Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 30 марта 2016 г.

"Учитель - профессионал - Практик". Конкурсные уроки ("Свобода и демократические ценности в образовании")

Авторы репортажа:
Коваленко И. В., 
Хомутова Н. А., 
Гончарова А. А.,
Карнажитская Л. А., 
Якимцева О. Е.
Начиная этот пост, обращаемся к словам М. М. Поташника о том, что в условиях профессионального конкурса "Учитель года" участникам приходится давать уроки не в тех классах, в которых они работают в течение многих лет, а значит, о двустороннем полноценном педагогическом процессе речь не идет. Но при этом нельзя не отметить, что конкурсный урок позволяет проявить и оценить эрудицию учителя, его артистизм, импровизационные возможности, исполнительское мастерство, т.е. соблюсти требования, относящиеся только к процессу преподавания, а не обучения в целом, и это тоже очень ценно... (Поташник М. М. Требования к современному уроку. - М., 2011)
Каким он должен быть - идеальный конкурсный урок? Методически грамотным, правильно построенным, зрелищным? Как на 40 минут войти в жизнь детей и сделать так, чтобы запомнили? Как "прожить" урок вместе с ними? На эти вопросы и пытались ответить конкурсанты. 

Отзыв Коваленко И.В., 
суперфиналиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2014",
члена Совета Ассоциации. 
Лушина Инна Викторовна, учитель начальных классов школы № 71, в самом начале своего урока предложила третьеклассникам рассмотреть плакаты с фильмами - афиши (с помощью учителя дети знакомятся со значением и происхождением этого слова).
А дальше начинается невообразимое путешествие в мир кино. В какой только роли не попробовали себя ученики! 
Они были и сценаристами, и актерами первого плана. Ребята увлеченно решали примеры на устном счете, связывая ответы в числах с тем или иным названием фильма.
А говоря о фильме "Один дома", вспомнили правила личной безопасности. Ребята увлеченно работали в группах, решали примеры на деление, задачу про наш кинотеатр "Аврора", открыли для себя секрет 24-го кадра. Урок пролетел незаметно. Казалось, что из-за стоящей в углу кинокамеры раздастся голос оператора: "Стоп! Снято!". 
 Спасибо, Инна Викторовна, за это чудесное путешествие в прекрасный мир кинематографа!

С предложения улыбнуться друг другу начал свой урок русского языка по теме "Падежные окончания имен существительных" молодой педагог-демократ Иващенко Александр Вячеславович, учитель начальных классов гимназии «Альтернатива».
 А дальше в руках у учителя появилась лупа. Ребята вспомнили, каким профессиям она может пригодиться, и вместе с Александром Вячеславовичем решили поработать этот урок в качестве детективов по поиску исчезающих букв. 
Четвероклассники в группах под руководством учителя собирали фотороботы имени существительного, прикрепляя нужные улики к плакату, двое детективов работали с интерактивной доской, отыскивая имена существительные. 
Да и физминутка была непростой. Ребята совершали определенные движения в зависимости от рода имени существительного. 
Дальше работа продолжилась в парах за ноутбуками. Ребята работали с деформированными текстами, ставя имена существительные в нужную форму. После успешно выполненного задания Александр Вячеславович сообщил ребятам о письме от четвероклассника из другой школы с просьбой помочь определить склонение некоторых существительных. 
Работая с документ-камерой, дети находят в работе сверстника эти трудные слова и знакомятся с понятием "разноспрягаемые существительные". 
Закончился урок рефлексией и самооценкой. За урок Александр Вячеславович показал не только прекрасное владение техническими средствами обучения, но и умение быстро устанавливать контакт с учениками, которые все сорок минут не сводили с него глаз. И хочется сказать, что это только начало. Начало большого и светлого пути по дороге учительства, полного удач и будущих побед!

Отзыв Хомутовой Н.А., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2011", 
члена Совета Ассоциации.
Авторами урока-исследования литературного чтения стали Орлова Марина Николаевна, учитель начальных классов гимназии № 3, и учащиеся 2 класса гимназии № 25. Творческое взаимодействие ребят и учителя побудило учащихся совершить открытия в мире детской литературы. Но обо всем по порядку!
С первых мгновений урока-исследования ребята определили тему урока "Сказки среди нас". В этом им помогли текст стихотворения и интонация учителя, с которой поэтические строки были прочитаны, музыка, оформление кабинета. Портрет писателя-сказочника Петрушевской Л.С., цитаты автора побудили ребят самостоятельно (!) сформулировать цель урока: исследовать современную литературную сказку. Элементы пазла - плана урока помогли учащимся на протяжении всего занятия удерживать в памяти цель урока и поэтапно, шаг за шагом приближаться к результату исследования.
По заголовку произведения члены групп-команд прогнозировали тему сказки, подбирали из предложенных вариантов иллюстрации к словарным словам -  подготовка к первичному восприятию текста состоялась!
Искренний интерес у ребят вызвало чтение новой сказки автором произведения, Петрушевской Л.С. В маршрутных листах ученики с карандашом в руках вместе с автором критически познавали сюжет сказки. После вопроса учителя: "Что скажете?" ребята поделились своими впечатлениями и размышлениями по поводу услышанного и прочитанного. Второклассники умело анализировали произведение: определяли жанр и тему, структуру, художественные средства выразительности произведения, называли героев сказки.
Для нахождения ответа на вопросы учителя, учащиеся включились в исследование произведения по предложенному учителем алгоритму. Второклассники за помощью обращались к ...книгам! Знакомым и незнакомым. В командах ребята спорили, определяя признаки современной литературной сказки (какие убедительные доводы были приведены школьниками начальной ступени для отстаивания собственных точек зрения!), образ главного героя сказки - курицы.
Для приближения к результату исследования ребята подготовили инсценировку произведения: ответили на вопрос, чем инсценировка отличается от чтения по ролям, распределили роли и определили их границы, раскрыли смысл между строк, провели артикуляционную гимнастику и ... инсценировка вызвала овации зрителей.
Рефлексия уходящего урока показала, что ребята рассмотрели объект исследования, современную литературную сказку, со стороны структуры, образов. Второклассники определили, что исследование помогло понять мудрость сказки, то, что каждый человек в ответе за свои поступки. Учащиеся начальной ступени обучения дополнили характеристикой личность автора: волшебница, сказочный персонаж (Мэри Поппинс).
 
Отзыв Гончаровой А. У, 
участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2009", 
члена Ассоциации.
В удивительный мир сказок Л. Петрушевской перенеслись второклассники с учителем Орловой Мариной Николаевной на уроке литературного чтения. Ребята не только исследовали законы авторской сказки, но и совершили маленькое открытие – в современных сказках появляется новый образ героя. Работая в группах, ученики нашли сказочные признаки, признаки современного мира, исследовали образ главного героя. Артистичное чтение сказки «Все непонятливые» стало подготовкой к домашнему заданию – инсценировке сказки в группах. В итоге урока второклассники с любовью назвали автора сказки современной Мэри Поппинс!
Творческое домашнее задание - придумай концовку сказки, предложенное учителем, и вариант его, выполненный пятиклассником, вызвал улыбки у присутствующих и убеждение, что сказки живут среди нас, надо только их увидеть! 

Отзыв Хомутовой Н.А., 
финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2011", 
члена Совета Ассоциации.
Встречу у лесного озера назначила второклассникам гимназии № 3 Сугакова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов школы № 78. Ребята точно определили тему урока окружающего мира, виды озер, повторили знакомые и узнали незнакомые названия водоема на территории России и Краснодарского края.
Материал предыдущей темы учащиеся закрепили с помощью интерактивного теста.
Ребята с помощью текста учебника дали характеристику животным и растениям озёр, разработали правила экологического поведения, создали учебное пособие "У лесного озера".
Доброжелательность и педагогические приемы позволил Татьяне Владимировне в течение всего урока поддерживать обратную связь с детьми.
Спасибо, Татьяна Владимировна, за урок!

Отзыв Карнажитской Л. А., 
 участника Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012", 
члена Ассоциации.
 Наталья Юрьевна Серебрякова (урок биологии в 6 классе) – молодая, энергичная и обаятельная конкурсантка, солнечный и светлый человек, внесла в атмосферу урока то весеннее настроение, тепло и радость, которого так не хватает в эти дни нашему южному городу с сиротливо озябшими белоснежными деревьями из семейства розоцветных. Именно знакомству с семействами растений был посвящен урок Натальи Юрьевны, и начался он с интриги: чтения письма подруги Натальи Юрьевны, садовода – любителя с просьбой о помощи: разобраться, какие овощи и фрукты можно выращивать на Кубани.
Учитель радовала присутствующих яркими красками муляжей плодов и фруктов в симпатичной корзинке, цветущими ветками деревьев, увешанных яркими ленточками, сочными колоритными кадрами ярмарки из старого советского фильма, своим веселым юношеским максимализмом и увлеченностью любимым делом, а также россыпью интересных задумок и идей урока.
Мне понравился этап рефлексии урока, когда каждый учащийся должен быть повязать на цветущую ветку ленточку определенного цвета, символизирующую отношение учащегося к уроку! Цветущая ветвь быстро украсилась красными нарядными ленточками: «Я сегодня узнал много нового»!!!
Урок математики в 5 классе учителя Калиниченко Инессы Михайловны отличался строгостью, уравновешенностью, неспешным ритмом, ведь в таком серьезном деле, как математика ребятам не до шуток! На уроке царила деловая атмосфера, дети были заняты вычислениями - делением на десятичную дробь. Понравилось, что учитель использовала для расчетов практические примеры из астрономии и космонавтики, посвятив урок приближающемуся празднику – Дню космонавтики.

 Отзыв Якимцевой О. Е.,
 финалиста Конкурса "Учитель года города Краснодара - 2012", 
члена Ассоциации.
Урок математики в 5 классе Калиниченко Инессы Михайловны по теме: «Деление на десятичную дробь» начался с притчи о том, что лучше человека научить ловить рыбу, чем один раз накормить. И класс приступил к работе. Разгадывая кроссворд, ребята повторили правила действий с десятичными дробями. А затем побуквенно “открыли” тему урока. На уроке Инесса Михайловна напомнила ученикам о грядущем Дне космонавтики. Выполняя деление на обыкновенную дробь, ученики узнали название корабля, на котором Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. А, решая уравнения, познакомились с техническими характеристиками корабля «Восток». А на дом ученики получили задание узнать о животных, побывавших в космосе, и придумать о них задания для своих одноклассников.

Все ли получилось у конкурсантов? Решать только им самим. Не секрет, что оценки жюри не всегда совпадают с внутренней самооценкой. Но это ведь повод задуматься - что и почему пошло не так?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!