Внимание!


"Школа претендента" начала свою работу! Ждем Ваших вопросов!

среда, 31 января 2018 г.

Новый Конкурс - новые впечатления и надежды

Здравствуйте, уважаемые коллеги, читатели и гости Блога Ассоциации! Неделю назад завершил свою работу профессиональный конкурс «Учитель года города Краснодара-2018», события которого освещались на страницах Блога. Ежедневное количество просмотров его публикаций в эти дни составило в среднем 800, при этом от участников конкурса не поступило ни одного комментария.
Но наверняка остались вопросы, без которых невозможно представить завершенными конкурсные испытания. Получив согласие от Наставника Краснодарских Пеликанов – Татьяны Адольфовны Ваховской, члены Совета Ассоциации задали лишь один вопрос:
- Татьяна Адольфовна, что более всего Вас порадовало в прошедшем Конкурсе, а что более всего огорчило? именно ЭТО побудило Вас дать нам интервью после длительного "молчания" в Блоге?»

- О причине своего согласия ответить на Ваши вопросы скажу в завершение, а начну с самого-самого со знаком плюс и минус...
Отрадно, что Конкурс остается востребованным и популярным, особенно если учесть, что действующее Положение о нем ставит учителей-участников в беспрецедентно сложные условия подготовки 9 заданий, охватывающих весь спектр оговоренных в Стандарте профессиональных компетентностей. Мы не располагаем информацией о том, есть еще где-либо в России подобного уровня муниципальные этапы "Учителя года". Не переводится клан учителей, желающих или соглашающихся на публичную пробу своего мастерства (однако бросается в глаза, что ежегодно в Конкурс приходит значительное число недавних учителей-переселенцев, даже не вполне адаптировавшихся к конкретным условиям собственно российского и, в том числе, краснодарского образования, мощно несущего инновации и традиции... но, по всей видимости, это вопрос к руководителям  образовательных учреждений...). Радует, что десятки учителей оказываются поставленными в ситуацию, когда на пределе сил и возможностей создают конкурсный продукт, который каждого - в его личном раскладе - выводит на новый уровень мастерства или, как минимум ярко высвечивает "западающие" звенья в индивидуально-личностном развитии, - а это уже очень немало. Вот и нынешняя волна-2018 при зрелом и критическом анализе своей конкурсной деятельности может определить, в каком направлении следует двигаться дальше: участники Конкурса вооружены нами информацией об их стиле преподавания, получили учителя конкретный конкурсный опыт, которого хватит в части повышения их собственной квалификации не менее, чем на пятилетку. Правда, это при условии ЖЕЛАНИЯ, ГОТОВНОСТИ и СПОСОБНОСТИ расти...  И в этом "движении вверх" порукой им - их добрая воля, Блог Ассоциации, сама Ассоциация.                     
Теперь о минусах и просчетах (на мой субъективный взгляд через призму нескольких десятков лет жизни в Конкурсе УГ) волны-2018 и не только...
Конечно же это Урок. Понятно, что за ним стоит школа каждого конкурсанта, родное предметное МО и, в первую очередь, сам учитель, а значит проблема разрастается вширь и вглубь.
На основании чего я сужу об уровне конкурсных уроков?
Первое. Глубоко уверена, убеждена даже, что конкурсант, способный дать урок, отвечающий современным требованиям и согласующийся с критериями его оценки, прописанными в конкурсном Положении (оценочных листах), такой конкурсант НИКОГДА не проявит педагогического бессилия ни в беседе с родителями, ни в воспитательном мероприятии-экспромте, ни в мастер-классе, ни пресс-конференции. (Тогда возникают вопросы к ряду предметных жюри, в частности, иностранных языков, так и манит их спросить: что и как вы оценивали, коллеги?)
Второе. Внимательно выслушала обстоятельные отзывы об уроках авторитетных для меня Пеликанов, которые в ранге членов жюри отсмотрели все уроки на Конкурсе. Поддержала их идею о неприсвоении Кубка «За урок 21 века», поскольку он – награда, учрежденная общественной организацией, Ассоциацией учителей «Учитель Года»,  и только Ассоциация вправе решать судьбу Кубка, памятуя о том, что он вручается авторам уроков-шедевров, и что у нынешних оценщиков есть большая ответственность перед идеей (Урок  21 века!) и прежними обладателями этой награды: нельзя снижать планку, невольно унижая подлинных учителей-новаторов, в свое время потрясших своими уроками Конкурсы их лет…
Но вернемся к Уроку. Непростительное число конкурсантов дали свой урок так и не определившись, какие ценности они хотят донести до учеников – так вместо «кусочка жизни» они выдавали на-гора некое «педагогическое действо», где сила мысли - чувства - переживания подменялась едва ли не  псевдонаучной потугой выстраивания некоего «концепта», на котором учитель настаивал, отметая другие мнения детей… (А потом мы все дружно удивляемся тому, что детей не заставить взять в руки книгу или что они в приступах ослепляющей злобы проявляют агрессию… к учителям – тоже.) Где же это дивное взаимопонимание, пронзительное доверие, когда урок идет глаза в глаза, на одном дыхании учителя и ученика? нет его! (При том, что такое состояние педагогического катарсиса вызывали у волны-2018 выступавшие перед ними в ходе методической учебы Пеликаны-гуру!)           
...Стоит ли теперь говорить, что родительское собрание как конкурсное задание повторяло слабости и урока, и воспитательного мероприятия, только они, эти слабости и просчеты, были возведены в степень: учителя-конкурсанты преимущественно «пустыми» выходили к родителям – это не были Профессионалы, вооруженные знанием современной педагогики (теории и практики), возрастной психологии,  психологии образования детей и обогащенные личным опытом успешного преодоления детских и подростковых трудностей и деформаций…
Не надо обольщаться: конкурсные уроки, беседы с детьми и родителями, имея современный технический антураж, так и оставались в большинстве своем уроками/беседами из конца19 (даже не 20!) века; тем горше, что их проводили учителя с хорошим потенциалом (который в момент, скажем, проведения урока так и оставался пассивным потенциалом), имеющие свои интернет-ресурсы, Блог Ассоциации с его ценнейшими педагогическими кладовыми и возможностью обратиться за живой помощью к Пеликанам (увы! и эти возможности остались незадействованными).
Этот потенциал оставался в дремлющем состоянии и в последующих конкурсных испытаниях. Не оттого ли несколько финалистов в основу своего мастер-класса положили опыт личного  предъявления в соцсетях (повторюсь: и это при наличии у каждого персонального интернет-ресурса, профессиональной направленности!), вот мы, зрители и жюри, и стали очевидцами «мастер-классов», где не было места глубоко аргументированному, доказательному показу эффективности (результативности, продуктивности) педагогического опыта финалиста, демонстрировались лишь некие разрозненные наброски (достойные разве что снисходительного «лайка»), высшее достоинство которых состояло в том, что они были… бесплатные…
Справедливости ради скажу, что промелькнули и достойные идеи, например, когда условия математической задачи про масло заменялись на яркий краеведческий материал. Отлично! Ценно! Идея не новая, но крайне полезная, однако, для мастер-класса Финала этого явно недостаточно... Почему бы не показать еще какой-либо прием в рамках этого же выступления?! Тогда и весомость выступления была бы на порядок выше. Вот и получается, что и здесь оценка вмещалась в понятия "невыразительно, малоубедительно, бездоказательно"… Взыскательно? Да. Справедливо? Да. "Учитель строг, потому что желает тебе добра".
… Нобелевские лекции стали тем, что возвысило и "спасло" Конкурс. Да, в Нобелевской лекции не место милицейской хронике или фрагменту видеофильма, но в воплощении учителей-суперфиналистов это  простительно… Благодарю сердечно за глубину и силу заключительного слова «золотой» пятерки! Мне, как и большинству присутствовавших в зале, еще долго будет над чем размышлять. Это было достойно!
Значит есть порох в пороховницах?
Но куда же он делся, когда все участники-2018 поднялись на сцену?! Поясню. Участники-2018 взяли слово - и что?
Проникновенных слов удостоилась совершенно по праву лишь Т.А. Гайдук, чьи заслуги перед конкурсным движением невозможно переоценить. Но почему лишь она? (Оговорюсь сразу: щедрую порцию благодарности от волны-2018 я в свое время получила в полной мере, речь не обо мне…) Конкурс – это сотни задействованных людей – от изготовителя памятных лент Пеликанов до главы города, но их всех объединяет понятие Оргкомитет. (Не последнюю роль в нем играют члены Ассоциации, её Совет.) Одни выполняют свои обязанности по долгу службы, другие – по велению души…
Конкурсанты этого не заметили… Не сумели понять? Не захотели? Себя видели главными действующими лицами? Так почему не отреагировали в последнюю минуту Конкурса? Почему молчат в Блоге? Неужели еще не поняли, что никто никому ничем не обязан и это не они – великие, а великодушие проявляют подлинные Краснодарские Пеликаны..?! Пройдет совсем немного времени - и вам, нынешним учителям года, станет очень не хватать... чего? в конечном счете - Конкурса и всего с ним связанного. Значит следует стать Пеликанами...
А почему молчат прежние поколения участников? и Блог осиротел без вас... Так далеко отошли от Конкурса? Стали пустые и холодные..? Ведь давно наступило время отдавать и как-то обозначать свое присутствие в Пеликаньем мире...
А теперь об этом интервью. Я никогда не порывала с Ассоциацией, переведя в последний отрезок времени свои контакты в режим живого общения и при том очень сильно рассчитывая на то, что с уходом Татьяны Адольфовны из Блога, поднимутся Пеликаны-активисты… Не поднялись.
И в заключение - о главном.
2018 год – год 10-летия образования Ассоциации. Перед моим взором проходят её лидеры и их подвижнические дела – Митрюкова Виктория Геннадиевна, Лунёва Юлия Геннадьевна, Казанцева Лилия Павловна, ныне действующая Степанова Наталия Львовна.
Я, как и многие-многие участники УГ, помню вас, уважаю до благоговения и всё время жду… вашего слова и дела, вашего возвращения в Пеликанью стаю, в Блог - родное гнездо. Не может же ошибаться ваш наставник – вы же настоящие..!

P.S. ...в моей рабочей биографии был сюжет, когда аноним донес на меня той поры руководителю департамента за жесткую критику краевого профессионального конкурса в этом Блоге. Тогда тот руководитель мне предложил оставить острые высказывания до тех времен, когда я стану частным лицом; теперь эти времена наступили и мои критические размышления проникнуты одним - уважением к вам, учителя, и полной верой в то, что лучшие ваши выступления впереди, но они невозможны без опыта участия в УГ-2018. Потому и разговор мой с вами, коллеги, на равных.


41 комментарий:

  1. Наталия Львовна спасибо за интервью. Мы правда молчим, потому что учимся жить без конкурса. Это сложно. Нам очень важны слова Татьяны Адольфовны. Мы их ждали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Юлия Юрьевна, Вам виднее, как лучше учиться жить без Конкурса - молча или в активном обсуждении. Но как догадаться, что Вы пребывали в ожидании чьей-то реакции? что Вам важны, например, мои оценки?
      Я очень признательна Вам за то, что Вы преодолели некий барьер и написали в Блог. Почему это важно? Уверена, что Вам нужно выговориться (и есть что сказать) в послесловие Конкурса. Мне было важно просигнализировать Вам, что Ваши выступления были поняты и одобрены, но уровень притязаний Ваших должен быть выше не в части итогового места, а в содержательном наполнении заданий Финала, Вы однозначно можете "выше, дальше, быстрее...")) Нужна бОльшая концентрация мысли и действия, чтобы оказаться в суперфинале (Вы не превзошли самую себя - Вы, конечно, понимаете, о чем это я).
      Еще раз спасибо за Ваш отклик. С уважением, Ваховская

      Удалить
    2. Благодарю вас Татьяна Адольфовна за отзыв на мой комментарий. Признаюсь, ждала именно вашей оценки, как глоток воды. Это моя первая "ходка" в конкурс. Я сделала вывод. Года три я буду готовиться принять участие в конкуре снова. C радостью бы вступила в ряды Ассоциации. Как это сделать? С уважением Юлия Юрьевна.

      Удалить
    3. Добрый день, Юлия Юрьевна, всем сердцем рада Вашему решению! Быть может, на подготовку понадобится меньше времени..? Не факт, что и следующий Конкурс будет проходить по ныне действующему Положению... Я это к тому, что Конкурс-2019 может иметь иные конкурсные задания. И уж точно, что ВСЕ темы сменятся. Практически полная гарантия, что сохранится урок и нечто с детьми и родителями, но это только предположения. Будем надеяться, что Положение-2019 выйдет с хорошим запасом времени для его подготовительной реализации очередной волной участников.
      Уверена, что кто-то из Совета Ассоциации ответит Вам о членстве.
      А пока нарабатывайте новые приемы своей образовательной (обучение+воспитание) деятельности, расширяющие Ваши педагогические возможности и даже...работайте с тембром голоса))); что там Вам рекомендуется в связи с Вашим стилем преподавания..?
      Может стоить завести тетрадь или в Вашем Дневнике (если такой имеется) отвести место для мудрых и не очень мыслей, идей, цитат и проч., работающих на будущие Ваши выступления; к слову, на конкурсные задания МОЖНО брать с собою дневничок-записную книжку... С особой тщательностью стоит уже теперь продумывать и готовить тематическую часть бесед с родителями на реальных проводимых Вами собраниях; придумать и запустить в своем классе и тех, где Вы преподаете, какую-то анкету-опросник, включив в него разные и непростые вопросы нравственно-этического порядка, а обработанные результаты положить в основу Ваших будущих выступлений (с родителями и детьми), на Конкурсе в том числе... Обязательно найдите и прочтите книги, которые я показывала вам на методических консультациях (хотя бы Е.А.Ямбурга "Школа и ее окрестности").
      Вот ооочень немногое из того, что следует прямо теперь уже делать...
      Еще раз - порадовали!

      Удалить
    4. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Спасибо Вам большое за советы, уверена, они пригодятся не только Юлии Юрьевне, но всем внимательным читателям - будущим и прошлым участникам УГ. Будущим - для подготовки, прошлым - для того, чтобы вспомнить. "Знания имеют тенденцию угасать"... Никогда не забываю эти Ваши слова.

      Удалить
    5. А я Вас благодарю, Эльвира Ульфатовна, за образцовое состояние Блога: внимательно оглядела Главную (никуда вглубь не ходила - интервью так интервью!) мне очень-очень понравился ее вид и то новенькое, что появилось здесь за последнюю пару лет.
      Если позволите, выскажу затаенное пожелание - уверена, что в главной заставке Блога обязательно должна быть Лилия Павловна Казанцева. Она - создатель-конструктор Блога, при ней он достиг беспрецедентных высот! (я и место нашла - вместо моего изображения в белом)))
      Мысль, процитированная Вами, верна сама по себе и в первую очередь применительно к той информации, которая редко эксплуатируется...
      Спасибо за отклик - рада Вам!

      Удалить
    6. Татьяна Адольфовна! Спасибо Вам за добрые слова. Это совместная работа, Наталия Львовна и Юлия Владимировна были настоящими реализаторами и идейными вдохновителями изменений. Я - только технический исполнитель уже готовых решений :)
      Мы обязательно обдумаем Ваше пожелание. Согласна с Вашими словами о работе Лилии Павловны Казанцевой, ее вклад в успешную жизнь Блога Ассоциации неоценим. Но вот убирать Вашу фотографию с шапки блога? Думаю, что мы, Совет, никогда на это не пойдем.
      Очень рада Вашему возвращению!

      Удалить
    7. Эльвира Ульфатовна, людям важен не только факт признания их заслуг, но и "материальный" след (даже при размежевании с нашим Блогом); ситуация сложилась, как в той шутке: милая, ты у меня такая умная, придумай что-нибудь...) Так и я скажу: придумайте что-нибудь, тем более что мое фото имеется в групповом снимке.
      По поводу высказанных мною пожеланий. Спасибо, что не отвергли. Наступило время, когда мы в ответе перед Блогом - он велик, ибо несет мысль, чувство, действия многих поколений Пеликанов, его уважаемых читателей, это ко многому обязывает (особенно в ситуации, когда Блог немало людей покинули, а может даже и предали).

      Удалить
  2. Спасибо, уважаемая Татьяна Адольфовна, за прямой разговор с Наставником, за возможность учиться в Конкурсе и после Конкурса. Для меня в Конкурсе-2018 очень ценно, что сохранились в полном объёме 9 испытаний, позволяющих раскрыть личность и профессионализм учителя, Нобелевские лекции, звучавшие на той высокой ноте, которая находится в диапазоне только заключительного испытания. По моему мнению, Конкурс для всех участников СОбытия будет завершён тогда, когда все испытания пройдут рефлексию, когда станут определены слабые и сильные стороны представляемых продуктов. И я дорожу тем, что у Ассоциации есть Блог - площадка для прямого разговора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, почему поделилась своими размышлениями с читателями Блога? Убеждена, что для перемен к лучшему, для движения вперед необходим глубокий и честный анализ - только так, через критическое осмысление, возможен конструктивный вывод, вывод-действие, иначе зачем все напряги и муки Конкурса? Но участники-2018, как и все предыдущие поколения УГ, как правило, очень много вложили в конкурсные задания, прониклись ими и даже полюбили их как вершину своих педагогических творений последнего периода. В этих условиях сложно принять полученные недостаточно высокие баллы. Сразу же возникают мысли о несправедливости и, как следствие, обиды. Это тупиковый путь. Более всего не пожелала бы такого сценарного завершения важного профессионального испытания. Потому ответила на поступившие мне вопросы, согласившись на возвращение в Блог, а теперь всем сердцем радуюсь комментариям Пеликанов.
      Я не знаю более честной, открытой и принципиальной площадки для разговора, чем Блог (во всяком случае тот и той поры, когда работала в нем), и те, кто избегает его, добровольно лишает себя многого...
      С уважением, Татьяна Адольфовна

      Удалить
    2. Татьяна Адольфовна, когда впервые готовишься к прохождению конкурсных испытаний, не в полной мере осознаешь тот путь, который предстоит пройти. Возникают недоумения: почему так много заданий? Казалось бы, давайте остановимся, допустим, на визитке и уроке (и который год подряд эти предположения возникают, предположу, у новых поколений конкурсантов, судя по тому, что на визитную карточку некоторых сил потрачено больше, чем на замысел урока). По прохождению времени понимаешь, что такой подбор заданий выявляет самого сильного в этом потоке учителей, а реализация самих заданий, методическая Учеба и тренинги - лучшие курсы повышения квалификации. Как известно, «Мастерство родится не из опыта, а из рефлексии». Конечно, для тех педагогов, кто пришел в Конкурс учиться. Накопленный мной материал в ходе подготовки к Конкурсу еще не раз получил новое развитие в других профессиональных состязаниях, а в моей каждодневной работе ... произошли огромные изменения! Спасибо, Конкурс! А что же дальше, спросит Волна-2018? Все мы понимаем, что если послеконкурсный период не заполняется новым содержанием, идет угасание полученного в "Учителе года города Краснодара". Необходима работа в межконкурсный период. После конкурса есть Ассоциация участников профессионального конкурса Учитель года города Краснодара! Хочу выразить слова благодарности оргкомитету Конкурса за то, что много лет члены Ассоциации становятся СОучастниками важного в жизни каждого учителя-конкурсанта СОбытия!

      Удалить
    3. Наталья Александровна, простите пожалуйста, еще вчера ответила сразу же, но ответ где-то утонул-затерялся в безбрежной Сети...
      Действительно: мастерство родится не из опыта (!), а из РЕФЛЕКСИИ опыта, - так учит академик В.С.Лазарев. Наши обрывочные мысли здесь, в Блоге, это и наша рефлексия увиденного на Конкурсе, и попытка поделиться своим мнением, и стремление дать пищу хотя бы для анализа (он меньше, чем рефлексия, структурно проще и мельче) участникам-2018: они должны знать, КАК воспринималось зрителями то, что они воплощали в конкурсных заданиях; сравнить, НАСКОЛЬКО это совпало с тем, что ими задумывалось; найти ГДЕ и в РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО произошло непонимание или разночтения. В живом диа-полилоге это происходит полнее и эффективнее, но и сам факт того, что коллеги-участники нынешнего Конкурса услышат наше мнение - уже немало...
      Вы правы - актив Ассоциации не просто соучастник конкурсного действа, но уже и ведущий его, а это беспрецедентно!

      Удалить
    4. Спасибо, уважаемая Татьяна Адольфовна! К сожалению, выражу свое мнение, как анализу урока, так и рефлексии опыта, учитель обучен меньше всего. Поэтому Ваши комментарии к статье конспективно в блокнот, заведенный в период Конкурса, записаны)

      Удалить
    5. Назову один из путей к овладению анализом урока, рефлексией своей деятельности (к слову, не только педагогической деятельности... Помню-помню, что ответ на вопрос пресс-конференции - как понять правило существования ребенка в семье: "Если семья не движется вперед, то ребенок идет назад", - так и остался вопросом, ибо ответы суперфиналистов повально не учитывали того обстоятельства, что в понятие "семья" входят и родители, и дети... Отвечавшие же напротив четко размежевали: родители - дети, а речь шла о семье, которая как единое целое должна развиваться, нарабатывая опыт общения, взаимопомощи и доверия, свои традиции и проч., понятно, что ведущие здесь родители, они должны выступать движителями, обеспечивая не только развитие детей, НО САМИХ СЕБЯ и их общую ячейку - семью в целом; не будут расти, возвышаясь, родители, не будут работать на культурный и иной рост СВОЙ и детей -не будет возвышаться во всех отношениях семья - и тогда дети пойдут вниз, причем это будет двойное сползание, ибо потом это "невысокое, а то и низкое" они воспроизведут в своих собственных семьях... Вот таков примерно должен был быть ход мыслей...) Итак, первый путь - это овладение анализом и рефлексией, учась у руководителей своего ОУ, которые анализируют вашу работу и ваших коллег; как бы в подражание им учитель прибегает к аналогичным приемам и подходам, теперь уже в самостоятельной аналитической деятельности, нарабатывая новые способы рефлексивной деятельности. Но! Почти поголовно таких образцов учитель не получает (хотя это прямая обязанность заместителей директора и самого директора, когда он выступает в роли оценщика деятельности учителя); да и самого учителя в служебном порядке не ставят в ситуацию, когда он должен провести САМОанализ своего урока, мероприятия и проч. или это сделать применительно к деятельности коллег. Не помогает делу и аттестация учителей (иначе мы бы имели учителя с хорошо и отлично сформированным умением, а то и навыком анализа).
      Именно потому в профессиональный конкурс как самостоятельное включено задание "самоанализ урока"...
      Существует алгоритм рефлексии (о десятках и десятках схем урока и внеурочных мероприятий не говорю - это общеизвестно; здесь надо остановиться на 3-4 версиях, которые охватывали бы практически все виды образовательного процесса учителя и ученика, иметь их всегда под рукой и поначалу, заглядывая в них, мысленно, но четко давать себе отчет в том, что-как-зачем-почему и с каким результатом я получил). Так вот следуя этому алгоритму рефлексии и нужно искать решения-объяснения, почему я должен выстроить свою деятельность и учеников именно так, как усилить образовательный эффект и т.д. Рефлексия же - это мысль о мыслях...
      Стоит ли говорить, как она важна в личной жизни каждого?! Значит остается одно, но самое верное - САМООБРАЗОВАНИЕ,
      "А пока - в неизвестном живем
      И не ведаем сил мы своих,
      И, как дети, играем с огнем,
      Обжигая себя и других..."
      Это А. Блок, 1913 год...

      Удалить
    6. Мысли о мыслях... Какое глубокое и понятное определение рефлексии...! По крупицам собираю редкие материалы о рефлексии деятельности. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за обогащение моей кладовой!

      Удалить
  3. Доброго вечера, уважаемая Татьяна Адольфовна! С большим трепетом прочла Ваше интервью. Вы всегда были, есть и будете Учителем пеликаньей стаи. Позвольте выразить свое мнение. Буду говорить только от своего имени. Сложилось так, что от конкурса этого года пеликанов отстранили. Возможно,мы не совсем удобны для организаторов конкурса. Возможно, мнения пеликанов не всегда сходятся с мнениями более компетентного жюри. Но так или иначе, нас оставили только для массовки в родительском собрании. Теперь о блоге. Меня постоянно посещают мысли, нужны ли помещенные здесь материалы нынешним конкурсантам? Дневник конкурса, который велся для волны-2018 не удостоился ни единого комментария, ни положительного, ни отрицательного. Зачем тогда этот труд? Возможно, нынешним поколениям претендентов на столь почетное звание достаточно других сайтов и блогов. Меня посещают мысли о создании альтернативного конкурса профессионального мастерства. Думаю, что нам стоит над этим поразмыслить. "Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить",- писал Александр Трифонович Твардовский. Нельзя вести серьезный разговор с подростками на слэнге, нельзя учить ребят совершать добрые поступки, непонимая, в чем они заключаются, нельзя сводить счастье ребенка к успешной учебе. Словом, есть над чем задуматься, из чего вынести уроки. Спасибо, Татьяна Адольфовна, что остаётесь с нами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Милая, милая Ирина Вячеславовна! Непростой Ваш комментарий, с болью... Простите, если мой Вам ответ не сможет врачевать Ваши "раны".
      Действительно, в Конкурсе-2018 участие Пеликанов было сужено. Трудно сейчас сказать, сделано это было по наивности (дескать они в междисциплинарном жюри своё мнение выскажут!) или из желания "задвинуть". Как разработчик и реализатор Положения о Конкурсе огорчена сильнее Вас, поскольку мне дано и ещё понять, что участие, широкое и массовое, актива Ассоциации в Конкурсе - это не только залог его классной работы, четкой, слаженной, профессиональной, которую никогда не обеспечит конгломерат не участвовавших в Конкурсе пусть даже очень толковых учителей, но и самый эффективный способ поддерживать Краснодарских Пеликанов в отличной инновационной форме, кроме того, на ваших образцах ежегодно очередные конкурсные "волны" готовятся к своим конкурсным выступлениям (значит учебу новой волны пусть "они" проводят, а "жюрить" мы найдём других...). Похоже это обстоятельство никак в голову Оргкомитет не возьмёт... или явно его недооценивает , а если так, то не нарастать будет удельный вес по-настоящему эффективных учителей, получивших настоящую конкурсную выучку (не чета этому году, когда вынужденно была у нас с конкурсантами взлет-посадка), а схлопываться.
      Ваша идея о профессиональном конкурсе от Ассоциации для учителей, Ирина Вячеславовна, мне представляется Пеликаньим романтизмом: Вы сами очевидцы и свидетели, что народ безмолвствует даже в Блоге... Представить, что они придут в конкурс от общественной организации, простите, не могу. Да и зачем создавать альтернативу "Учителю года России", Ирина Вячеславовна?! Ведь наш Конкурс - это муниципальный этап Всероссийского, это ваш Конкурс, уважаемые Краснодарские Пеликаны всех времён! Не гоже пасовать и отходить в сторону только потому, что нынче в многочисленных предметных жюри от Ассоциации работала только Елена Леонидовна Евтушенко. Однако, Хомутова Н.А. провела Конкурс в "тайной комнате" как член Счетной комисси - честь преогромная! И ещё. В Положении о Конкурсе заложена идея ротации и перерывов: первым себя в один из Конкурсов "исключил" Ваховский Ф.И.- директор КНМЦ не имел голоса в Конкурсе; трижды "пропускала" членство в Большом жюри я... Вот и будем расценивать отсутствие Тимощенко С.А., Митрюковой В.Г., Копылова В.А. , Тихоновой И.А. в Большом жюри и меньшее число представителей Ассоциации в различных жюри Конкурса как строгое следование букве Положения...
      Я разделяю Вашу позицию в той части, что в иных конкурсных заданиях волны-2018 были весьма сомнительные вещи, когда, к примеру, мастер-класс начинался как провинциальное КВНовское выступление и на ум приходило:"... И Остапа понесло..!"
      Будем думать, анализировать, искать, Ирина Вячеславовна, будем и впредь делать все для того, чтобы "Учитель года города Краснодара" оставался классной школой мастерства, а в каких-то счастливых случаях - и школой Профессионализма.
      Большое спасибо Вам за комментарий, понимаю, что пока мы делаем с Вами такое дело, которое не каждому по плечу.
      С уважением, Татьяна Адольфовна

      Удалить
    2. Уважаемая Ирина Вячеславовна. Позвольте выразить свое мнение по поводу нашего молчания. Блог Ассоциации это было единственное что мы посещали с участниками, эти бесценные материалы нам помогли систематизировать и отредактировать свои уроки и мероприятия. Отсутствие комментариев я оправдываю лишь отсутствием свободных минут в очень сжатые сроки конкурса. Общение с пеликанами нас обогащало, мы хотели еще и еще. Мы ждали этих встреч. Благодарим вас за консультации и за каждый вопрос на родительском собрании. С уважением Юлия Юрьевна

      Удалить
    3. Уважаемая Юлия Юрьевна, я очень рада, что хоть чем-то могла быть Вам и пеликанам Волны-2018 полезна. Не могу не отметить, что меня очень порадовали и приятно удивили визитные карточки. В каждой из них была видна индивидуальность конкурсанта, его отношение к профессиональному стандарту- планке, до которой надо расти и к чему стремиться. Надеюсь, что бессонные ночи, волнение и нервное напряжение уже позади, а рабочие будни дадут возможность конкурсантам пройти конкурс заново по страницам Дневника. Спасибо, Юлиярьевна за Ваш комментарий, удачи и дальнейших побед!

      Удалить
  4. Спасибо Вам за эти слова, уважаемая Татьяна Адольфовна. Ценные - преценные, такие долгожданные. Хотя к конкурсу никакого отношения не имею, но они очень важны для меня как учителя. Перечитываю их второй день. Спасибо Вам за ВСЁ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глубокоуважаемая Наталия Владимировна, уверена, что НИКТО не выиграл от Вашего неучастия в Конкурсе...
      Испытываю некоторую неловкость от того, что мои ответы не содержат универсально полезной информации для читателей, не видевших последнего Конкурса, но сам Ваш отклик чрезвычайно показателен - есть неостывающие сердца и чистые души... Спасибо Вам большое за верность и преданность конкурсному движению, Ваша Татьяна Адольфовна

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна. Ваше интервью невольно заставило вспомнить свои конкурсные дни. Как долго еще я возвращалась мысленно к своим конкурсным заданиям: что можно было улучшить, что пошло не так, а что вообще можно было изменить? Так хотелось узнать и понять природу своих ошибок и выстроить пути решения и преодоления тех проблем, на которые мне указал Конкурс. Мне помог Блог Ассоциации. Я думаю, что участники Волны УГ-2018 сейчас находятся в состоянии рефлексии. Профессиональный конкурс должен быть таким, чтобы не демонстрация себя, не педагогическое дефиле стало целью испытаний. Если восхождение на Олимп ставится во главу угла, сам конкурс несет в себе обратный эффект. Вспоминаются слова М.М. Поташника, когда на курсах повышения квалификации он сказал, что ему не интересно мнение людей, которые говорят, что у классика все хорошо, он с удовольствием выслушает тех, кто укажет ему на ошибки, либо готов с ним спорить. Пусть Конкурс и конкурсное послесловие даст учителям Волны-2018 возможность совершенствования своих педагогических навыков, откроет новые пути развития в профессии!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Юлия Владимировна! Не взыщите, что задержался ответ - по-видимому моих"длиннот" Интернет не выдерживает (вкупе с напором эмоций, которыми я сопровождаю свои комментарии), и написанный еще вчера ответ Вам также, как и в случае с Натальей Александровной, канул в Лету..)) Наталия Львовна организовала теперь для меня более надежный канал работы с поступающими отзывами на мою попытку интервью. Почему попытку? Резон есть во всем этом лишь при условии активного и массового ОБМЕНА мнениями, а в последнем я была совсем не уверена.
      Теперь о моем отношении в высказанному Вами. Ох, не соглашусь с Вами, Юлия Владимировна, что стремление оказаться на вершине Олимпа малопродуктивно... Надо, надо видеть сияющие вершины Олимпа и всеми силами стремиться к ним! Пусть и это желание работает на предельно высокий результат конкурсантов. В самом деле: абсолютный Победитель "Учитель года России" отныне получает премию в 3 млн. рублей, а стать им, Победителем, невозможно, не одержав победы в муниципальном этапе... Пусть и это обстоятельство будет дополнительным стимулом для качественной подготовки в целом и успешного выступления в нашем Конкурсе.
      ...ну, а чтобы оппонировать классику (хотя это совсем не самоцель) нужно оооочень много знать и еще больше обдумать и испробовать, пройдя через этапы и традиционки, и инноватики в поисках самого себя как эффективного и незаурядного учителя. Это так далеко, что даже плохо различимо? Нет! Гораздо ближе, чем порою кажется, ибо расстояние здесь измеряется не дистанциями, а количеством затраченного труда. И в волне-2018 немало есть учителей с ориентацией на новое педагогическое мышление и приближающихся к нему - Не Боги горшки обжигают!

      Удалить
    2. С понедельника начинается краевой этап конкурса "Учитель года". Желаю всем участникам приблизиться к вершинам Олимпа, так как стать лучшим учителем Конкурса 2018 кубанскому учителю под силу. Рада, что смогу внести свою лепту в роли члена предметного жюри. Татьяна Адольфовна, вносить улучшения в образовательный процесс - не это ли одна из задач современного учителя? Познание того, как найти этот метод, как открыть в себе незаурядного и эффективного учителя, побуждает ставить проблемные вопросы на страницах Блога, участвовать в профессиональных конкурсах, снова и снова анализировать свою деятельность в классе, вне урока.  Спасибо ещё раз огромное, Татьяна Адольфовна, за ответ.

      Удалить
    3. Рада, Юлия Владимировна, что поработаете в краевом конкурсе. Нам будут чрезвычайно полезны, важны Ваш впечатления, поскольку муниципальный этап все же должен - и наилучшим образом - готовить городского победителя к успешному выступлению на краевом этапе.
      Не сомневаюсь ни мгновения, что Мартынова О.В. имеет все основания для победы! Пусть будет так!

      Удалить
    4. В этом году можно наблюдать за мероприятиями Конкурса "Учитель года Кубани - 2018" онлайн, что позволяет всем желающим находиться в центре событий. Уроки конкурсантов, к сожалению, довелось посмотреть не всем. Поэтому спешу поделиться своими впечатлениями. Я убедилась, что в 2018 в Краснодарском крае состоялись, на мой взгляд, уроки 21 века. Автор одного из них - учитель обществознания станицы Павловской Фоменко Евгений Валерьевич. Его урок в 11 классе 101-й школы по теме "Политический выбор" побудил ребят задуматься, насколько важно в жизни каждого человека умение сделать правильный выбор. Ведь, как точно подметил Дорис Лессинг, "обучение - это, на самом деле, когда ты вдруг что-то понимаешь, что ты понимал всю свою жизнь, но иначе".

      Удалить
    5. Спасибо, Юлия Владимировна, за предвосхищенные события. Сегодня стало известно имя победителя конкурса "Учитель года Кубани". Отрадно, что учительский выбор совпал с оценками жюри. Будем болеть за Евгения Валерьевича на Всероссийском этапе!

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Несколько дней перечитывала Ваше интервью, с особым вниманием прочитываю ответы на комментарии, которые Вы даете. Каждое слово весомо, каждое требует внимания. Мне кажется, многие забывают про то, как важны слова. Эти мысли приходили мне в голову, когда я присутствовала на внеклассных мероприятиях. Конкурсантам хотелось "действа", зрелищности, поэтому и получилось, что прожитых совместно с детьми мгновений было так мало, время "съедали" писанина и "игрульки". "Нет ничего бессильнее слова и нет ничего сильнее слова". Помню, что примерно такие слова услышала когда-то тоже от Вас. Очень надеюсь, что Ваши слова не только прочитают, но и "проживут" участники.
    Конкурс позади, но ведь Конкурс - это только начало...
    Спасибо Вам за Ваше возвращение в Блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, я тоже все время прокручиваю в голове предложенные конкурсантами темы, вопросы и еще в большей степени их ответы... Признаюсь Вам - мне нелегко (может оттого и согласилась на это интервью, поскольку у меня были мизерные по объему контакты с участниками-2018 и нет уверенности в том, что они меня научились - или захотели - понимать; не меня,"великую", но то, чем наполнен Конкурс, его ценности и смыслы). К слову, Вашу личную успешность в Конкурсе я связываю исключительно с Вашим глубинным подходом к информации, поисками в ней личных смыслов.
      Недостаточно высокое КПД многих конкурсных выступлений склонна объяснить тем, что им не хватало продуманности (не хватка времени?), задела на будущее, слабое воздействие в настоящем. Поскольку сами нынешние участники безмолвствуют, предположу, что те вопросы и вызовы, которые им предложил Конкурс, были для них самих неожиданными что ли, прежде не встречавшимися. другими словами, они сами не нашли ответа, не дали себе отчет в том, как жить в мире с собой, миром и людьми (ведь в ходе ответа кто-то даже счел разумным изменить формулировку вопроса (?!?), а значит не понял смысла-значимости именно такого его звучания).
      Слово... это главный инструмент, оружие, орудие, средство, способ в работе учителя (именно потому на его фоне школе катастрофически не хватает дела!), а сила его воздействия напрямую зависит лишь от одного - масштаба личности того, кто его произносит.

      Удалить
    2. Татьяна Адольфовна, Вы, как всегда правы - Слово зависит от масштаба личности того, кто его произносит. Поэтому Вас так не хватает нам, Пеликанам... Читаю тут в комментариях о возможности встречи - всем сердцем "за"!
      Вопросы и проблемы просто необъятны, те, ответы на которые я хотела бы услышать от Вас, если бы была возможность, но больше всего в последнее время меня волнует вопрос - как наполнить свою жизнь нравственным содержанием и нести его детям? Особенно остро он встал передо мной, когда я увидела темы воспитательных мероприятий... Наверное, это не тема для лекции, и я ведь буду рада услышать Вас по любому поводу - Ваши лекции оставляют просто неизгладимый след в душе и служат потом долгой подпиткой!

      Удалить
    3. Эльвира Ульфатовна, дорогая, Вы меня пугаете: быть всегда правой... Увы! я ошибаюсь чаще, чем хотелось бы... Самый свежий пример: после завершения консультаций с волной-2018 я себе набросала примерный список финалистов и даже золотой пятерки... И что же? Признаюсь: крепко не совпало, огорчена дважды - собственному коэффициенту "кривизны" и возможной близорукости жюри (есть и третье - слабое стремление конкурсантов к тому, чтобы быть понятыми, чтобы быть наиболее убедительными. Что это? уверенность в том положении, что учитель всегда прав и не обязательно настойчиво искать самые убедительные аргументы и доказательства? Однако мне наши Пеликаны в доверительном разговоре рассказали, что едва ли не самая яркая черта нынешнего поколения детей - это отсутствие авторитетов). Не в последнюю очередь этим обстоятельством были продиктованы темы конкурсных заданий. (Они были очень непростыми, многоуровневыми.) В поисках пересматриваю заново крупнейшие научные публикации последнего года, статистику, заглядываю в свою картотеку. Я "заболеваю", когда вынашиваю будущие темы, прежде чем подать их на утверждение: напряженно круглосуточно думаю-ищу-взвешиваю-опять подбираю идеи, доказательства, логику, форму воплощения этих тем; включаю их в список, если только нахожу не менее 7-9 различных версий воплощения... Потому очень приветствую Вашу, Эльвира Ульфатовна, внутреннюю работу по обдумыванию направлений воспитательной работы, подсказанную темами конкурсных заданий - это крайне полезный, продуктивный путь.

      Удалить
  7. Татьяна Адольфовна, уважаемая и любимая! Весь конкурс 2018 года проходил так близко, но без меня. Читал Блог. Столько эмоций вызывает каждый год Конкурса, а значит, есть над чем работать и к чему стремиться. Наставления нынешним и следующим участникам конкурса необходимы, но воспринимаются большинством как "родительские советы". А зря... В этих "советах" и душа и понимание конкурса, в них цели и задачи, которые в положении о конкурсе. И их читают не все... А жаль... В этом году провели школьный этап конкурса. Проблему, которую озвучивали последние два года на конкурсе, связанную с качеством взаимодействия учителя и ученика на уроке, решил реализовать через призму своего педагогического коллектива. Остро ощущаю желание совершенствовать свое педагогическое мастерство, а за одно и коллег. Столько хочется рассказать, но закончу такими словами: "Не стоит село без праведников!"

    ОтветитьУдалить
  8. Приветствую Вас, Владимир Андреевич!
    Сегодня открылся краевой этап конкурса, и у меня перед глазами стоит Ваша работа перед "краевиками"! Как хорошо, что нам с Федором Ивановичем довелось увидеть Вас в деле тогда!
    Ну, а сегодня - не удивлюсь - если Вы как директор и Ваша школа есть те, единично-немногие, кто проводит школьный этап УГ, предусмотренный Положением, но -увы! - редкий, как летающая тарелка.
    Не скрою, мне не хватало Вас нынче. Но... что нас не убивает - делает сильнее.
    Всем сердцем рада за Ваш педколлектив: прорабатывая именно это направление, вы уверенно движетесь к достижению главного - высокому качеству образования в Вашем селе)))
    Сердечно благодарю, Владимир Андреевич, за добрые слова и верность конкурсному движению и Блогу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, уважаемые коллеги. Очень хочется в весенние каникулы поработать с учителями моей школы в направлении повышения мастерства проведения уроков. Могу ли я рассчитывать на помощь и участие Ассоциации? Татьяна Адольфовна, без Вас, конечно, эта учебная неделя не будет наполнена таким содержанием и смыслом. А если мы сможем увидеть еще и мастер-классы членов Ассоциации, то это станет самым большим шагом коллектива школы в сторону роста профессионализма. Очень и очень прошу.

      Удалить
    2. Владимир Андреевич, это интересное предложение. Аналогичное, только буквально по горячим следам Конкурса, я получила от Гайдук Т.А.: ее учителя попросили о встрече - методическом семинаре (до них долетали обрывки фраз нашей учебы с волной-2018 - и им тоже захотелось))
      Полагаю, что Ваше предложение следует обсудить в Совете Ассоциации, с Наталией Львовной, а мое согласие Вы, можно считать, получили.

      Удалить
  9. Хомутова Н.А.6 февр. 2018 г., 18:05:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна, помню о том, что когда наша Волна подавала документы на заочный этап Конкурса, мечтали о заветных баллах, чтобы попасть на Учёбу. Это был самый короткий путь) на Ваши лекции. Педагогическому коллективу, с которым Вы встречаетесь, несказанно повезло. Спокойной профессиональная жизнь быть перестаёт. Благодарю Вас, Татьяна Адольфовна, за заряд материалами, Словом, Улыбкой. Татьяна Адольфовна, просим Вас рассмотреть возможность Весенней подпитки для Пеликанов в виде Ваших лекций, Встречи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приветствую Вас, Наталья Александровна!
      Думаю, что если прочтет этот Ваш комментарий кто-то из нынешнего поколения УГ, то удивится: о чем это Хомутова? Ведь к великому моему сожалению, НИ ОДНОГО сюжета, ни одной темы из прежней учебы конкурсантов волна-2018 не услышала - попросту не было времени...Это самое большое мое огорчение, с этим белым пятном в их подготовке предконкурсной я склонна объяснить очень многое, даже прежнее и нынешнее молчание в Блоге.
      Думаю, что это -информирование актива Ассоциации - возможно, да вот Владимир Андреевич заговорил о том же времени - налицо почти "конфликт интересов"...))
      Наталья Александровна, соединить две аудитории (педколлектив СОШ №31 и Пеликанов) невозможно - вы в разных весовых категориях)). Значит нужно разводить, хотя это дело техники.
      Суть дела в другом - какого рода подпитка вам нужна? нужно определиться в круге интересующих вас тем, вопросов, проблем.

      Удалить
    2. Благодарю Вас,Татьяна Адольфовна, за то, что рассмотрели нашу просьбу. У меня есть давняя мечта, но предположу, тема этих лекций требует много Ваших сил и времени. Буду терпеливо ждать, верю, что однажды всё сложится. Для подпитки проблемных вопросов много. Татьяна Адольфовна, определяюсь с формулировкой тем. Буду готова, сразу напишу. Ещё раз спасибо!

      Удалить
  10. Николаенко Е.А.6 февр. 2018 г., 23:11:00

    Добрый вечер. Уважаемая Татьяна Адольфовна, Ваши слова, пожелания, наставления вспоминаю очень часто. Что остаётся после Конкурса? Понимание того, к чему нужно стремиться. Переосмысление себя как учителя. По прошествии времени в нашей школьной круговерти начинает не хватать чего-то нового, "толчка". Мне кажется, любая встреча с Вами - это, действительно, "заряд" для каждого учителя.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Александровна! Бесконечно рада Вашему отклику - я годы пребываю в ожидании нового периода Вашей жизни, когда поднимутся в семье дети, и мама-талантливый Пеликан заработает в полную мощь своих возможностей)), в том числе, на Конкурс, Блог, Ассоциацию. В связи с написанным здесь Вами замечу, что
      важно испытывать чувство острого неудовлетворения от результатов, которые перестают устраивать (даже если они вполне приличны на общем фоне), и когда это дойдет до предела и выльется в осознанное "надо что-то срочно менять", - тогда самые продвинутые учителя идут в Конкурс. Почувствовавшие вкус этой обогащающей работы остаются в конкурсном движении, превращаясь в своеобразных волонтеров, содействующих росту учительского мастерства (а то и профессионализма!). Только откровенно злые языки, узколобые невежды, боящиеся ярких, много знающих и много умеющих учителей заводят песенку о "звездности", нескромности и прочих "грехах" активистов. И тогда возникают простые конкретные вопросы: а когда вы, уважаемые, персонально вы, давали мастер-классы, уроки, другие педагогические действа из вашей практики перед десятками глаз профессионалов, зная, что сейчас они начнут детальный критический разбор, что называется распнут вас, а не отделаются привычно-безликим "спасибо за урок"?!? Когда? сколько раз? Слабо? Так какое право вы имеете на огульное очернение подвижнической (нервной, затратной, отбирающей время и силы) работы? Поистине, Моськи, лающие на Слона.
      Благодарю сердечно за отзыв, верю Вам и в Вас.

      Удалить
  11. Этим кратким словом подвожу черту своему выступлению и в целом побуждению поразмышлять здесь, в Блоге, над тем, что выявил очередной Конкурс. Получилось? Нет. Или не вполне. Главные действующие лица и исполнители не включились в коллективный разговор. Причины тому ведомы лишь им самим.
    Народная мудрость: лошадь невозможно заставить пить, ее можно лишь привести к водопою, - так говорят на Востоке. Русская пословица еще определеннее: "Насильно мил не будешь".
    За долгую жизнь (при своем непростом характере) точно уяснила - когда принимаю решение куда-либо не идти, в чем-то не участвовать, то ВСЕГДА в таких случаях не окружающих лишаю своего присутствия-участия, а себя обделяю, заметно-ощутимо обделяю. А "отряд не заметил потерю бойца..." В этой связи заголовок моего интервью можно, по прошествии времени, переименовать в "Утраченные возможности".
    Однако, разговор все же состоялся и часто выходил за рамки собственно Конкурса. Благодарю всех откликнувшихся. Всем - писавшим и нет - признательна за честность и искренность, в том числе в молчании. И тогда выплывает тот самый гениальный вопрос (спасибо, Елена Леонидовна!): О чем ты сегодня молчал..?
    Простите, если была не понята.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!