Внимание!


Завершено выдвижение кандидатур претендентов на награждение Почетным Знаком Кристалл

пятница, 11 января 2019 г.

Из непрозвучавшего...

Приветствую Вас, уважаемый читатель!
Начнём? Вернее, завершим?)) я о том, что не вместилось в рамки нашей Рождественской встречи.
Выполняю своё обещание. А Вы без малейшего стеснения уточняйте в комментариях, что осталось непонятным, хорошо?

По нашему учительскому обыкновению, прежде определимся в понятиях: речь пойдёт о "новой грамотности". Поясню.
Итогом реализации Национального проекта "Образование"  должны стать многие позиции: глобально конкурентоспособная Российская система образования, входящая в 10-ку ведущих систем мира; гармонично развитая и социально ответственная личность, несущая духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции - это, собственно, цели нацпроекта. Однако, их достижение даст новые явления и образовательные эффекты, в том числе и такое как новую грамотность.
"Новая грамотность" - базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях в меняющихся социально-экономических условиях; сюда входит финансовая, правовая, технологическая, медицинская, экологическая, политическая и др. грамотность. Очевидно, что без новой грамотности невозможно быть функционально грамотным человеком, т.е. иметь необходимый набор ЗУНов и компетентностей, чтобы успешно развиваться в профессии и действовать в социуме.
Если изложенное понятно, то остаётся только пожелать: употребляйте эти  понятия (новая грамотность, функциональная грамотность), смело и настойчиво вводите их в свой тезаурус и лексикон в целом.

Далее. Как Вы уже знаете, вторым, после "Современной школы", идёт федеральный проект "Успех каждого ребёнка"(в рамках нацпроекта "Образование"). Планируется, в том числе, создание детских технопарков "Кванториум" (в Краснодаре он уже появился). Они будут подразделяться на автокванториумы, авиакванториумы, экокванториумы, датакванториумы (геоинформатика), энергокванториумы, роботокванториумы, нейрокванториумы, нанокванториумы, космо-, био-, IT-, ноу-хау-, гелеокванториумы. Инженерно-конструкторская и научно-исследовательская деятельность должна максимально приблизиться и войти в образовательную деятельность школьников благодаря кванториумам.

А теперь некая "мозаика"..

Российские учителя работают больше, чем в среднем в других странах. Их рабочая неделя превышает 46 часов в неделю, а в 40 странах исследования TALIS ("Международное исследование по вопросам преподавания и обучения") рабочая неделя длится не более 38 часов.

"По данным Лаборатории педагогических измерений Воронежского института развития образования, на ребёнка в первую очередь влияет семья. Ни зарплата педагога, ни возраст педагога, ни высшая квалификационная категория. Причём, если хотя бы один родитель имеет высшее образование, то и результаты у ребёнка лучше".
Сайт Института проблем образовательной политики Эврика, 22.10.2012
                                                                                                                         
РАНХиГС при президенте РФ выпустила исследование "Успешность и неуспешность российских школьников (2018г.)": более двух третей учителей полагают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы, а их родители - по воспитанию детей.
Наиболее сложной педагогам представляется ситуация в 8-9 классах.
Большинство родителей оценивают успеваемость своих детей в школе как хорошую  или даже отличную.
Семьи объясняют низкую успеваемость детей различными причинами: отсутствием способностей к отдельным предметам, сложностью учебных программ, снижением интереса детей к учебе. И только 9,3% родителей отметили профессиональную деятельность учителей, нуждающуюся, по их мнению, в улучшении.

К 9 классу мотивация и интерес учащихся снижается в 2 раза по сравнению с 5 классом.

Уважаемый читатель, пожалуй, ограничусь этим... Теперь важнее усвоить, запомнить предложенный объём информации (в ходе встречи и в этих записках), чем наращивать массив нового материала. Помните, как говорят японцы в таких случаях: "это то, чему нельзя научиться во сне..."
Могу сообщить в заключение, что результаты PISA, проведённого в 2018 году, будут опубликованы 03.12.2019...так что продолжение следует.
А участникам Конкурса самое время сказать: "... как вернёшься с орденом - так поговорим..!")))
Успеха всем!
Ваша Татьяна Адольфовна

10 комментариев:

  1. Хомутова Н.А.11 янв. 2019 г., 18:39:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна! Потребовалось полдня, чтобы уложить цифры в голове. И, скорее всего, не один месяц, не один педсовет и не одно родительское собрание, чтобы увериться в правильном выборе пути. Результаты исследования побуждают переосмыслить или, наоборот, констатировать школьную действительность. Принять положение дел? Сложно. Уныло. Безрадостно.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Александровна, несколько дней назад бывшая учительница, порвавшая со школой уже полтора десятка лет как, задала мне вопрос о том, какие перспективы сейчас у нашей школы. Мой язык, опережая разум, выдал: "хорошие перспективы, воодушевляющие". Позже, по зрелом размышлении утвердилась в том, что ответ мой был хотя и неаргументированный, но имеющий под собой вполне серьёзные обоснования, подтверждаемые солидными ресурсами, выделяемыми ныне на развитие отечественной системы образования, есть проработанные программы и тд.
    Откуда Ваш пессимизм?
    Было ли что-то из прозвучавшего в рамках последнего информирования принципиально неизвестное Вам? Нет. Быть может конкретные показатели оказались ярче, чем представлялось педагогу-практику...
    Есть позитивная динамика в переменах, пришедших в школу? Есть. Может быть сил затрачено много больше и эти перемены должны быть значительнее? Возможно. Но есть законы диалектики, утверждающие, что чем выше развитие - тем быстрее движение и нарастают изменения.
    И конфликт поколений тоже вещь не новая... Верно, впервые в истории человечества наступили времена, когда наши ученики порою умеют больше своих учителей... Но сферы эти ограниченные и зрелые педали, если они настоящие, довольно скоро преодолевают своё отставание в каких- то, как правило, технических манипуляциях, призывая на помощь своих же продвинутых учеников или самостоятельно; а совершенно парадоксальные (зачастую) мнения учеников оборачивают в обогащение содержания образовательного процесса, урока, а не в конфликт и противостояние "учитель- ученик"...
    Бесспорно, такое взаимодействие требует от учителя кратно больше затрат интеллектуальных, нервных, эмоциональных и конспект уроков, написанный десяток лет назад, вряд ли поможет...
    Да, дивно изменились умонастроения многих родителей, но наступают времена, когда есть куда их спорадическую активность направить - все больше специализированных порталов для родителей (хотя просвещенный родитель это не только союзник, но и подкованная оппозиция)), консультантов. Хотя "родной" учитель с неравнодушным сердцем, был и остаётся самым-самым советчиком семье его учеников.
    Ваша собственная семья не видит Вас дома и лишена присутствия мамы-жены-дочери в семье? Вот здесь мне ответить нечего... Разве что напомнить апостольское предостережение "немногие делайтесь учителями..!" Но ведь это Ваше призвание и Ваш, быть может, Крест...
    Сложно? Да. Трудно? Да.
    Уныло? Да ничуть! Появляются новые виды и способы деятельности - предстоит осваивать...)) Безрадостно? Нет, обнадеживающе! Что можно вершить с новыми возможностями..!) и потом намечены, есть пути движения вверх.
    Или ошибаюсь? В том числе потому, что "загребаю жар чужими руками"? Зато и не сужу о войне из своего окопа... А значит довольно объективна. Или неправа?
    Что скажете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хомутова Н.А.12 янв. 2019 г., 12:06:00

      Добрый день, уважаемая Татьяна Адольфовна! Перемены в образовании как раз и воодушевляют. И новые школы, и внимание к совершенствованию учителя, развитию детей. Безрадостны, унылы иногда возникающие желания оставить всё в школьной жизни как есть. Они быстро проходят. Так как остается незыблемым истинное, вечное, абсолютное).

      Удалить
  3. Простите, там опечатка: там "зрелые педагоги", а не педали...)
    Извините.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте! Из «мозаики» фактов складывается довольно печальная картина: загруженные, задёрганные российские учителя, работающие на износ, с признаками эмоционального и профессионального выгорания, недовольны результатами обучения своих учащихся и воспитанием детей в семьях, а родители учеников, в свою очередь, вяло отбиваются, разводя руками. А когда-то было по-другому? Поднимая пласты памяти, окунулась на тридцать лет назад, вспомнила первый для молоденькой учительницы педсовет – удручающее впечатление, мысль одна – зачем я здесь? В девятых классах низкая мотивация? В этом учебном году по результатам психологического тестирования у 50% учащихся моего первого класса в ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ обучения в школе выявлена низкая мотивация к обучению. Будем работать, надо меняться. Если национальный проект "Образование" действительно станет реальностью, то открываются широкие перспективы для школы. Детские технопарки (только перечисление их разновидностей читаешь как цитату из фантастической книги) у нас, в России, да что в России – уже в нашем городе! А вчера на педсовете обсуждали новые возможности электронной школы. А сегодня пришли после долгих зимних каникул мои первоклашки и улыбнулись: «Мы скучали по школе».

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Верно, Татьяна Геннадьевна, за лесом нужно видеть деревья...
      Здесь одинаково неуместны как пессимизм, так и неоправданный оптимизм.
      И ещё. Надо помнить: педагогика не может всего. Не как оправдание своей бездарности или пассивности, а для реалистичной картины и более точного вИдения своих пусть скромных (или масштабных!) , но таких важных достижений.

      Удалить
  5. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна! "Мозаика" цифр не удивляет - все "прочувствовано" на себе!
    Спасибо за продолжение на страницах Блога, мне не хватает Ваших жизнеутверждающих и поддерживающих слов... Успех каждого ребёнка очень важен не только для семьи, которая растит юного ученика, но и для учителя. Детские технопарки - это здорово!
    Многие коллеги перестроились и многому научились за последние годы реализации Национального проекта "Образование", - появилась возможность учиться на вебинарах, мастер-классах у удивительных педагогов страны!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Из осколков, точнее, из нескольких разрозненных фактов, которые вдогонку дослала участникам Рождественских встреч Пеликанов, никак не может вырисоваться полная и объективная картина настоящего и ближайшего будущего Российского образования.
    Вы правы - перспективы перед учителями открываются невиданные. Из успешности каждого и только так может сложиться общий результат, иначе не достичь высоких целей нацпроекта, он начал отсчёт с 2018, сменив ПНПО, который - уже часть истории.
    Спасибо за комментарий.

    ОтветитьУдалить
  7. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Как много работающих учителей поддержат результаты исследования воронежских ученых. Скорее всего именно поэтому учителя считают нужным задавать больше домашних заданий, проектов для всей семьи. Одни родители воспринимают ситуацию с благодарностью, другие - с возмущением, третьи поддерживают семейное обучение. Я точно знаю, что если ребёнку повезло с учителем, на дом уходит одна пятая от классных заданий.

    ОтветитьУдалить
  8. Юлия Владимировна, выскажу свою точку зрения на этот счёт. Вероятно истина лежит где-то посередине: безусловно, проекты для всей семьи способны стать дополнительной консолидирующей силой для одних и яблоком раздора для других... Потому повезти должно и с учителем, и с ...родителями. Недаром на Востоке говорят, что хороший родитель стоит тысячи учителей.
    Опять-таки выходим на индивидуализацию образования: обязательный учёт педагогом семейной обстановки при разработке домашних заданий. Уверена, что развитие индивидуализации образовательной деятельности невозможно без расцвета семейной педагогики (как бы неожиданным это не показалось это на первый взгляд!)
    Но, в худшей версии, Юлия Владимировна, сплошь и рядом имеем примеры, когда неразумно объемные домашние задания учитель даёт, чтобы компенсировать свою малоэффективную работу на уроке...

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!