пропаганде, показали глубокое понимание и осмысление темы урока.  
Отзыв Шемякиной Э. У., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Совета Ассоциации.
Литературное чтение в 3 классе проводила Воликова Людмила Александровна. Дети уже были знакомы с термином «научно-популярный» и «художественный» тексты и на уроке проводили исследование, определяя и доказывая, к какому стилю принадлежит текст «Лошадь». Прозвучали интересные факты о лошадях, ученики много читали, как и полагается на уроке литературного чтения, работали со значением слова, обращались к различным источникам, предложенным учителем.

Отзыв Коваленко И.В., 
суперфиналиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2014",
члена Совета Ассоциации.
 В качестве ученых-исследователей попробовали себя ученики 3 класса на уроке литературного чтения Воликовой Людмилы Александровны, учителя начальных классов МБОУ гимназии 69. После того, как ребята подписали маршрутные листы, Людмила Александровна предложила разобраться, чем научные тексты отличаются от научно-популярных. Какие из них больше подходят для школьников, вспомнили значение слова "термины". После этого учитель познакомила ребят с новым текстом о лошадях, который и предложила к исследованию. Ребята сами определили цель своей исследовательской работы - доказать, что этот текст относится к научно-популярным. Под руководством учителя определили, что они должны найти характеристики научно-популярного текста. А потом Людмила Александровна предложила проделать ряд упражнений на развитие чувства равновесия. Ребята заметили, что держать равновесие гораздо труднее с закрытыми глазами, поэтому равновесие надо тренировать. Закончилась физминутка упражнением "Пружинка" для тренировки мышц ног. После отдыха третьеклассники принялись за чтение текста по абзацам вслух, используя элементы критического мышления (ребята отмечали на полях уже знакомую информацию, новую и интересную, непонятную). После прочтения ученики под руководством учителя искали признаки научно-популярного чтения, работали с тезисами, проводилась словарная работа, учитель рассказывала об исчезнувших видах лошадей, о тех, которым грозит исчезновение. В конце урока Людмила Александровна показала видеофильм о пользе иппотерапии- верховой езды для детей, больных ДЦП, с больной нервной системой. Уже была проведена рефлексия, дано домашнее задание, прозвенел звонок, а дети все спрашивали учителя, почему люди истребляют лошадей. Спасибо Вам, Людмила Александровна, за методически верно построенный урок, за эту атмосферу радости и трогательности, в которой побывали мы с ребятами.

Отзыв Карнажитской Л. А., 
участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Ассоциации.
Полежаева Ирина Александровна проводила урок на тему «Органы осязания, обоняния и вкуса» в 8 классе. В классе царила доброжелательная атмосфера с первых минут появления представителей жюри и детей. Учительница слегка волновалась, но это только вызывало к ней еще большее расположение. Понравилась культура поведения учителя, ее манера держаться в сочетании с корректным и строгим внешним видом. Ирина Александровна была приветлива, естественна и непринужденна в общении с детьми, но в ней сразу чувствовался стержень, который держал не только саму конкурсантку, но и атмосферу урока, поведение ребят в допустимых рамках, которые так зыбки, когда ученики объединяются в группы с предоставлением определенной свободы действий.
Но Ирине Александровне все удалось: создать три детективных агентства «Юные сыщики», «Блиц», «Виртуозы»; выявить роль органа вкуса в формировании специфических ощущений с помощью кусочков рафинада; снять отпечатки пальцев учащихся посредством талька и выяснить назначение причудливых узоров на подушечках пальцев; определить пороговую величину обоняния на примере распознавания растворов апельсинового масла различной концентрации и многое другое. А главное, ей удалось достойно выдержать очередное конкурсное испытание!
Отзыв Викентьевой Е. А., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2015",
члена Ассоциации.
Понедельник. Второй день Конкурса.
Самый ответственный и не менее напряженный,чем все другие. Сегодня участники выступают в роли учителя-предметника, представляют свои уроки, -  хочется верить, тщательно спланированные, срежиссированные, в которых заложен глубокий личностный смысл, и каждая минута которого призвана воспитывать, обучать, развивать, вдохновлять.
В предвкушении уроков- событий захожу в кабинет № 15, где готовится учитель английского языка, представитель ОУ № 10, Овсянникова Наталья Евгеньевна, выступаюшая в номинации «Учитель-исследователь».
Наталья Евгеньевна приветствовала учеников , начала рассказ о своих любимых занятиях в свободное время, иллюстрируя рассказ соответствующими фотографиями, что подвело к теме урока «Хобби». Во время занятия ребята «заполняли» корзинку знакомыми словами и выражениями по теме , исправляли ошибки в тексте, играли в лексическую игру «Снежный ком». Наталья Евгеньевна познакомила своих учеников с мальчиком Николаем, который по состоянию здоровья не может посещать школу и обучается на дому. Николай по Skype рассказал о своем хобби и попросил ребят ответить на его видеописьмо. Наталья Евгеньевна заверила, что все послания ребят будут Николаем получены, а ответ мальчика все желающие могут прочитать на странице в личном блоге педагога.
Урок завершился тем, что ребята бросали кубик и рассказывали о своих эмоциях и впечатлениях по очереди. 

Полевая Евгения Валерьевна, учитель английского языка МБОУ гимназии № 82, с улыбкой и теплыми словами приветствовала нас в соседнем кабинете, а вернее, на Аллее Звёзд. Речевую зарядку педагог построил по типу игры «Кто я?», которая помогла снять эмоциональное напряжение и настроить на позитивный лад. Далее учащимся было предложено ознакомиться с цитатами известных людей на тему «Слава», затем последовало небольшое обсуждение, что способствовало развитию навыка монологической речи.
 В ходе физминутки Евгения Валерьевна сознательно допустила грамматическую ошибку. Самые внимательные учащиеся обнаружили её, назвав тем самым следующий этап урока – исправление ошибок в предложениях со степенями сравнения имени прилагательного.
Заключительное задание – работа с компьютерной программой Crossword Forge и специально подготовленным текстом: ученики вместе с педагогом пытались составить кроссворд, используя данную программу. Ребята пообещали учителю разобраться в программе и составить кроссворд дома. 
Старания, тщательная подготовка к занятию, умение создать комфортную для работы атмосферу говорят о том, что Евгения Валерьевна действительно готовилась показать свой лучший урок.

Отзыв Карнажитской Л. А., 
участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Ассоциации.
Светлана Кимовна Тлехузок провела урок химии в 8-ом классе. Она с первых минут завоевала расположение и доверие ребят на уроке «Основания», заложив в основание конкурсного испытания свой профессионализм, знание предмета и уважение к личности ребенка. Учителем был выбран правильный и естественный тон в общении с подростками, что ребята оценили сразу и с первых минут старались помочь учителю своими ответами и активностью на уроке.
Светлана Кимовна постоянно связывала объяснение материала с практической стороной жизни человека, сочетала объяснение теоретического материала с наглядной визуализацией как с помощью цифровых образовательных ресурсов, так и посредством лабораторной работы. Много внимания конкурсантка уделяла валеологическому аспекту темы «Основания» и расшифровке понятия «кислотно – щелочной баланс» организма человека, объясняя, какие продукты питания приводят к «закислению» организма человека, а какие - к «ощелачиванию».
Дети с интересом узнали много нового о привычных вещах. Например, о том, что известный напиток «7up» свидетельствует своим названием, что его pH выше 7 (в сторону кислотности), что подтверждают показания универсальной индикаторной бумажки. Мой конкурсный индикатор коллеги - химика четко показал, что урок Светланы Кимовны «выше пяти» баллов!

Отзыв Копылова В. А., 
Победителя Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012",
члена Совета Ассоциации.
Урок Натальи Владимировны Хрипунковой, учителя гимназии № 54, затрагивал одну из самых интересных тем работы с компьютером, такой как Интернет. С первых минут учитель с ребятами «окунулись» в атмосферу урока с головой. Повторение топологий сетей обернулось неожиданным интерактивным действием.
Вот они собрали «звезду»…
 …потом перестроились в «кольцевую»…
 … и, конечно же, завершающим аккордом оказалась «шина».
Настроение у ребят заметно улучшилось и они были готовы к любой работе на уроке. А впереди их ждала нелегкая тема, которая была представлена доступным языком для любого обывателя. Ребята разбирались в тонкостях ip-адресации. Пытаясь понять, как формируется адрес и для чего нужен протокол TCP/IP
Интересным ходом урока стало описание процесса сбора пакетов перед отправкой внутри сети.
Учащиеся внимательно следили за процессом объяснения нового материала, записывая определения в тетрадь. Урок, хоть и открытый, но домашнее задание никто не отменял. Наталья Владимировна подготовила тщательное описание в виде небольших роликов о том, как можно посмотреть конфигурацию своей сети, проверить отправку пакетов внутри сети и доступ к сайту.
Учащиеся приступили к практической части урока. С помощью командной строки им необходимо было проверить работу школьной сети, изучив конфигурацию сети, и отправив несколько пакетов.
Закреплением материала оказались практические задачи из ЕГЭ и ОГЭ по информатике. Ребята должны были в группах правильно написать адрес TCP/IP, состоящий из 4-х составных частей. После пройденного материала на уроке, все ребята успешно справились с заданием и «письма-пакеты» были отправлены в нужном направлении

Вот такие разные были уроки! Очень надеемся, что уроки и выводы для себя сделали и сами конкурсанты.
Что особенно удалось? Где была слабина? Что сейчас бы изменил? О чем надо было сказать? Что опустить?
 Теперь еще долго конкурсанты будут мысленно обращаться к своему Уроку, перестраивая и перекраивая его. И это правильно. Ведь мастерство рождается не из опыта, а из рефлексии...
Фотографии сделаны членами Ассоциации -
авторами репортажей.
 Выражаем искреннюю признательность 
Захаровой Ю. В. за предоставленные фотографии.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!Второй день конкурса, день открытых учебных занятий, дает возможность профессионального обогащения не только конкурсантам, но и всем присутствующим на уроках. Уверена, что вопросами, поставленными в конце репортажа, мысленно задаются все учителя, которые проводят открытые уроки. Действительно, рефлексия опыта - вот ступенька к вершине Мастерства. Спасибо за возможность побывать, хоть и виртуально, на уроках номинации.
    С интересом прочитала о том, что на уроке ОБЖ дети узнали о Герое России Александре Аверкиеве. Будучи тяжело раненым, он прикрывал отступление своих товарищей из ущелья в горах Чечни, погиб в горящем бронетранспортере. Два года назад в новом микрорайоне в Прикубанском округе Краснодара была открыта мемориальная доска на нашей улице, улице имени Героя Аверкиева А.А. На торжественном открытии присутствовала мать Героя Александра Аверкиева. Спасибо за память.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Львовна! Проводить грамотный самоанализ урока - дело очень трудное и мало используемое в нашей практике, к сожалению. Важно понять, что это не формальность, не одно из заданий профессионального конкурса, а необходимое в работе любого учителя-профессионала действо. Конечно, хотелось посмотреть гораздо больше уроков, чем позволяли физические возможности... Конечно, конкурсный урок очень отличается от обычных рабочих уроков, которые дают учителя в школе... Но я рада, что мне удалось прожить по-настоящему один из уроков, прожить-продумать-принять и сделать своим. И на каждом уроке, на котором мне посчастливилось побывать, было отрадно видеть влюбленных в свое дело педагогов и ... детей, таких умных, таких активных, оказывающих всяческое содействие своему учителю, ясно выражающих мысли. Искреннее спасибо учителям гимназии №3 за это!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!