Внимание!


.

четверг, 31 марта 2016 г.

Учитель-профессионал - Педагог и Психолог (родительские собрания)

Автор репортажа - Коваленко И. В., 
суперфиналист Конкурса "Учитель года города Краснодара-2014", 
член Совета Ассоциации.
«Подлинный учитель – самый лучший, самый верный друг родителей». (А. Дистервег) Психологи утверждают, что согласно статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Поэтому так важно, чтобы это время не проходило зря, чтобы уставшие после работы родители уходили домой с положительными эмоциями, с новыми идеями. К сожалению, все чаще в интернете можно прочесть отзывы родителей о том, что собрание зачастую сводится к чтению лекции и сбору денег. А ведь главные задачи родительских собраний — совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении, повышение педагогической культуры родителей. Да и профессиональный стандарт требует от педагога знаний в области психологии.

Поэтому в программу конкурса "Учитель года города Краснодара" включено конкурсное задание по проведению родительского собрания.
И вот, краснодарские Пеликаны, папы МБОУ гимназии № 3 заняли места на сцене в качестве родителей. Им предстояло стать участниками 10 родительских собраний.

Первой на сцену, согласно жеребьевке, поднялась учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии 92 Панченко Ирина Геннадьевна.
Эпиграфом к ее собранию на тему "Наказание и поощрение в семье" стали слова Я. Корчака: "Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит". Ирина Геннадьевна предложила родителям составить два столбика из слов: первый - какими словами мы хвалим ребенка, второй - ругаем. Написанное заставило задуматься многих на сцене. Учитель привела данные социологического опроса, в котором приняло участие 2000 семей. И практически в каждой в ответ на нежелательное поведение ребенка происходит чтение морали, окрик.
Вместе с Ириной Геннадьевной родители постарались почувствовать состояние ребенка, когда его ругают, вспомнить свое состояние в момент, когда мы наказываем маленькую личность. В конце собрания учитель раздала всем памятки, составленные группой родителей, предложила спокойно и внимательно ознакомиться с ними дома.

Далее родителям вместе с учителем химии МБОУ гимназии 23 Тлехузок Светланой Кимовной предстояло поразмышлять над темой: «Как вырастить успешного человека?». Светлана Кимовна начала свое собрание с вопроса: «Что для вас успешный ребенок?». А потом на доске нарисовала треугольник, в котором каждый угол мешает ребенку стать успешным, потому что символизирует конфликты в семье, в школе, со сверстниками. Учитель рассказала, какими, на взгляд ее учеников, качествами должен обладать успешный человек. Говорила о здоровье, как важной составляющей успешности.
Даже вопрос одного из родителей о ЕГЭ и ОГЭ ее нисколько не смутил. «Мы должны научить ребенка противостоять стрессам, бороться с ними»,- ответила она. А в конце собрания углы ее треугольника стали плавными и превратились в сердце. Любовь и понимание - вот главный секрет успешности.

Дробышевская Елена Александровна, учитель математики МБОУ СОШ № 52, начала свое собрание словами Э.Канта: «Наказания должны быть производимы с осторожностью». И родители вновь рассуждали на тему поощрений и наказаний.
Вместе с Еленой Александровной были рассмотрены три модели родительского общения: родитель-партнер, родитель-диктатор, родитель-старший товарищ, плюсы и минусы каждой модели. После родителям для обсуждения были предложены ситуации. К сожалению, все ситуации до конца рассмотрены не были, а значит, осталась почва для размышления.

Капранов Роман Сергеевич, учитель ОБЖ МБОУ СОШ №66, продолжил рассуждать на тему: «Как воспитать человека успешным?», спросив у родителей, все ли хотят видеть ребенка успешным. Он попросил написать на листиках, что значит успешность для родителей и предложил сравнить с мнением своих учеников. А затем на слайдах показал и рассказал об успешных, на его взгляд, людях. В их число вошли Генри Форд, Рэй Крок, Джоан Роулинг и др. Отрадно, что Роман Сергеевич подтвердил, что он тоже считает себя успешным человеком, хотя и не достиг того материального уровня, на котором находятся его образцы. Значит, успешность - это не только материальное благосостояние? А возможно даже и не в нем дело?
Очень хотелось бы продолжить разговор на следующем собрании. Вы не против, Роман Сергеевич?

Сорокопудова Анастасия Андреевна, учитель физической культуры МБОУ гимназии №36, продолжила разговор с родителями о поощрении и наказании детей.
Кто он, агрессивный ребенок? В чем причина его агрессии? На эти вопросы попробовали поискать ответы родители под руководством учителя. Ну а потом мы попытались сыграть в игру «Сто к одному» и поискать версии ответов на вопрос : «Почему порой родители не слышат своих детей?». Скажу честно, это было нелегко.
Спасибо, Анастасия Андреевна, за зарядку для ума.

Ольга Александровна Сафонова, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №33, провела собрание на тему : «Как вырастить человека успешным». И, действительно, как? Родительское собрание Ольги Александровны запомнилось всем использованием современных технологий.
Она рассказала об известном во многих странах педиатре Леонарде Саксе, который составил 7 вопросов для родителей, желающих вырастить успешного человека. Затем при помощи пультов Ольга Александровна предложила дать ответы на эти вопросы присутствующим родителям. И закипела работа.
Пока родители нажимали на кнопки, учитель успевала комментировать каждый вопрос, давать советы. После тестирования на доске появился результат, и Ольга Александровна его озвучила. Среди нас, родителей, только 38% оказались успешными. Этот вопрос мучает нас до сих пор. Успешными в чем? Успешна ли я?

Следующей на сцене провела родительское собрание по теме «Поощрение и наказание в семье» учитель биологии МБОУ СОШ №50 Серебрякова Наталья Юрьевна. В самом начале собрания она попросила подобрать слова-ассоциации к слову "наказание", а затем началась групповая работа на карточках «За что можем поощрить ребенка, а за что наказать».
Уже во время этой работы родители взяли власть в свои руки и повели собрание по своему руслу. Но не могу не отдать должное этой хрупкой, молоденькой учительнице. Наталья Юрьевна, Вы боец! Вспомнила слова Александра Рыжикова - лауреата Всероссийского конкурса "Учитель года -2009", учителя математики: "Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава Богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством!"

Тихонова Инна Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №35, начала свое родительское собрание с проблемы: дети всем классом ушли с урока биологии в «Краснодог», чтобы помочь в уходе за брошенными животными. Что делать? Как поступить в данной ситуации? Поощрить детей или наказать за то, что подвергли свои жизни опасности? Началась дискуссия. Так умело Инна Алексеевна подвела нас к теме о наказании и поощрении в семье.
Потом, раздав зеркала, классный руководитель попросила посмотреть в них и показать выражение своего лица, если мы обижены, когда ругаем своего ребенка. С собрания Инны Алексеевны мы унесли не только зеркала, но еще и Ты-технологию, мы знали, как дома поговорить с ребенком, не унижая его личность.
Мы унесли с собой рецепт семейного спокойствия.

Трефилова Людмила Александровна, учитель музыки МБОУ СОШ №38, начала свое собрание с просьбой подобрать ассоциативный ряд слов к словам «поощрение» и «наказание». Затем велась работа по группам: родители писали, за что можно ребенка поощрить и за что наказать. К всеобщей радости оказалось, что в нашем классе детей поощряют больше. Людмила Александровна рассказала, что споры педагогов - психологов о целесообразности поощрения и наказания не прекращаются. Есть мнение психологов, что истинное воспитание должно обходиться вообще без каких-либо наказаний.
Людмила Александровна порекомендовала больше говорить с ребенком, аргументировать свое мнение, приводить больше примеров из жизни. Закончилось родительское собрание раздачей памяток.

Марина Николаевна Орлова, учитель начальных классов МБОУ гимназии №33, начала свое собрание о книге в наших семьях с вопроса: «Считаете ли вы, что книга - анахронизм, что она исчезнет как пережиток прошлого?». Голосование шло, учитель отмечала на доске на шкале. Конечно же, все родители считали, что книга будет жить вечно. Потом Марина Николаевна познакомила нас с результатами опроса среди детей: «Как отреагирует мама, если вы попросите ее почитать перед сном?». Отрадно было слышать о положительных результатах. Привела Марина Николаевна и данные ВЦИОМ о том, что 21%- люди не читающие, но есть и 35% людей, которые читают каждый день.
К концу собрания все пришли к единому мнению, что любовь к чтению прививается только личным примером.

...Знаю, как непросто было конкурсантам, какие сложные были у них родители.
Уважаемые конкурсанты, если на сегодняшний день ваши взаимоотношения с родителями оставляют желать лучшего, то самое время их изменить. И помните, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Удачи вам, коллеги, на этом нелегком поприще – воспитании творческой и неординарной личности!

Выражаем искреннюю признательность 
Захаровой Ю. В. - члену Совета Ассоциации
 и конкурсантке-2016 Овсянниковой Наталье Евгеньевне, 
учителю английского языка школы №10 
за предоставленные фотографии 

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемая Ирина Вячеславовна! Родительское собрание требует от учителя не только много энергии, но в больше степени знаний по психологии не только учеников, но и их родителей. Чего проще "выдать" на сцене запланированный сценарий, не дав при этом задать ни одного вопроса родителям (а большинство позиционируют себя "верными друзьями родителей"). Или ответить: "После собрания подойдете ко мне..." Позвольте, а зачем тогда мне, родителю, Ваше собрание? Зачем тратить на него МОЁ драгоценное время, чтобы потом еще подойти к учителю ПОСЛЕ него? Или время драгоценное только У ВАС? Невольно вспоминаются слова из фильма "Весна на Заречной улице" об учениках школы рабочей молодёжи: "Скажите, какая классная дама. Да твои ученики (а в нашем случае родители) взрослые люди со своими жизненными проблемами, потребностями, желаниями".
    Какое решение ВМЕСТЕ с родителями Вы выработали на собрании? Занесли ли его в протокол, проголосовав за него ВМЕСТЕ с родителями? Порой, не хватало слова ВМЕСТЕ..

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина Вячеславовна, за подробный репортаж о родительских собраниях! На мой взгляд, это самое сложное конкурсное задание. Согласна, что без знаний психологии здесь не обойтись. Родители, уставшие на работе, должны были выполнять тесты и слушать то, что без труда можно самому найти в интернете! Ненужные игры в "Угадайте, что случилось, зачем вы здесь?", думаю, тоже неуместны на родительском собрании. Жаль, что выработать конкретное решение проблемы в тандеме с родителями удалось далеко не всем конкурсантам. Что вынесут родители с родительского собрания? Ворох памяток? Навряд ли кто-нибудь их будет читать. Будьте готовы к диалогу, смотрите в глаза родителям. Быть может, Вы - единственный помощник в восстановлении нарушенных взаимоотношений между ребенком и родителем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Юлия Владимировна. Не могу не согласиться с Вами, если нет контакта глаз, то нет и разговора. Очень жаль, что были родительские собрания полностью взятые из интернета. Могу лишь оправдать это нехваткой времени. Хотя, темы были известны еще до курсов. Помню конкурс в 2008 году, когда темы ВООБЩЕ не были известны заранее, ни одна. И только выйдя на сцену ты узнавал, о чем должен говорить на воспитательном мероприятии и родительском собрании. Вот это был настоящий экспромт. И мы тогда думали, если бы хотя бы 10 тем мы знали заранее, то мы бы...

      Удалить
  3. Добрый вечер, Наталья Львовна. Не могу с Вами не согласиться, совместной работы родителей и учителя не хватало. И еще, порой не хватало понимания, почему именно эту тему мы обсуждаем. Но в любом случае, уверена, что это конкурсное задание не прошло даром. И мы, и конкурсанты много вынесли для себя, что можно делать на родительском собрании, а что категорически нельзя.

    ОтветитьУдалить
  4. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет,»- не могла не привести эти слова Уильяма Уорда. Хочется пожелать всем конкурсантам, чтобы в своей работе они вдрхновляли и учеников, и родителей.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, коллеги! Уже прошло достаточно времени с момента окончания конкурса. Первые эмоции улеглись. И многое оценивается по-другому. Большое спасибо всем участникам финала за их выдержку, мужество профессионализм. Легко рассуждать, сидя в зале, как нужно было сделать, как провести дискуссию с родителями. Но всё-таки не могу не сказать о том, что не все участники "проживали" предложенные родительские собрания. И поэтому некоторые выступления были "чужими". Вы вряд ли бы вошли в класс к родителям с конспектом, от которого бы вы не отрывались. Любое собрание - это общение, диалог. Оно не предсказуемо. А поэтому в реальной ситуации подготовленный конспект - слабая поддержка. Я не увидела экспромт, умение повернуть разговор в нужное Вам русло. И ещё: презентации и видеоматериал не всегда были уместны. С уважением, Бойко Анна Ивановна.

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, уважаемая Анна Ивановна! Мнение члена Большого жюри, Победителя Конкурса УГ уверена, прочитал каждый участник Конкурса-2016! Спасибо Вам за добрые слова в адрес конкурсантов! Ваши пожелания и советы помогут учителям, проведя рефлексию своего выступления, не допускать ошибок не только в конкурсе, но и, самое главное, в повседневной учительской жизни.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!