Внимание!


На странице "2020" опубликованы темы бесед с родителями и темы воспитательных мероприятий!

вторник, 22 января 2019 г.

Конкурсные уроки. Продолжение

Автор репортажа - 
Петропавловская Татьяна Евгеньевна, 
член Совета Ассоциации
Конкурсный урок – это всегда открытие.
Прекрасно, если урок становится открытием новых знаний, способностей, ценностей для учеников и новых приёмов, методов, «изюминок» для коллег.
Печально, если он высвечивает «необыкновенную легкость в мыслях», стремление поразить не всегда уместными эффектами, ничем не оправданное высокомерие, а порой и обыкновенную безграмотность.

Конкурс – это открытие педагогической состоятельности или её отсутствия. Именно начало начал и основа основ – урок – открывает личность учителя, уровень его профессионализма, ответственности, глубины и подготовленности.

Урок истории в 9 классе, который проводила Инна Аркадиевна Аванесян, учитель гимназии № 23, был посвящен советско-финской или, как её теперь называют, советско-финляндской войне 1939-1940 года.
Что было: работа с карикатурами, по тематике которых ученикам нужно было определить тему урока. Видеосюжет, где в разговоре нашего соотечественника и жителя Финляндии раскрывается их различное отношение к минувшей войне. Работа по группам, беседа по вопросам, раздаточный материал, часть которого даже оказалась прикрепленной под крышкой столов, дополнительные источники информации на ноутбуках.
Чего не хватило: микровыводов на каждом этапе урока, хотя ребята фиксировали в маршрутных листах основные вехи войны.  Четкой формулировки заданий в рабочих материалах: «Ход войны», «Линия Маннергейма»… Поэтому работа с  предложенными текстами во многом  напоминала просто чтение и пересказ, а не исследование и поиски ответа. Не хватило вовлеченности в урок всего класса – каждая группа большую часть времени оставалась замкнутой на своих участниках.
В результате при подведении итогов урока у некоторых учеников так и не сложилось целостное представление об этом не слишком хорошо известном периоде отечественной истории.  «Вы невнимательно слушали», - попеняла ребятам Инна Аркадиевна. А почему? Это уже материал для серьезного самоанализа, тем более, что потенциал у педагога, несомненно, есть.

Александр Владимирович Давыдов для своего конкурсного урока по обществознанию выбрал 11 класс. Знакомство, обещание, что «будет интересно». Напоминание о правилах работы в группах учитель начал словами: «Я хочу, чтобы вы…» И эта фраза ещё не раз прозвучала на уроке.
Выпускной класс, конечно, сориентирован на итоговую аттестацию, поэтому для обобщения ранее изученного материала Александр Владимирович предложил поработать над некоторыми заданиями ЕГЭ. «У вас есть несколько минут…» Несколько – это сколько?
Разбор заданий и позволил подойти к теме урока «Демографические проблемы в современной России». После формулировки темы ученикам был продемонстрирован видеофрагмент выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина о демографических проблемах нашей страны и задачах, стоящих перед обществом. Затем началось обсуждение проблем и задач, о которых, собственно, уже было сказано. Тема животрепещущая, ребята активно высказывали свое мнение, и, если вернуться к обещанию, «было интересно». Но при полном отсутствии фиксации и систематизации материала.
Очень интересное задание учитель предложил старшеклассникам: разработать проект народных инициатив с предложениями, как укрепить семьи и как повысить рождаемость. «Мы передадим ваши предложения…» - снова обещает конкурсант. Прямо как в «Мастере и Маргарите»: «кто-то требовал сейчас же, тут же, не сходя с места, составить какую-то коллективную телеграмму и немедленно послать ее. Но какую телеграмму и куда…»
Все отчетливее закреплялось впечатление, что Александр Владимирович, в первый день повеселивший зрителей и жюри своим наполовину импровизированным самопредставлением, решил и на уроке не следовать четкому плану, а лишь обозначить направления. Здесь мы тест порешаем, здесь видео посмотрим, а потом поговорим. Поэтому сколько времени отводится на каждый этап урока – это как пойдет.  Экспромт – это другое конкурсное мероприятие. И он тоже должен быть подготовлен заранее.
Хочется пожелать Александру Владимировичу, человеку с несомненным обаянием и харизмой, не плыть по течению урока, а выстроить точный маршрут со всеми промежуточными остановками и конкретным пунктом назначения, чтобы и груз достиг цели, и команда не разбежалась.

Еще один урок обществознания, на этот раз в 10 классе, смогли увидеть члены жюри и коллеги конкурсантов. Проводила его Анастасия Викторовна Вейсгейм, которая с первых минут объявила ученикам, что провести эти сорок минут с ними – радость для неё, заинтриговала семейной реликвией, напомнила правила работы в группах и предложила по рабочим материалам урока сформулировать тему. А тема и в самом деле острая, актуальная (наверное, в учебнике обществознания все такие): «Нации и межнациональные отношения».
Далее десятиклассникам предстояло выбрать из целей урока те, которые им ближе: освоить общечеловеческие понятия; определить собственную гражданскую позицию; научиться работать с информацией. Дальше – определить порядок формирования этнических общностей: род, племя, народность, нация. Здесь возникла заминка с ответом, поскольку ребята по-разному расположили карточки с определениями. «Я бы поспорила, - выражает сомнение учитель, - но обсудим после урока». Состоялось ли обсуждение?
Поиски ответов на очень важные вопросы о национальной идентичности и межнациональных отношениях могли бы состояться на уроке, но работа в группах, к сожалению, не разрушала, а возводила барьеры, мешающие услышать друг друга. А ведь ученики отвечали искренне, серьезно обдумывали свои высказывания, но их размышления часто оставались невостребованными. И, оказывается, после отмены «пятой графы» о своей национальной принадлежности нужно знать только в эмиграции. Трудно было уловить логику перехода от одного вида работы к другому, связь с заявленной темой. Значительную часть урока заняла работа с фотографиями, но некоторые, например, фиолетовая незабудка, символизирующая память о геноциде армян в Османской империи, так и не были никак прокомментированы. Комментарии Анастасии Викторовны звучали иначе: «Вы справляетесь с той задачей, которую перед вами поставила я», «Какие мысли были в моей голове, когда я выбирала эти фото? Прочитайте мои мысли».
На конкурсе много говорилось об использовании ИКТ на уроках, и здесь Анастасия Викторовна использовала QR-коды для опроса. При сканировании на экране сразу отображалась статистика: сколько учеников выбрали тот или иной вариант ответа. Какой ответ был правильным?
После просмотра фрагмента из соцсетей о дружбе учитель предложила создать хэштеги и продолжить обсуждение на просторах интернета.
Ах да, реликвия! А.В. Вейсгейм раскрывает секрет своей необычной фамилии: её мама русская, а папа – немец, поэтому для Анастасии Викторовны важны и дороги традиции этих народов. «Вы чтёте свои традиции? – обращается к классу учитель. – Я чту». И мы чтим.

Как использовать время перед началом конкурсного урока? Можно проверить еще раз планы и конспекты, подготовить кабинет, настроить технику. И еще можно познакомиться с учениками, которые проживут или проведут с педагогом ближайшие 40 минут. Ольга  Юрьевна Резниченко успела побеседовать с восьмиклассниками, представиться, объяснить, как можно быстро, тихо и организованно разделиться на группы в ходе занятия и вернуться обратно. К слову сказать, этот краткий подготовительный этап помог в дальнейшем избежать возни, неразберихи и грохота стульев, а работа велась то в группах, то в парах, то индивидуально, в зависимости от поставленной задачи.
Вообще урок произвел впечатление продуманности, связи между всеми его этапами, взаимной доброжелательной заинтересованности. «Бывают ли в вашей жизни перемены? – спрашивает Ольга Юрьевна. - Какие они? В чем заключаются?» И через этот понятный вопрос и распределение предметов из «перепутанных» посылок ребята выходят на тему: «Перемены в повседневной жизни российских сословий ΧVIII века». Ясно поставлены цели, задачи урока, уместно включен фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в котором нужно найти историческую ошибку. Овеществленная история: кофе и лапти, деревянная ложка и тюльпаны, работа с презентацией, иллюстрациями, сравнение жилых строений и интересные факты, физминутка в качестве приглашения на бал, поиск неточностей, фиксация изменений – все это позволило погрузиться в ожившую атмосферу минувших веков, посмотреть, потрогать. «примерить» на себя быт Петровской эпохи. Домашнее задание: составить «Программу званого обеда» дворян  ΧVIII века. В конце – рефлексия: «Назовите слово –ассоциацию к сегодняшнему уроку, задайте вопрос, ответьте на него, поменяйтесь листами с соседом, поставьте оценку. Похвалите соседа». Улыбки детей от осознания интересно и с пользой проведенного времени. Звонок на перемену. Перемена состоялась.

Ложка после обеда.
Хочется обратиться ко вчерашним участникам Конкурса.
Для начала немного воспоминаний.
Пеликаны прошлых лет, которым посчастливилось оказаться у Татьяны Адольфовны Ваховской на «разборе полетов» после каждого конкурсного дня, думаю, не забудут их никогда. Наши воображаемые «короны», «чувство глубокого удовлетворения» после урока или мероприятия, зародыши самоуспокоенности, ростки самодовольства – все разлеталось в пыль под беспощадной критикой Мастера. Все огрехи, ошибки – даже случайные, неудачные фразы – даже от волнения, а тем более, «мелкость» раскрытия темы, поверхностность или однобокость при решении проблемных вопросов – всё извлекалось на обозрение, и вот уж где была рефлексия! «Как может учитель говорить на уроке «скажите МНЕ»?! - звенел от возмущения голос Татьяны Адольфовны. – Кто вы, такая великая? Вы, что, этого не знаете? Скажите ВСЕМ! … Как мог учитель, приводя в пример предложения о высоком предназначении Матери, сказать «найдите лишнее»? …Как можно было настолько небрежно готовиться к уроку, чтобы что-то там «подчитнуть»? Как могло произойти, что конкурсант подменил тему задания, увел/ушел в сторону, рассуждая о совершенно других вещах?»
И мы, только что упоенные мнимым успехом, вжимались в сиденья, и казалось, что каждое слово летит в тебя, хотя имена не назывались никогда! И сгорали от ощущения собственного ничтожества: «Как я мог? Как я могла? Неужели это я?»
 И мы учились.
Быть глубже, собраннее, становиться на цыпочки, не успокаиваться, видеть скрытый смысл, поднимать планку требований к себе… И ни у кого не возникало мысли, что нас «засудили», несправедливо раскритиковали, обидели… Не унижение, а благодарность за преподанные уроки испытывали мы. Потому что в упреках Татьяны Адольфовны слышалось другое: вы можете больше, почему же вы не дотянули?  Пеликаны прошлых лет, вы согласны? Или это только мои впечатления?
Для чего, собственно, все эти мемуары? Возможно, публикации в Блоге могут кому-то из Волны - 2019 показаться резкими, жесткими, предвзятыми. Отнюдь. Поверьте, освещая события Конкурса, никто из пишущих ни в коем случае не преследовал цели оскорбить чьи-то чувства, сравнить кого-то с кем-то, продемонстрировать собственное якобы превосходство, высмеять, поглумиться.
 У Конкурса должен быть Уровень.
Поэтому здесь нужно прыгнуть выше головы (собственной!), запомнить эту высоту и сделать её ступенькой для будущего самосовершенствования.  Успех, бесспорно, приятен, но он «расхолаживает».
Работа над ошибками – вот основа дальнейшего роста, которого искренне желаю всем Пеликанам – 2019.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!